6 мин.

Карлос в восемнадцатом году

Череда великих возвращений продолжается. Лоськов в «Локомотиве», Тихонов в «Спартаке», Роберто Карлос – в «Анжи». Это, безусловно, возвращение, и я должен отметить, что на фоне прочих примеров Роберто Карлос ещё вполне моложав и наверняка в лучшей физической форме. Вы скажете, что Роби никогда не играл в Анжи?  А все равно возвращение. Потому что он для любителей футбола в Дагестане все равно всегда был примерно тем же, кем были Тихонов и Лоськов для носителей традиционных болельщицких культур. 

Между прочим, и Гуллит в «Тереке» – аналогичный пример. Я все-таки никак не отделаюсь от мысли, что наставники команды уже по ходу дела узнали о завершении Руудом его джедайской карьеры игрока. Известно ведь, что идея принадлежала главе республики, а когда глава республики назначает тренера, может случиться всякое. Хрестоматиен пример с президентом Калмыкии, который назначил гражданина Буняка, по телефону услышав, что предлагается ему Леонид Буряк. Самое тут смешное, что ведь эта путаница определила не только назначение – она определила ещё и зарплату гражданина Буняка.

Где он? Как надолго ему еще хватит? Пусть будет счастлив. 

Между прочим, тогдашняя катавассия никакого влияния на судьбу калмыцкого клуба не оказала. Умер он сам от того, что кончились деньги и интерес главы республики, хоть бы туда пришел Буряк, хоть Шуряк, хоть Мубаряк. Потому что судьба клубов, которые курируются главами республик, только такой и бывает – пока не кончится нефть, пока не кончится власть, пока не кончится лесть, пока не начнет надоесть. Это все не истории футбола, это истории ветреной начальницкой любви. 

Мы говорим о Кавказе. Привезти на Кавказ что Гуллита, что Роберто Карлоса – это в первую очередь круто. А раз так, то это уже правильно – ведь чтобы добиться успеха у публики, нужно знать эту публику. Везде свои законы! В «Зените» главное цена (и цвет: то, что Форд говорил о цвете автомобиля, только наоборот). В «Спартаке» обязательным успехом будет пользоваться юный вундеркинд, желательно субтильный, чтоб играл за дубль и о его игре сообщали умиленным болельщикам люди, о которых принято думать, что они ходят на дубль. В ЦСКА надо, чтобы был молодой и по возможности – чтобы им уже интересовались клубы-монстры. Особый шарм, если обильную информацию о футболисте можно было бы найти в Интернете, но не сразу, а помучитвшись. Везде, везде свои фишки! Везде, кроме «Динамо». Как болельщикам этой команды потрафить новым приобретением, пока не выяснено. 

 А что на Кавказе может являться целью? Целью нового хозяина футбольного клуба? Целью главы республики? Безусловно, социальная функция. Если бы Сулейман Керимов, каким бы образом он ни начал содержать «Анжи» (может быть, он купил команду, может быть, подарил ей деньги, может быть, ещё что – но это ведь он), так вот – если бы Сулейман Керимов увлекся футболом, он купил бы себе команду в Англии или в Италии. Он взял на себя заботу о команде из Дагестана, чтобы взять на себя заботу о Дагестане. Разумеется – в какой-то мере. Борьбу он, например, уже много лет поддерживает. И это только ещё спорт. 

В общем, футбол на Кавказе в данный момент может быть только социальным проектом. Это не так однозначно, как кажется. Ублажить людей, чтоб просто были довольнее прежнего – одна задача. Постепенно привить футбол, привлекая к нему тех самых пацанов, чтобы не отвлекались на ерунду, чтобы заработал социальный лифт – а в нашей стране спорт единственный из таковых, который исправно работает... Можно и ещё как-то истолковать социальность целей и задач. Они все на самом деле друг другу не противоречат.

Контракт с Роберто Карлосом убивает целый выводок зайцев. Это сигнал о серьезности намерений. Это возможность местной публике почувствовать, что пока соседи призывают Гуллита, они тоже не забыты, и ещё посмотрим, кто круче. Это значит, что пацаны ломанутся на тренировки всейц толпой, а ведь Роберто Карлос ещё и невероятно общительный, позитивный, детей любит не меньше Ленина и даже похож на него немного. 

Сколько за это Роберто Карлос получит – совершенно неважно. Этот выводок зайцев нельзя было убить иначе. Кроме того, это не наши с вами деньги. Наши с вами деньги тратят теперь другие (чувствую, что по законам существования сайтской публики именно об этом разгорятся главные споры в каментах. Всё сотру!) 

И вот ещё что. Приглашение стареющих мировых звезд в развивающийся футбол – это путь, который российский футбол в общем-то отверг. Отверг осознанно (о, где те счастливые времена!), отчасти потому, что не имел на это средств на старте, а когда заимел – это уже было не очень модно. 

Да это и раньше было здорово модно во многом потому, что рынок игроков был не так развит. Платное телевидение отчасти. На сто процентов – Интернет. В середине девяностых, когда ветеранов – или просто заматеревших игроков, не будем спорить о терминах – приглашали Япония и Америка, не было возхможности узнавать все необходимое о молодежи. Приходилось больше доверяться посредникам. Сейчас-то все иначе. 

Но кто вам сказал, что сам по себе способ – как правильный, противопоставленный неправильным; не как единственный и не как радикальный, а как «один из» – не работает? Отлично работает. Та же Джей-лига, конечно, не стала привлекательной для всего мира в качестве телепродукта. Но прошли 15-16 лет, и за это время, между прочим, подросли как раз те дети, которые клянчили автографы у Зико и Литтбарски в той самой середине девяностых. Тогда в Европе играл 1-2 японца; сейчас – десятки. Да, тут и дело Босмана сыграло свою роль, но одно не опровергает другого – мы говорим об очень долгих процессах, которые протекают на белом свете, а не в лаборатории. 

И это касается не только детей. Вот мы с вами знаем, что Роберто Карлосу 37 лет. Что он уже не тот, хоть и продолжал играть в Бразилии в одной из сильнейших команд. Но разве не любопытно посмотреть на борьбу, скажем, РК и Макгиди в матче «Спартак» – «Анжи»? Или РК – Быстров в матче «Анжи» – «Зенит»? Да, конечно, любопытно.

Пойдут ли на футбол – мы узнаем только со временем. Но, учитывая, как быстро мужют южане вообще и дагестанцы во всем их многообразии – в частности, они даже к восемнадцатому году, в принципе, могут успеть. Или позже – на восемнадцатом годе жизнь не закончится. Я узнавал... 

И точно так же понятно, что если тем мальчикам, которые придут с папами в Махачкале на Роберто Карлоса, в итоге снова будет некуда и не у кого идти учиться играть в футбол (а сейчас это именно так, стопроцентно так – и вот она, главная проблема!), – все это улетит, как улетел бы дым, если бы деньги просто сгорели. И останутся только фотографии и футболки, ради которых можно было бы приехать с показательным матчем...

А мальчики пойдут. Они точно так идут на борьбу, видя кумиров и имея, куда пойти. И доходят до золотых олимпийских медалей для страны. С футболом так далеко пока загадывать не приходится...

P.S. К слову, напомню – не только внимательной, или не слишком, игрой в зоне левого защитника Роберто Карлос был славен. Не забывайте: когда мяч на точке – если семенит, обязательно будет бить. Если не семенит – проскочит мимо.

P.P.S. Текст написан специально для sports.ru