6 мин.

Александр Павлов: «Надо же исполнить детскую мечту!»

Участник МШСЖ Александр Павлов уже прочно связал свою судьбу с журналистикой, правда, не спортивной. Сибиряк с хорошим чувством юмора и патологической страстью к королеве автоспорта пишет преимущественно о культуре, но любовь к Формуле 1 не позволяет до конца отказаться от детской мечты - стать спортивным журналистом.

Мне очень понравилась твоя заявка в МШСЖ. Мы, читатели, видим тебя в возрасте 11-ти лет и уже влюбленного в Формулу. Расскажи, как для тебя открылся мир Формулы 1.

На самом деле, Формула 1 все детство маячила где-то на заднем плане: 92-й год - как раз, первые трансляции, вот это все. У меня отец, естественно, смотрел все гонки, ну и я вместе с ним, но в силу возраста особо не вникал. А в 98-м мне в руки как-то попало приложение к журналу "Автомобили", в котором были отчеты о Гран-при, какие-то статьи (текст про Вильнева, например, там был очень крутой, как сейчас помню). Вот тогда-то и понеслось. Первой гонкой, которую я вдумчиво посмотрел от начала до конца, по-моему, был Сильверстоун. Потом все продолжалось в таком же духе: дома гора журналов, бессонные ночи, потому как сетка вещания на Западную Сибирь была составлена через задницу, и записи показывали в два-три часа ночи, специальная тетрадочка, куда результаты записывал, и тому подобное.

А какое-нибудь яркое детское впечатление было? Может быть какой-то Гран-при особенно врос в память?

Да много чего в память вросло, все трудно перечислять. Дождевой Нюрбургринг-99, к примеру, был дичайший - так вышло, что после него я на следующий день позвонил на местное радио, ответил на вопрос - кто занял первые три места и выиграл аудиокассету Михаила, извините, Шуфутинского. Красоваться в эфире мне понравилось, и в итоге выиграл еще штук тридцать таких викторин с вопросами про машины, после чего все, видимо, несколько офигели от познаний 12-летнего шкета и позвали меня в связанную с этим газету "Автосправка" писать заметки. Которых я написал целых три и получил первые в жизни гонорары размером целых 60 рублей. Так что дебют в журналистике тоже с Формулой связан, так или иначе.

А как же так вышло, что твой журналистский путь до сегодняшнего момента не был связан со спортом?

Просто стало понятно, что про общечеловеские какие-то штуки я пишу существенно лучше, чем про спортивные, а условный журнал "Афиша" гораздо круче условного "Спорт-Экспресса". Нет, в 2008-м году я как-то поработал на мелком спортивном сайте - сидел дома, смотрел хоккей по телевизору, по горячим следам писал подробные отчеты как "Динамо" накидывает "Авангарду" в кабину по пять шайб, но выходило это довольно ужасно, да и мне быстро надоело.

Что же тебя сейчас подтолкнуло к участию в школе спортивных журналистов?

Надо же исполнить десткую мечту и написать какое-то количество текстов про Формулу, которые не уходили бы в пустоту и за которые еще и не будет стыдно в идеале. Плюс всегда приятно с профессиональными чуваками общаться, плюс дух соревнования, хочется быть круче всех в неожиданной для себя области. Как-то так, наверное.

А если получится, ты готов переквалифицироваться в спортивные журналисты? Готов ли к реальным поездкам на Гран-при?

Полностью-полностью не готов, зачем сосредотачиваться на чем-то одном, если я много чего еще умею. А к поездкам - почему бы и нет, английский только надо подтянуть.

Как ты относишься к критике? Школа журналистов подрузумевает, что наши материалы будут оценивать и, думаю, всегда найдутся люди, которые будут виртуально забрасывать гнилыми овощами.

Если это конструктивная критика - замечательно отношусь. Также я хогрошо отличаю идиотов от классных ребят и вполне понимаю, что надо принимать к сведению, а что можно счастливо проигнорировать.

Расскажи, почему ты решил заниматься журналистикой. Судя по записи о себе в блоге, вопрос о поиске себя стоял остро.

Да я бы не сказал, что фантастически остро стоял - просто у меня, видимо, всегда внутри был какой-то специальный орган, который хороший текст от плохого отличал, а клевых ребят от не клевых, чем было еще заниматься. То есть в журналистском кружке мне лет в 14 реально приходилось преподавателю рассказывать кто такой, я не знаю, Дмитрий Быков, и почему он крутой. Тот, правда, в ответ мне советовал читать Вересаева, так что там был лютейший культурный обмен между пожилым журналистом советской формации и юным поклонником газеты "Комсомольская правда".

А как же так получилось, что бросил филфак?

Потому что жизнь среди зондеркоманды полусумасшедших преподавательниц и одногруппниц, половина которых была из сел, совсем меня угнетала, тем более, что-то связанное с журналистикой там начиналось с третьего курса. "Заведите себе записную книжку учителя-словесника и записывайте изречения Константина Дмитриевича Ушинского", советовали нам. На что я вполне логично думал: "Ох, ну вашу мать, коллеги".

Понятно, что хотелось ближе к практике. Откуда же тогда взялись школа милиции и диссертация по филосовской антропологии?

Поступил на следующий год на филосовский, люди там оказались существенно приятнее. Несмотря на то, что я был достаточно чудовищным студентом, в итоге на пятом курсе оказался на практике у миллиционеров, где три месяца вел лекции про Августина Блаженного и семинары по политологии. В общем, мог бы там и осесть работать, но как-то наука совсем опротивела - полгода походил в аспирантуру, утвердил тему диссертации про наше общечеловеческое будущее и благополучно забил на все это дело.

"Постисторическая реальность: от понятия к сущности" - так это все звучало, прости господи.

По названию тема кажется фантастической. И что же по прогнозам грозит Земле после людей?

Там скорее про уже наступившее будущее, цитируя своего научника - "Павлов, напиши про постисторического человека, он как ты, только водку не пьет". Видимо, в подробностях эту тему раскроет кто-нибудь другой.

Ну и вообще, ничего хорошего и сейчас не грозит.

Не пессимист ли ты?

Не могу придумать остроумный ответ на этот счет. Короче, нет, все со мной хорошо.

Вернемся к детским мечтам. Стать спортивным журналистом, как я поняла, одна из них. А как ты попал в картинговый клуб? Гонять самому - ведь тоже мечта?

Вполне логично, что я там оказался - надо же было самому попробовать. Хотя сейчас, как ни страннно, у меня нет совершенно никакого желения иметь собственную машину и какие-то там гонщицкие амбиции реализовывать. Даже разговоры знакомых про автомобили с зубовным скрежетом слушаю, если это автоспорта не касается - очень скучно.

Тем более, если сейчас меня посадить в прокатный карт - это будет ужасно неудобно.

Попробовал и? Детские представления о привлекательности образа гонщика разбились?

Понятно стало, что перспектив то никаких особо. Плюс какие-то там проблемы с учебой начались, переходный возраст и все в итоге тихо сошло на нет.

А как сейчас в Омске дела обстоят с автоспортом? Или люди живут лишь "Авангардом"?

Да никак особенно. Даже не знаю сохранился ли тот кружок во Дворце пионеров. Раньше были соревнования по гонкам на выживание, автокроссу, то есть было реально на что живьем посмотреть - но все довольно давно уже заглохло. Самый крутой гонщик из моего детства тут недавно стал городским министром спорта - может будут какие-то подвижки в связи с этим.

А как это - гонки на выживание?

Люди делают укрепленных механических чудовищ и пытаются доехать до финиша - таранить и выталкивать противника с трассы можно и нужно. Выглядит дико увлекательно.

Жестко. Серьезных аварий не было?

Скорости маленькие, так что со всеми все и всегда было хорошо.

Если следовать немного эгоистическому утверждению -в жизни нужно попробовать все, что хотелось бы сделать, кем быть и чем заниматься?

Не знаю, я любимым делом занимаюсь. Скоро собираюсь переехать в Петербург - надеюсь там же и продолжать.

А кем ты себя видишь, допустим, лет через 10?

Ох, ну это вообще неблагодарное дело такие прогнозы строить, так что никак не вижу. Стану серьезней, отращу усы и пузо, а также буду носить шляпу и пальто, надо полагать.