5 мин.

Лафа кончилась

Согласитесь, тут ведь собраны в одну две разные истории. Вместе у команд получилась одна запоминающаяся строчка в истории – 12 голов за матч, круто-круто! Но вот давайте вспомним: был в чемпионатах Союза матч, который закончился со счетом 8:5. И, сколько ни вглядывайся в эти цифры сами по себе, ничего, кроме «круто», и не скажешь – чистая каббала. Как-то не оживает история. Может, потому, что давняя. Но я думаю, в первую очередь потому, что мегаколичество голов – это все-таки казус. В первую очередь казус. И именно в таком качестве входит в историю летописную. А историй житейских тут две. Вот первая -

9:3

«Гоород над воольнай Невоой! Все балеют за «Зенит» родноой!» Это же счастье. Победа есть победа, казусность – казусностью, но те, кто видел, и в особенности те, кто был на стадионе, этого, конечно, не забудут. Уверен, им простится в четверг опоздание на работу. Счастье есть счастье!

Крупный выигрыш – большая радость. В юности я увлекался покером, так вот в смысле чувств нет ровно никакой разницы между победой, когда ты уверенно сблефовал, вовремя пасанул, а потом четко разыграл преимущество, и другой – когда тебе перла карта весь вечер. Это не важно. Утром ты просыпаешься с чуть тяжелой головой, потому что счастливые игры длятся долго, и весь день на твоем лице – а может быть, и не один день – время от времени играет беспричинная (только в глазах окружающих), с тенью гордого самодовольства улыбка. Ты – победитель!

Я уверен, что такая победа, конечно, придает уверенности в своих силах. «Лучу» несдобровать» – конечно, в том случае, если к субботе улыбка заслуженного самодовольства сойдет с лица. День, ну, пару – это терпимо. А игра с «Лучом» через два на третий.

Однако сейчас, когда праздник проходит, я хотел бы сказать, что, как мне кажется, проблемы «Зенита» не решаются психологическим подъемом. Возможно, в какой-то степени – в лучшем случае второстепенный фактор – психологизм наличествует в том, что у прямых конкурентов, у команд большой четверки, «Зенит» пока так на разу и не выиграл. Но это, думается, доля малая. Проблема «Зенита» – в физическом тонусе (см. недавние слова Домингеса в интервью, кажется, «Советскому спорту»), проблема Зенита – в компактности линий. Именно на эти вот, «сложные», так сказать, высокие футбольные добродетели проверяли команду по-настоящему сильные соперники. А в матчах с теми, кто заведомо в классе уступал, козырем «Зенита» оставалось высочайшее индивидуальное мастерство игроков. Именно оно же и стало главнейшим козырем в матче против развалившегося «Динамо». Свободные зоны, не просто медленный, а отсутствующий, я бы сказал, переход от атаки к обороне – все это и позволило «Зениту» реализовать свои козыри, имевшиеся и прежде. Так что перелома в движении «Зенита» по чемпионату я, честно говоря, не жду. Во всяком случае, по этой игре.

Из других наблюдений в матче укрепился во мнении, что очень существенное качество Зырянова – он моментально входит в игру с замены. Так было и в предыдущем матче с «Динамо», кстати. И еще в том, какой же Домингес командный игрок. Явно команде в обычной, не пышущей удачей и счастьем жизни не хватает кондиций. Явно! Как только это оказалось неважно – ключ повернули и полетели. Однако эта лафа закончилась.

Перейдем ко второй части истории -

3:9

Безусловно, Кобелев рисковал, и, столь же безусловно, опасностей этого риска он не оценил в полной мере. Хваля Кобелева за здравую работу, за постановку игры, мы подзабыли, что вообще-то он молодой тренер. И опыта, который хранил бы его от ошибок, ему в этот день и не хватило. Впрочем, опыт, как известно, сын ошибок трудных. Это когда-то написал другой человек, который до сегодняшних лет Андрея Николаевича, кстати, трагически не дожил. Ничего, трудные ошибки бывают у каждого свои.

Как и опыт.

Однако, как мне кажется, риск – не риск, а иначе поступить он не мог. «Динамо» с начала сезона тянут 13-14 человек, надорвать их – значит погубить чемпионат. Отдых, сохранение недельного цикла были жизненно необходимы. Конечно, отдых лидеров – это вопрос пропорций. Я думаю, что все-таки либо Семшов, либо Хохлов, оказавшись на поле, могли бы помочь навести порядок в этой ключевой зоне, которая оказалась, до тех пор, пока под ударами судьбы не развалилась, неспособной ни креативить, ни создавать достаточную плотность в отборе. Что, собственно, и является главным источником игры «Динамо» обыкновенного – привычно грозного, быстрого... Всякого.

Если в матче чемпионата «Динамо» было собой и не позволило Зениту разыгрывать мяч, как угодно, «Динамо» образца среды именно этого сделать и не смогло. «Зенит» остался прежним, он играл на невысокой скорости, но не встречал должного сопротивления. Это все равно, что сказать: резвитесь, ребята. И не нужно сетовать на три пенальти – пенальти тоже из чего-то получаются, это ведь следствие атачной остроты. Вот три прорыва в штрафную и закончились тремя фолами. Это логичное продолжение игры и ничто иное.

Ну да, вляпались в историю. Стыдно? А как же не стыдно, девять мячей пропускать! Но сегодня, во-первых, это уже приходится на вчерашний день. Можно ли сломаться? Можно! Если слабаки. А вообще то памятное поражение 1:7, которое сейчас многие справедливо вспоминают как красиво отданный сегодня долг, случилось в самом успешном сезоне «Зенита» в его современной истории. Тогда те парни не оказались слабаками. Что будет с нынешними – начнем смотреть с субботы, с игры против «Химок».

Трудней всех Львенку. Я не помню случая, чтобы после такого потрясения (ему выпало 8 штук) вратарь быстро приходил в себя. Филимонов сломался когда-то. Малафееву потребовался почти сезон, чтобы оклематься после Португальского Обстрела. Но он еще совсем молодой, у молодых памяти нету. Блин, поеду на «Химки», честное слово. Хотя бы на тайм...

Многое зависит от тренера. Еще больше – от опытных лидеров команды, не игравших в матче. А больше всего – от болельщиков.