5 мин.

Не ставьте «Динамо» игру

Вот даже интересно, в какую сторону теперь «Динамо» дернет. Прямо как витязь на распутье: вот есть и. о. Хохлов, вот есть свободный, как ветер, Красножан, а вот есть кошелек, который наймет хоть кого из Европы. Есть еще Александр Бородюк, спортивный директор. Такие четверо разных, такие увлекательные дороги – только спорь! А спорить в Динамо о путях развития и магистралях прогресса есть кому, вот еще Сергей Вадимович Степашин подозрительно долго молчит, вот еще с отдаленной планеты Сарсания не полетели пламенные протуберанцы...

Мне не хочется много злословить, потому что я просто не понимаю, просто теряюсь в догадках, как же управляется «Динамо». Поэтому просто постараюсь сформулировать, что именно меня ставит в тупик. Силкин ушел, и даже, что не преминут напомнить, сам – никто его не выгнал. Формальность это или нет, выгнали ли бы, если б не сам и так дальше – может быть, это и существенно, но для какой-то другой проблемы. Мне любопытней всего, что ж это за метаморфоза такая – вот объясните мне, как это возможно. Команда остается без тренера. На место и. о. назначается человек, практически живущий в клубе лет тридцать. Никогда не рассматривавшийся в качестве кандидата при этом и не рассматривающийся в момент временного назначения. Вдруг команда начинает играть в совершенно умопомрачительный футбол буквально на следующий день. И играет так до конца года, не месяц. У меня сразу несколько вопросов: очевидно ж, что Силкин (я ведь о его приходе говорю) как минимум дельный тренер. Что ж его никто и никогда, сидевшего под боком, не принимал всерьез? Как же так выходит, что на свое, не то чтоб родное, бог с ним, с родством – а вот на то, чем ты уже располагаешь, годами не смотришь? Или же смотришь – и не можешь разобраться? Или даже не пробуешь начинать разбираться?

Силкин утвержден главным тренером. Проходит совсем немного времени. Что такое по меркам футбольной команды полгода? И команда начинает буксовать. Не буду перечислять всем известные обстоятельства, более или менее туманные, более или менее спортивные или же взаимоотношенческие. Потому что ведь с Ворониным так или иначе конфликтная ситуация имелась? Имелась. Стороны ее называли по-разному, но о терминах пусть спорят лингвисты. При этом Воронин стал хуже играть? Стал. Мы это точно знаем, поскольку был финал Кубка, был чемпионат Европы – с отдельной подготовкой, в другой команде, Андрею там не удалось показать ничего. Ноль. В общем, сложная история. В конце концов Силкин уходит – проблемы, накапливаясь день за днем, превысили критическую массу.

Правдой будет сказать, что Силкин не справился – ну, или не справлялся и, не имея достаточной поддержки среди кого бы то ни было, от трибуны химкинского стадиона до отдаленной планеты Сарсания, ушел, или ушли, или выгнали бы, ели б сам не ушел – это сейчас неважно. Господствующее мнение – Силкин не смог найти общего языка с авторитетными игроками. Тут что вот что забавно... Ощущение дежа вю. Ровно та же формулировка сопровождала последние месяцы динамовской карьеры и уход из команды Андрея Кобелева. Добился успеха с молодыми, потом потребовалась свежая кровь, инвестиции, благополучие, приехали звезды – Кобелев уволен, причем действительно команда играла-то неважно. Может, потом бы и заиграла; но мы этого не узнаем. Нет сослагательного наклонения даже у футбольной истории. И вот что выходит. Кобелев и Силкин – два тренера, которые на разных отрезкх динамовской жизни, с разными, в сущности, командами поставили Динамо самую лучшую, привлекательную, во всех смыслах результативную игру. Оба они были выходцами из динамовских недр, и оба становились тренерами не в качестве стратегического выбора, а через и. о. И оба ушли, не справляясь со звездами. Как это мило. Скажите, а есть ли вообще другой пример клуба, который в последнее время вот так вот, буквально в карманах порывшись, доставал наружу самобытных тренеров, своих плоть от плоти, с взглядами на футбол и своей манерой игры? Да нет, конечно. Нет и близко. Я вот к чему клоню; не к верности цветам, нет. Вот отставка Силкина. Не на ровном месте (как и кобелевская). Но ведь человек-то работать умеет. Может, ему в чем-то помочь надо было? Может быть, доверие? Вы скажете – доверие было, Силкин фактически управлял трансферами, расставался с игроками, переформировал штаб... А я вас спрошу: почему вот это называется доверием? По-моему, это не доверие, а безответственность. Ну ладно мы не получили представления нормального, кто такой Силкин, как он до седых волос сиднем просидел, а потом его команда чемпионат премьер-лиги взбаламутила в одночасье. Но ведь в этом, похоже, не разобрался и клуб. Сперва нашел его в кармане, потом выписал контракт, потом дал полномочия почти неограниченные... А может, они и не нужны были? Поддержка тренера, она же более четкий синоним слова «доверие» – это не вручение все больших полномочий. Это четкое понимание, что человек может, а что нет. Это клубная работа, абсолютно идентичная тренерской работе в команде: сильные стороны игрока должны работать, а слабые прятаться. Ровно одно и то же.

Факт заключается в том, что в Динамо за пять каких-то лет родились два самобытных тренера. И ушли, в сущности, потому, что не оказались, прости Господи, моуриньями. Оказалось, что они с определенными слабостями. Господа, а вы ждете, что же, прямо вот готового? С куста чтобы, как крыжовник? Разве есть на свете место, где родившегося в своем клубе талантливого тренера не пестуют, не тащат, и это, конечно, прилюдно, а под трибуной его, безусловно, и по рукам лупят, и спрашивают: «Ты че, дурак?» Ну, конечно, в очень-очень, очень-очень-очень приватной обстановке, потому что для пользы же дела. Такой способный Хохлов. Такой опытный Бородюк. Такой несчастливый Красножан. Вот интересно, они, реальные или чисто умозрительные, кто как, претенденты поработать в Динамо – вот они понимают, что если сейчас команда встрепенется и заиграет, это означает, в сущности, только то, что их скоро уволят? Неизвестны только конкретные обстоятельства, ну, и сроки плюс-минус. А вот формулировка будет почти наверняковая – не нашел общего языка со звездами. А кто на самом деле и с кем его не нашел-то, а?

Седина в Бороду. Денис Романцов – о кризисе «Динамо» и Сергея Силкина