11 мин.

Как работают главные инсайдеры по «Манчестер Юнайтед» — интервью с Джеймсом JRoades (Muppetiers)

Этим летом на трансферном рынке творилось нечто невероятное. Клубы АПЛ потратили на трансферы рекордную сумму, «Манчестер Юнайтед» несколько месяцев гонялся за Френки Де Йонгом, а под конец окна психанул и выложил совершенно неприличные деньги за Каземиро и Антони, в одночасье утроив популяцию бразильской диаспоры в клубе. 

Особенно интересно было наблюдать за всем этим благодаря Muppetiers — сообществу болельщиков «Юнайтед», которое специализируется на трансферных слухах и утечках. Ребята начинали как самый обычных агрегатор слухов из любых источников, но со временем научились оные источники фильтровать, а информацию перепроверять и уточнять. Кроме того, на их сервере в Discord оперативно переводят на английский и постят информацию из локальных изданий любых стран, составляют списки надёжности журналистов и потенциальных трансферных целей, а особо нетерпеливые даже ухитряются отслеживать частные самолёты, на которых агенты летают на переговоры, а игроки — на подписание контрактов. 

В общем, эти люди делают всё, чтобы каждое трансферное окно превратилось для болельщика «Юнайтед» в форменное безумие. Мы поговорили с одним из основателей этого движения Джеймсом JRoades, чтобы побольше узнать о деятельности Muppetiers изнутри.

Пожалуйста, расскажи нам немного о себе и о своей любви к «Юнайтед».

Я — американец, поэтому в детстве и юности футбол не обязательно был «главной страстью», было сложно посмотреть хоть какую-либо игру, по ТВ — просто невозможно. Мой отец — англичанин из Южной Африки, а мать — француженка по происхождению. Именно отец привил мне любовь к футболу, показав Чемпионат Мира — на самом деле, это был единственный футбол, который тогда можно было увидеть [в США — прим. пер.] и который стоило посмотреть.

Я отлично помню, как, будучи ребёнком, просыпался в любое время, чтобы посмотреть Чемпионат Мира. Я полюбил футбол как игру благодаря сборной Бразилии, но в «Юнайтед» я влюбился благодаря сборной Англии. Бэкхем, Скоулз, Фердинанд — я восхищался этими игроками, когда смотрел матчи сборной Англии с отцом.

Со временем у меня появилось больше возможностей смотреть «Юнайтед», и мне понравились Руни, Роналду, Каррик и другие игроки той команды эры САФа. Мне нравилась энергия и страсть, с которой они играли, это было нечто особенное, как можно было не влюбиться в тот «Юнайтед»?

Это была особенная связь для меня, связь с культурой [английской части] моей семьи, нечто более значимое, чем можно найти в любом американском спорте. Я до сих пор просыпаюсь очень рано, чтобы посмотреть игры «Юнайтед», и связываю эту привычку с той семейной традицией просыпаться рано ради просмотра Чемпионата Мира.

Как появились Muppetiers? Почему вы решили перенести сообщество с Reddit в Discord?

Я был простым юзером, посетителем сообщества r/reddevils. Как и все, я следил за трансферами, и быстро заметил, что это чрезвычайно интересное и захватывающее, но в конечном счёте весьма разочаровывающее занятие. Ждать дни, недели и месяцы, чтобы узнать, куда движется «Юнайтед», и в большинстве случаев оставаться разочарованным, или вообще ничего не понимать из-за противоречащих друг другу репортажей.

Потом появились так называемые «знайки» [ITK, с англ. in the know, человек, якобы обладающий инсайдерской информацией]. В сообществе публиковали их информацию, иногда это был прекрасно, иногда ужасно, и со временем это стало причиной значительных разногласий в сообществе.

Я и другой пользователь под ником Ubergorp подумали, а почему бы нам не выделить заинтересованную в «знайках» часть сообщества и не приложить к этому [поиску слухов] больше усилий? Идею приняли на «ура», множество людей были в этом заинтересованы.

Поначалу мы довольно долго публиковали вообще всё, что попадало к нам в руки (в основном откровенный бред!), но это было весело. В сообществе, которое мы создали, постоянно кипели дискуссии, затем кто-то создал сервер в Discord, и со временем я заметил, что на Reddit дискуссий всё меньше, а на сервере в Discord всё больше. Потому переход получился сам собой, сообщество само решило, что Discord им нравится больше.

Давай вспомним момент, когда ты впервые получил «закрытую» информацию от одного из своих источников. Что ты почувствовал в этот момент?

Что ж, в первый раз нам казалось, что мы наткнулись на нечто действительно важное, но информация оказалась полным бредом. Но тогда, в начале, мы всё делали в спешке, ощущая прилив волнения и надежды, что эта информация может стать большой новостью. Сейчас мы подходим к делу с гораздо более холодной головой.

Даже имея надёжные источники, нельзя забывать, что [трансферные] дела — очень сложная и неустойчивая сфера, к каждому кусочку информации нужно подходить с осторожностью и прежде всего думать, что может пойти не так? Могу ли я подтвердить это?

Но когда это что-то интересное, из хорошего источника, ты всё ещё с удовольствием проверяешь информацию, публикуешь её и испытываешь особенное удовлетворение, когда она подтверждается.

Вы проводите отличную работу по проверке информации и отбору надёжных источников. Как вы пришли к этому? Можешь побольше рассказать о процессе?

Поначалу всё делалось веселья ради, но когда мы начали получать настоящую информацию, которая со временем подтверждалась, я задумался, что мы можем публиковать действительно хорошие новости. Да, многое из этого может быть «слито» слишком рано, когда всё ещё очень неустойчиво и может отмениться, но чем больше людей подписывалось на нас, тем важнее для меня становилось не вводить людей в заблуждение.

Я никогда не хотел «сливать» что-то исключительно ради внимания, я всегда хотел публиковать то, чему можно верить. Потому я пришёл к тому, что любую информацию нужно проверять у нескольких источников. Часто когда у нас появляется новый источник, я «придерживаю» его информацию, пока её не подтвердит кто-то ещё. Таким образом я могу убедиться, что новый источник говорит правду.

Поэтому информацию нового источника я поначалу публикую только в приватных чатах [администрации сообщества] и жду, пока то же самое не придёт откуда-нибудь ещё — из медиа или других, проверенных источников. Проверив его пару раз таким образом и убедившись в надёжности, я начинаю публиковать информацию от нового источника сразу при получении.

До сих пор, даже если мы получаем нечто громкое, я всё ещё жду, пока не появится подтверждение. Кроме того, иногда я запрашиваю его у источников, информацию которых я вообще не могу публиковать, но они с радостью помогают мне с проверкой чужих утечек.

Кстати, а как вы находите источники? И вообще, вам всё ещё приходится заниматься этим, или они выходят на вас сами?

Большая часть хороших источников сами вышли на нас. Конечно, поначалу приходится многое принимать на веру, заниматься всеми этими проверками, чтобы отсеять выдумщиков и найти нечто настоящее. Знаешь, на удивление, вокруг очень много людей, обладающих какой-то информацией. Они делятся ей со мной, потому что им нужно остаться анонимными, публиковать такие вещи — не их работа, а делиться чем-то подобными с журналистами было бы слишком опасно (для них самих, или для людей, с ними связанных). Но кто вообще захочет слушать анонима? 

Кроме того, я сам вышел на нескольких людей, показавших себя надёжными источниками. Зачастую я обращаюсь к ним для «перекрёстной проверки» информации, а иногда они делятся чем-то со мной сами.

Ты не думал о том, что публикация утечек может вредить клубу? Ну то есть, приватная информация на то и приватная, чтобы о ней знали только причастные, а ты, человек, любящий «Юнайтед», публикуешь её в интернете.

Нет, я не так не думаю. Есть некоторые вещи, которые могли бы навредить, но я никогда не «сливал» их, и это редкость. Это немного забавно, потому что «Юнайтед» пытается делать вообще всё в атмосфере строжайшей секретности, но до сих мы практически не видели, чтобы утечки как-то влияли на трансферы.

Некоторые из самых компетентных футбольных структур очень прямолинейны в своей работе, никакой суеты и путаницы. Взять мадридский «Реал» например, они сами практически прямо говорят фанатам о трансферных целях, и спокойно подписывают их. «Бавария», дортмундская «Боруссия», «Сити» работают точно так же.

Но, например, есть такие вещи, как утечки стартового состава или причины, почему того или иного игрока оставили за его пределами. Я не публикую такое сильно заранее, потому что подобное как раз может напрямую повлиять на решения клуба.

Да, из твоих постов и видео вполне очевидно, что ты не публикуешь то, что получаешь, полностью. Как ты определяешь, какой информацией можно безопасно поделиться, а какой нет?

Чаще всего дело в тайминге. Я публикую что-то в первые 24-48 часов только в приватных чатах. Обычно спустя это время информация начинает «подтекать» откуда-нибудь ещё, потому для нас становится несложно подтвердить или опровергнуть то, что у нас есть, и опубликовать это без опаски. 

В целом, чем дольше ты удерживаешь информацию, тем сложнее [для клуба] потом определить источник утечки. У нас просто ТОННА детальной информации, которая никогда не публиковалась, потому что это было бы попросту опасно [для наших источников]. Зачастую эта манера [публиковать часть информации, не полностью] «стреляет мне в колено», потому что читатели воспринимают новости без контекста и делят всё на «белое-чёрное», но такова уж природа нашей деятельности.

Когда информация публикуется «для всех», она словно создаёт свою собственную реальность, даже будучи ложной. Как ты относишься к тому, что клуб «брифингует» некоторых журналистов и создаёт собственные реальности, порой ложные?

Я думаю, что для клуба имеет смысл это делать, хоть это и очень странно. Это забавно, потому что трансферные новости с точки зрения надёжности — своего рода «самосбывающиеся пророчества». 

Я точно знаю, что 80% происходящего на трансферном рынке вообще никогда не публикуется для общественности, часто журналисты молчат, потому что не уверены в информации и не могут её подтвердить. Бывает и такое, что клуб всё отрицает. И тем не менее, это не значит, что информация ложна. Иногда причина в том, что клуб просто пытается выставить себя в лучшем свете.

Потому когда ты публикуешь новость условно о переходе игрока в клуба, а перехода не происходит, люди думают, что ты опубликовал ложь, потому что клуб всё отрицает, а журналисты ему вторят, потому что не хотят быть «отлучены» от источника информации.

Больше всего в современной журналистике меня бесит, что зачастую публикуется то, что «было сказано представителем клуба», а не то, что происходило на самом деле. Вы сами можете видеть множество примеров. Это одна из главных сложностей в нашем деле, потому что я публиковал множество вещей, и я точно знаю, что на тот момент это была правда, но моя информация противоречила «официальной», потому что клуб публично заявлял иначе.

Читателям зачастую сложно разобраться во всём этом, но я считаю, что это нормально, когда инсайдерская информация противоречит репортажам известных журналистов. Иначе в чём был бы её смысл?

Вы проделали неплохой путь от публикации всех подряд утечек и слухов до исследования вреда, который клубу нанесли нынешние владельцы. Изменилась ли ваша мотивация за эти годы?

Да, вполне, но по большей части из-за обнаруженного в процессе. Для меня всегда странно было сообщать о чём-то, в чём я был уверен на момент публикации, но что впоследствии не происходило. Когда мне удалось немного «заглянуть за кулисы», мне стало предельно ясно, в чём источник всех проблем — и это владельцы.

Они суют палки в колёса любой деятельности. Я вполне практичный человек, и чтобы движение GlazersOut нашло у меня отклик, мне нужно было найти в нём личную мотивацию. То, что я обнаружил, дало мне совершенно ясную, подтверждённую фактами причину критиковать владельцев и указывать на их провалы.

И дело не в том, что «они американцы», или не-англичане, или не из Манчестера, и даже не в «долге». То, что я обнаружил, иначе как саботажем не назовёшь, но не из злого умысла, а из-за полной некомпетенции. Для меня это вполне реальная причина сообщать о том, что я смог найти.

По сути, вы ведь занимаетесь самой настоящей журналистикой. Вы не планируете расти дальше? Или вас устраивает то, чем сейчас является Muppetiers?

У меня никогда не было особого плана, всё, что есть сейчас — видеоблог, канал на YouTube, всё это — пришло по запросу от сообщества. Я не считаю себя журналистом, я не пишу длинные статьи, я просто раскапываю то, что могу, и передаю это вам. 

Моя главная мотивация в том, чтобы предоставлять болельщикам как можно более надёжную и правдивую информацию, собирать её и, возможно, с её помощью повлиять на какие-то позитивные изменения в клубе. Мы предлагаем людям в клубе возможность идти с болельщиками на диалог и лучше понимать их. Посмотрим, к чему это приведёт.

Быть может, однажды мы просто станем ненужными фанбазе, если клуб улучшит свою коммуникационную стратегию.

Как ты считаешь, «Манчестер Юнайтед» сможет воспрять и разобраться со всем этим бардаком последней декады?

У них есть возможность, есть все инструменты для этого. Что меня шокирует больше всего — то, насколько плохие решения зачастую принимаются [клубом]. Со всеми ресурсами, которые генерирует «Юнайтед», клуб может и должен бороться за титулы и выигрывать их, даже если это не будет такой доминацией, как в прошлом.

Нужен всего-то хороший план и возможность работать без внешнего вмешательства. В клубе есть хорошие люди, которые сделали всё возможное, чтобы направить клуб в нужное русло, туда, где он находится сейчас. Они компетентны и у них есть шанс [достичь успеха], но ключом к этому должна стать возможность последовательно работать в нужном направлении.

Где найти Muppetiers — YouTube, Reddit и в Discord Где ещё читать United Thoughts — Telegram

Особая благодарность Вечернему Рэшфорду за помощь в организации интервью.