4 мин.

Больной перед смертью потел?

Фото: Fotobank/Getty Images/Handout

К сожалению, нет ни сложного вопроса, ни сложного ответа. Проблема стоит с простотой и откровенностью барана перед новыми воротами, стоит и хлопает глазами: как вышло так, что опытная сыгранная команда, совершенно точно умеющая играть в футбол, оказалась не готова к большому турниру? И нет никакого другого варианта ответа, кроме очевидного: кол за подготовку. Кол.

Матч с греками вполне можно было не проиграть. С точки зрения результата – это же один точный удар. Его и случайно нанести можно. Известны случаи, когда и этого не требуется; они называются «автогол». Мало того – в конкретном случае для выхода в плей-офф, заметим, с первого места сборной России хватило бы гола в другом матче, в другом городе, с участием других команд – если бы Польша свела дело к ничьей в матче с чехами...

Так что мы будем рассматривать немного иную проблему – не статистические казусы и соотношение случайностей с закономерностями, а турнирную судьбу нашей команды. Ее удобно рассматривать на фоне чехов, которых мы раздолбали в полные шкварки неделю назад. Сегодня чехи – победители группы, а мы едем домой. Вот это вопрос, и практически сразу ответ. Потому, что если команда за неделю идет по нисходящей, из уверенно-маститой становится занесений и растерянной, это может быть объяснено единственным образом – провалом подготовки. Мы-то смотрели тот матч. Мы не перепутали. Есть одна важная примета; в принципе, кто и ошибся, может быть – две игры шли параллельно, красные в каждой из них играли с белыми, счет там и там один... Но есть одно важное отличие: в нашей игре периодически можно было видеть одного маленького самоуверенного болвана, который нервно подтягивал штаны. Если вы не понимаете, о ком я, то и слава Богу, потому что больше вы его уже не увидите. Он провалил свою работу и, что и составляет словарное свойство болванов, улетел, гордясь собою, о чем прямо и сообщил.

А в чем именно заключался просчет тренерского штаба – вопрос даже и неинтересный. Мне, во всяком случае. Я ж не знаю, как команда готовилась. Не разбираюсь в фитнесе и фрешнесе, не обучался этому. Кому-то эти планы представлялись, кем-то утверждались... Вот, помню, – да то и не секрет, книжки написаны об этом – как четыре года назад тренер сборной России, отстаивая конкретный план подготовки, в какой-то момент в сердцах говорил: мне нужен вот этот и этот специалист, если вы считаете их дорогими, то я сам оплачу их услуги. А как было сейчас, я не знаю. Да теперь и зачем это знать-то? Все как в анекдоте про опоздавшего врача: «больной перед смертью потел? – Потел. – Очень хорошо, очень хорошо...» Грубость просчета с выходом команды на пик возможностей подчеркивается и тем, что не было ничего, что можно было бы назвать «планом Б». Ну, если только не считать «Б» сокращением уже приводившегося слова «болван». Он так и не шагнул за рамки очень узкой группы игроков.

Неизвестно, было ли бы лучше на Евро, но мы же помним слова нашего тренера, что перед ним стоит задача добиться результата. Значит, сквозь призму им же сказанного расчет оказался неверным, а мы с вами четко себе представляем: может быть, результат бы лучше не стал, но сейчас у России была бы группа игроков в возрасте, далеком от критического, понюхавшая пороху и побывавшая под, так сказать, огнем. Вместо этого мы фиксируем весьма драматический крах очень и очень способного поколения игроков, тем более, не знаю как вам – мне вот особенно дорогого, поскольку как поколение оно раньше не выглядело. Они не играли вместе за молодежки, мало на кого с юных лет смотрели с надеждой, да и вообще времена их юности с надеждами на успех сборной не сильно сопрягались. Их карьеры стартовали в основном задолго до того, как в российском футболе появились настоящие возможности. Они словно с разных сторон сошлись на каком-то счастливом перекрестке, Аршавин – талант, долго не получавший признания, баловень судьбы Кержаков, суровый Игнашевич, раздолбай Широков, работяга Зырянов...

Они были хорошей командой, и не воплоти они когда-то одну очень смелую надежду, мы бы и сегодня не переживали бы столь остро неудачу национальной сборной... Вот на игроков у меня нет ни тени обиды. Старались, как могли, и другого я даже и слушать не стану. А теперь снова чистый лист. Ничего непонятно. Никакой работы на перспективу последний главный тренер не вел, и нового тренера будет выбирать тот же работодатель, что отсутствие такой работы принимал как должное. Простите, не хочу пока даже и начинать думать, что из этого получится. Одно расстройство. Я лучше поздравлю с днем рождения Алана Дзагоева. И хочу ему пожелать, чтобы вокруг него, полностью показавшего всю обоснованность связанных с ним надежд, вокруг Алана как нового лидера нашей будущей сборной постепенно сходились, откуда-то возникали товарищи по команде. По будущей команде.