5 мин.

Почему Слуцкий в сборной — не более, чем самый очевидный вариант

Сначала я наткнулся на висящую на главной странице сайта статью Дениса Романцова о том, что решение назначить Слуцкого новым главным тренером сборной России — непродуманное, политическое, и вообще является надругательством над нашим футболом. Статья, безусловно, нашла отклик — я почувствовал изумление и раздражение, и даже написал небольшой комментарий. Он вышел настолько не небольшим, что мотивировал меня на полноценный ответ в блоге, который вы сейчас читаете.

Начинает Денис с цитаты Мутко десятилетней давности, в которой самый последовательный человек нашего футбола категорически исключает совмещение постов в сборной и клубе. Это, безусловно, смешно, но рассматривать в качестве главного аргумента против совмещения мнение обсмеянного в свой же статье Мутко десятилетней давности было бы еще смешнее, нет?

С другими аргументами против тоже не все однозначно. Да, «успешный опыт футбольного совместительства» за это время не случился, но и неудачного не было. Да, будут вопросы, почему Слуцкий «ставит Набабкина, а не Комбарова, или Дзагоева, а не Шатова». Но даже к нейтральному Капелло такие вопросы были — основаниями для них, как правило, служит текущая форма футболистов, а вовсе не клубная принадлежность. Причем, как справедливо замечено в другой статье, висящей на главной, Слуцкий, в отличие от Капелло, умеет объяснять свои решения.

Слуцкий отлично умеет объяснять свои решения

Пассаж о том, надо ли это самому Слуцкому, я оставлю без комментариев. Полагаю, Леонид Викторович сам разберется и без меня, и без Дениса Романцова, и даже без Мутко. А вот про «политичность» решения стоит сказать особо.

Считать это решение политическим может только человек, обывательски далекий от политики. Это простительно, просто не стоит переоценивать свое мнение — оно, безусловно, важно для вас, но далеко от истины так же, как нота фальшивящего «певца», поющего на кухне под гитару песни Цоя. Никто не отнимет у него душевности, но душевность никому еще не добавляла класса. Но я отвлекся...

«Задайте себе вопрос», — пишет Денис, — «почему с 2006-го по 2012-й мы выбирали тренера сборной только из иностранцев, а сейчас – только из наших? В футболе что-то изменилось? Иностранцам запретили тренировать сборные?». Нет, Денис, не запретили, но в 2006-м у нас не было тренеров Карпина, Хохлова, Аленичева, только вливались в профессию Бородюк и Черчесов, а сам Слуцкий всего лишь второй год тренировал ФК «Москву» — свой первый клуб в высшей лиге, и считался перспективным нашим тренером, как и только получивший лицензию PRO Андреей Кобелев. Большая же часть опытных российских тренеров, хоть как-то себя проявивших, уже имела негативный опыт руководства нашей сборной (Газзаев, Семин), или вовсе уходила на пенсию (Романцев).

Выбор в пользу иностранца был очевиден, а когда первый иностранец — Гус Хиддинк — принес сборной успех, тенденцию решили продолжить.

Гус Хиддинк — первый успешный иностранный тренер сборной России по футболу

Сейчас же у нас есть целая плеяда состоятельных отечественных тренеров. Кто-то из них добился большего, кто-то — меньшего, кто-то и вовсе только начинает, но у нас хотя бы есть выбор. И, как только этот выбор появился, все в один голос начали говорить о необходимости русского тренера для русской сборной. Буквально все — и комментаторы на этом сайте, и «эксперты» разных мастей (от Мостового до Гершковича), и сами футболисты. Поэтому решение выбрать тренера по национальному признаку можно назвать популистским, но от этого оно не становится политическим.

Да, в мире сейчас кризис, в стране курс на импортозамещение, в головах либо патриотизм, либо отчаянное его отрицание. Как пела Земфира, «просто совпало». Удачно, спору нет, но первопричиной не является.

Если снять нелепое ограничение по национальному признаку и поискать тренера-иностранца, то кого мы найдем? Только что ушел Капелло — объективно сильный тренер, уже долгое время (хоть и с переменным успехом) работающий именно со сборными, выкладывающийся вне зависимости от того, платят ли ему его сумасшедшую зарплату. У него по ряду причин не получилось. Нам нужен иностранец ему на смену, которого не выдернут в расцвете сил из клуба (как Слуцкого), который не будет просить сумасшедшую зарплату (потому что РФС на грани банкротства и вторую зарплату Капелло не потянет), который... да ладно, достаточно только первого пункта. Вы знаете таких? Тренеров, подходящих для работы со сборной, достаточно высокого класса, нигде при этом не занятых?

Дон Фабио одобряет кандидатуру Слуцкого

Более того, дальше Денис пишет: «...после зимней (!) Олимпиады, которую мы бы не выиграли без привлечения иностранных спортсменов и тренеров, президент задал тренд на российских тренеров и поэтому в футбольной (!) сборной нам теперь позарез нужен русский, ради которого можно и его личные планы нарушить, и самый стабильный клуб страны взбаламутить. Это политическое решение – в футболе ими успеха не добиваются». Я вот не уверен, что Слуцкого так уж «выдергивают» из клуба — во-первых, поработать со сборной своей страны любой тренер сочтет за честь, во-вторых, у всех есть право на отказ. Тренировать под дулом автомата его заставлять никто не будет — не те времена, знаете ли. Вообще бредовое предположение.

Кстати, разве во время той самой зимней Олимпиады еще не было политических оснований для тренда? Если вы считаете, что нет, то вы правда, правда далеки от политики. Расклад на мировой арене, определяющий эти самые тренды, меняется не каждый час, и даже не каждый год. Все уже было очевидно.

 

Подведем итог

Совсем недавно сборную покинул сильнейший из возможных иностранных кандидатов — у него не получилось. Возможно, получилось бы у не самого сильного, но вопрос не в том. Теперь мы пробуем сильнейшего из тренеров, задействованных в нашем футболе, адаптированных к нашим реалиям и добивавшегося у нас успеха, пусть и на клубном уровне. То, что им оказался наш соотечественник — приятно, и удачно совпало с общей политической тенденцией, вот и все.

При этом никаких гарантий у нас нет, как при любом другой назначении. У Слуцкого, безусловно, есть масса плюсов, но помогут ли они ему проявить себя в конкретной работе — неизвестно. Поэтому мы можем только пожелать ему удачи, ждать, и воздержаться от преждевременных оценок.