4 мин.

Обобщая сбор сборной

Прекрасно понимаю, что долго не писать нехорошо. Кой-какие причины были – примерно через зиму я болею, и в прошлую как-то все обошлось; но дело не только и не столько в этом, конечно.

Главным образом дело в том, что каким-то образом упустил хвост российских событий. Думал вот Кубок Первого канала посмотреть да рассказать о впечатлениях, но первые матчи прошли мимо меня по совершенно объективным причинам – работал синхронно другие матчи сам, а потом уже по одним результатам все было ясно, причем довольно лаконично. Ну, и так далее, как сказал поэт. Событиями межсезонье не сильно богато. Ни тебе приобретений, ни тебе расставаний.

Я поэтому буду рад, если вы потом в хвосте каментов напишете, о чем бы вам хотелось прочитать в связи с российскими событиями. Как-то не ищется поворот темы. Но ощущение мимо едущего поезда преодолеть возможно только одним способом: что-то написать. Только так в него и вскочишь. Я решил выложить свои соображения про завершившийся сбор сборной.

Мне, знаете, что стало любопытно? Просто отчаянно... Вот так или иначе все клубные тренеры дали понять, что от сбора национальной команды они не в восторге. В принципе, это логично: разумеется, для любой работы лучше, если работать станут все синхронно и не отвлекаясь. Конфликт – не обязательно слов, не обязательно эмоций, но интересов – тут вечный.

Вот задался странным вопросом: а почему, если все клубы знают о дате для матчей (ну, или сбора) сборной, никто ни разу не подгадал свои тренировки так, чтобы вот на эти числа пришлась пересменка? Честно, я вполне допускаю, что для этого есть какие-то высокие основания. Но удивительно, что вот никто и никогда. Ведь игроки-то разъезжаются не только российские. Ладно бы это была личная придурь Хиддинка – пауза-то запланирована в мировом календаре!

Вроде бы даже и не глупость сказал...

Ругани же вокруг отъездов игроков, в частности, острым замечаниям Станислава Черчесова, думаю, не стоит придавать большого значения. Все это более или менее темпераментное, но – ворчание. По сути так. Неохота, но придется; святое право тех, кому неохота, поворчать. И даже неудивительно, что резче всех оказался Стас Саламович – в конце концов, у него первая в карьере такая вот масштабная и ответственная, на глазах у всех, предсезонка. И сезон, к которому она пред-, во многом решающий. Ну, понервничал человек. Бывает.

О самом же сборе мне, признаюсь, так и осталось непонятным, почему нельзя было с кем-то сыграть. Для отработки любых взаимодействий, для закрепления любой работы не бывает ничего лучше спарринга – это не мои слова, я ни разу в жизни ни от одного тренера не слышал ничего, что бы этому противоречило. Мне кажется, что отсутствие игры – чей-то персональный косяк, который всем миром решили не раскрывать.

Ну, а без сбора никак нельзя. Ведь сборная – она вообще от слова «сбор». Это форма ее существования; если она не собирается – она не существует как команда. Команда разъехалась после игры в Андорре в середине ноября; три месяца прошло – а упусти сейчас возможность для совместной работы, так и все пять (следующий раз – только в конце марта). Нет, это бы никуда не годилось.

Конечно, тренировочная работа на сборе была проведена со значением. Не впустую. Наша сборная вообще только сейчас, только готовясь к Евро, будет вести настоящую тактическую работу, приобретать собственное игровое лицо – подготовка к отборочным матчам была и остается работой на бегу, особенно если её приходится начинать с переосмысления самого состава команды, как было в нашем случае. Но главным капиталом тем не менее, я думаю, остается именно факт встречи и совместной работы. Факт работы играет больше, чем сама её цель. Насколько я могу судить по отзывам очевидцев, игроков и журналистов, работавших на сборе, – обстановка была самая рабочая и при этом непринужденная. Отлично, что у сборников, которым ещё предстоит в то время, как остальные будут отдыхать в мае-начале июня, интенсивная работа по подготовке к Евро – сейчас немного переключились, сменили компанию, общение и прочее, встретившись друг с другом.

Мне даже кажется удачной шуткой (по-моему, первой за много лет) фраза Валерия Георгиевича Газзаева – за точность не поручусь, мне ее пересказали, но где-то он выразился в том смысле, что игроки сборной едут на товарищеский ужин. В общем, это так и есть по сути – за исключением того, что вместо ужина были занятия.

Я думаю, что к игре с Румынией будет вызвано несколько новичков (двое-трое, для игровой проверки в самый раз). Вот уж их-то вне игровых практик просматривать бессмысленно. Мне страшно интересно, кто это будет. Гадать очень хочется, но как-то у меня не получалось за Хиддинком угадывать (за исключением одного раза, когда угадал, что из-за травмы Акинфеева в обойме сборной появится именно Габулов). Но новички будут. Ведь везти на Евро нужно не 18, а 23 человека, и каждый должен быть так или иначе готов сыграть. Ведь мало ли, как карта ляжет.

Вообще ведь интересно именно это. Начнется наш чемпионат, а в год большого турнира, да чтоб еще мы на него попали, самые разные футболисты реально рассматривают начало первенства как шанс заявить о себе. Так было в 2002 году – но Романцев не замечал упорно ни Игнашевича, ни Гусева, ни Овчинникова. Так было и в 2004-м – но Аршавин так и остался дома. Интересно, что черпанет из этой предсказуемой активности кандидатов в сборную, так сказать, широкого круга Хиддинк.

Правда, для этого надо будет много смотреть матчей чемпионата России.