3 мин.

К вопросу о мотивации

В известном анекдоте получивший из-за лишнего веса отсрочку от казни на электрическом стуле преступник (в стул не влезал) никак не мог похудеть – психологи утверждали, что ему не хватает мотивации. Обычная проблема, чего уж там. А в спорте и вообще краеугольный камень.

 «Перегорел, недогорел». «Закрепостил команду, раскрутил гайки». Или наоборот, не суть. Не будем недооценивать фактор мотивации в производстве добычи спортивных побед. Стимулом в Древнем Риме называли палку для погона скота, но сегодня значение слова существенно расширилось.

Есть такой опыт и у меня.  Нет, я не про палку. Лет десять назад занесло меня на психологический тренинг-семинар для перспективных кандидатов в топ-менеджеры. Случайно.

И вот. Как-то после кофе-паузы дядя-психолог предлагает нам перед очередным мозговым штурмом размять серое вещество и порешать за мониторами несложные задачки - что-то наподобие «сапера», только еще проще. Кто быстрее, тот и выиграл, ошибки штрафуются секундами –  почти как в биатлоне. Личный результат неважен, но среднее по команде  психолог огласит.

Мы ленивые и расслабленные щелкаем мышками, разминаясь перед основной сессией. Здесь пятерка, а здесь… ну вроде двойка. «Мне скучно, бес».  

Ну всё, отстрелялись. Смотрим на дядю.

А дядя грустит бородатым лицом и всей своей кандидато-научной сущностью, взирает на нас без любви и вещает:

«Друзья мои! Я все понимаю - разминка есть разминка. Но я эту задачу ставлю группам уже туеву хучу лет, а такого низкого результата и не припомню. Двадцать восемь секунд! Ибиться сердце перестало.  Не, я так не могу. Давайте-ка еще раз – пособраннее, ага?»

Мы встряхиваемся, переглядываемся. Прав наш бизнес-тренер, менеджер расслабляться не должен, а то понятно, что с ним сделают, вопрос в позе. Врубай свой секундомер, идейный наследник Фрейда, сейчас ты увидишь класс и уровень, отлицезреешь, так сказать, как рушатся рекорды.

Собрались, спины расправили. Ни капли вальяжности. Стартуем.

Мышки трещат, а в глазах у участников холодный блеск и решительность. «Значит, вот такая это будет драка», сказал Бред Питт в фильме «Snatch». Я уже не смотрю на соседа – работа захлестнула как волна цунами. Так, быстро и без ошибок. Уфф. Командир, я  сел. Парой секунд  спустя рядом сухо треснул последний «Enter».

И снова смотрим на дядю. Скажи-ка дядя, ведь недаром.

А дядин фейс еще больше уходит в минус. Пауза.

Что,  опять?

«Други мои, я  опять всё понимаю», вещает психолог. «Но у вас та же херня по результату, а честно, то и хуже. Сейчас начнется занятие, на котором надо будет интенсивно и по-настоящему  ДУМАТЬ, а вы …»

Ну прям как директор школы из анекдота. «К вам учительница со всем сердцем, а вы на доске жопу рисуете».

Мужик реально страдает. Козе понятно, что неудобно сей аудитории объявлять сплошную нелицеприятность, но психолог мужественен и честен. Мы прониклись.

Одуревший от собственного лузерства коллектив орет про третий шанс.

Всяким там легко- и тяжело-атлетам  ведь тоже дают три попытки.

Поехали, вздыхает психолог.

Жму на «старт» и меня захлестывает  волна неуверенности. С какого перепуга я разучился решать детские задачки, туды вас в качель!? Но – взгляд мечется по монитору, тщась найти искомое; я же периферийным зрением успеваю отмечать такую же суматоху у братьев по разуму.

«Чекалинский начал метать – руки его тряслись».

Команда осыпалась как осенняя роща. Тренер свистком остановил наши мучения. Его лицо больше не являло мировую скорбь.

Вы уже всё поняли, не так ли?

Первая наша попытка – недонастрой.  «И так сойдет», «чего тут сложного-то». Можно полениться, результат и так будет. Не я, так другие.

Вторая – настрой, спокойствие, работа на команду. Спокуха, все наляжем и удачно «оптичим» мероприятие.

Третья – мы аутсайдеры? Да я сейчас…  Хотя – может и правда? Да и что от меня одного зависит?

Лучший результат наша группа («как и все остальные», ласково щурясь, пояснил тренер) показала – правильно - во второй попытке. Худший – в третьей.

О чем этот змей психологических наук сообщил нам только по итогу. Театр одного актера. Результаты, разумеется, были вполне среднестатистическими.

Эту историю я вспоминаю неоднократно, крайний раз, когда наши непонятно с какого азарта разносили несчастный Лихтенштейн.

Или вяло гуляли против какой-нибудь молдовы.

Обратных примеров, кажется,  было больше. А может, они просто лучше запомнились?