5 мин.

Совсем не чудо

Не спалось. Хорошо-то как, Господи.

И, главное, приятно ошибаться. Я не видел шансов после жеребьевки, не думал, что можно надеяться на что-то конкретное в канун первых матчей – и мне было страшновато высказывать надежду после первых игр. «Зенит» ведь в общем-то не завоевал в стартовой игре решающего перевеса; 1:0 в домашней встрече – это своего рода стратегическая инициатива. Для того чтобы реализовать подобный задел, трудиться и потеть приходится в разы порой больше, чем в первой игре. Да матч ведь это и показал.

У двух матчей есть один конкретный герой. Это полузащитник (а впрочем, кем он только ни был в этих двух матчах) Анатолий Тимощук. Возможно, во мне бурлят те самые эмоции, и я прекрасно отдаю себе отчет в том, что говорю всего лишь о двух матчах – но я скажу тем не менее, что более сильной, цельной, харизматической игры опорного полузащитника мне не доводилось видеть никогда. Это был бенефис. Главное, что трудно вообще вспомнить, чтобы именно игрок такого амплуа выступал в роли главного героя; но так уж сложилась игра. Тимощук выгрызал всю середину поля, ограничивал его деятельность только размах его собственных челюстей. Он был там, где надо, там, когда надо, и делал именно то, что надо. Даже в момент, когда «Вильярреал» забивал второй мяч, именно Тимощук предпринял последнее, героическое усилие для того, чтобы гола не допустить. Но его вмяли в сетку вместе с мячом. Ничего! Времени на большее все равно не оставалось.

Что же принесло «Зениту» победу? Потому что ведь один в поле не может быть воином. Мы можем говорить о том, что команда замечательно готова для начала сезона, беря во внимание функциональные качества; и это действительно так. Значит – браво, тренер Дик? Безусловно. «Зенит» в смысле «физики» прошел совершенно удивительный тест – он продержался во время, по сути, еще межсезонное не просто 90 минут, а еще и половину времени вдесятером и концовку – в девять человек.

(Здесь любопытно заметить в скобках вот еще что. Как видим, проблема ранних матчей упирается вовсе не только в неполадки с физическим состоянием игроков, это задача решаемая; по-настоящему невозможно компенсировать нехватку игрового тонуса. Извините уж за расплывчатое понятие. «Зенит» исправно бегал; Погребняк носился, Зырянов с Тимощуком вспахивали середину поля, Ким с Анюковым летали по краешкам – но взаимопонимания, крепости команды в тех местах, где стыкуются линии, несомненно, не хватало. Именно так сказывается отсутствие соревновательной практики; тут она, видимо, незаменима).

В общем, Адвокат молодец, конечно. Но мне лично мешает видеть в нем главного провозвестника победы странный все-таки, как мне кажется, выбор в качестве защитника Романа Широкова. В первом матче – понятно, на это нужно было пойти, потому что не было выбора. Но во втором сажать на скамейку прекрасно проявившего себя Крижанаца? Не сомневаюсь, что этому есть объяснение; но уверен, что удаления вполне могло и не быть, не играй Роман в центре обороны. Потому что оба предупреждения он получил, исправляя ошибки, связанные с потерей позиции. В общем, достаточно характерная ошибка человека, для которого игра в обороне еще не стала навыком. Мне кажется, здесь Адвокат совершил ошибку.

Очень уверенно сыграл Малафеев. Выручал; но выручать у него получалось и раньше, а вот так, чтобы излучать уверенность – ну, это новое в его игре. Это было даже важнее; вообще-то в ответном матче моментов у «Вильярреала» было столько, что никакой вратарь не наспасался бы, если б они сами не мазали. Ну, да это их дело, пускай их тренер их же и дрючит за промахи в упор; нашей-то команде было важно во всей этой ситуации не запаниковать, не сбиться с собственной линии. Ну, не попали; ну, так счет ведь тот же. Отряхнулись – и пошли дальше. Биться.

Выдающиеся матчи сыграл Павел Погребняк. Сейчас модно говорить, что его очень встряхнул невызов Хиддинком в сборную. Мало ли, кого как такие вещи встряхивают! Кто-то и запьет, неровен час. Я это к тому, что нельзя все объяснять только правильными эмоциями да мыслями; Погребняк – парень хоть и простой, да правильно устроенный, он и без этого невызова, уверен, прекрасно понимал, что прошлый сезон получился неудачным, и еще один такой вернет его если не буквально в Томск, но точно на тот, прежний виток карьеры. Сыграть вот таким образом мог только человек, который блестяще готов к сезону, который действительно жил этой идеей.

При этом я категорически не согласен с оценкой судейства. Штефан Месснер отработал совершенно нормально. Оба удаления у «Зенита», к сожалению, по делу – с широковским никто и спорить не станет, а что касается второй карточки Ширлу, так ведь тянул, тянул же время «Зенит». И несмотря на предупреждение Малафееву – тянул и дальше (и Малафеев в том числе). Это карается. Нет, там не было убийства; был просто очень и очень тяжелый матч.

Но главное, как мне кажется, все-таки не в этом. Главное то, как все эти усилия – чьи-то выдающиеся, чьи-то умеренные, кто и ошибался, – складывались в одно. Ведь до сих пор у «Зенита» не было вот такого вот еврокубкового матча, у команды, по сути, не было репутации европейского бойца. Никуда не денешься; в Европе «Зенит» играл мало и играл, если посмотреть на круг, никак. Позор имени финской команды «Куусюси» помню еще мальчиком, и это вообще не забывается, это просто перебивается более сильными впечатлениями. Наконец-то они пришли!

И вот новый «Зенит» на наших глазах как раз сделал такую важнейшую вещь. Он заработал репутацию. У него уже был неплохой марш по Европе под водительством мятежного пана Петржелы, но вот такого матча, с таким соперником, при таких обстоятельствах – не было. «Зенит» в игре с «Вильярреалом» писал историю – не мировую (эту вечно пишет кто попало), а свою собственную. С которой самому же и жить. Мне вот… лестно было при этом присутствовать. Видеть это и запомнить.

И вот это важней всего. Например, важнее того, что теперь у нас будет возможность через год заявить сразу две команды в основной турнир Лиги чемпионов и третью пустить через квалификацию. Знаете, почему? Потому, что коэффициент изменчив. А что с нами останется надолго, так это знание: мы не просто сможем выставить лишнюю команду в Европу. У нас там будет кому играть.

А чего ее бояться…