4 мин.

Когда твоя сборная больна

Мыслью о том, что случится 16 июня в Вене, австрийцы начали кормить себя с того самого момента, как в Люцерне закончилась жеребьевка Евро. «Самый важный матч в истории» – скромнейший из эпитетов, которыми щедро разбрасывались журналисты, аналитики и домохозяйки. О победе сборной Австрии, которая случилась в 21 июня 1978 года в аргентинской Кордобе, я узнал, кажется, на 4-й день жизни в этой стране. Эти фантастические «3:2» были везде – в рекламе коки, на футболках в магазине, в трамвайной радио. Смотря поначалу на все это с примесью ехидства, я в итоге и сам основательно пропитался ожиданием.

Маленькая и довольно скромная по европейским меркам нация 6 месяцев потчевала себя мыслью о том, что немцев можно выиграть. О самом футболе речь шла, разумеется, во вторую очередь. Это было так по-австрийски – сказать, что команда у нас отвратительная, но вот 16 июня все неожиданно будет по-другому. Немцы на этот символизм поплевывали сверху и сегодня ночью лишили Австрию пусть промежуточной, но национальной идеи.

В Вену ехали все. За вторую неделю июня австрийцы, видимо, так устали от Евро, что решили в свой день наконец-то оторваться вместе в столице. Едут изо всех деревушек-дорфов, раскрашенные, обмотанные флагами, радующиеся такому незнакомому чувству большой гордости и большого ожидания. На вокзале из поезда выходит один красный поток, в метро смешивается с другим красным потоком, а у «Эрнста Хаппеля» и в фан-зонах перетекает в австрийский океанчик.

У фан-зоны – утреннее московское метро. Тысячи одинаково одетых людей ждут своего обыска, чтобы попасть внутрь к таким же тысячам. Предприимчивые продают пиво по 1,5 евро против официальных 6. У одного входа толпа, у другого. Но неожиданно сбоку открывают еще одни ворота. Удается проскочить. Это как пролезть на станцию по головам, но честно.

Внутри столпотворения шагнуть на метр – маленькая победа. Обычная такая давка. На разогреве у футбола сначала поет кто-то очень похожий на Бон Джови, а затем негритянский ансамбль разыгрывает небольшой мюзикл по «Queen». «We will rock you!» – именно то, что нужно австрийцам в этот день. Заявленная вместимость фан-зоны – 70 тысяч человек, так вот – поют все. Так же, как и чуть позже – гимн Австрии.

Мне везет встать на небольшой подиум, расположенный на первом этаже пресс-центра, откуда можно разглядеть сверху, что происходит. Занятый квадратный метр приходится удерживать от постоянных претендентов, а в итоге просто стоять на одном месте 3 часа. Куда-то отойти практически невозможно: далеко все равно не уйти, а ценную позицию можно потерять.

Немцев на площади пара кучек, их освистывают, но негромко. Люди даже где-то на горизонте. Тот, кто не попал к фан-зоне, лезет на забор, чтобы увидеть хоть что-то. Там уже висят стюарды, регулирующие потоки. В экран хотя бы одним глазом смотрят все – секьюрити, медсестры, волонтеры. Напряжение легко почувствовать физически.

Несмотря на досмотр, в зону проносят петарды и фаеры. Представьте, что такое неожиданный громкий хлопок в многотысячной толпе. Пару раз стоящие по соседству охранники срываются с места, выдергивая подрывников из толпы одного за одним и вышвыривая за ограду. Кто-то зажигает в толпе красный дым. То и дело площадь заводит мощные нервные заряды «Всегда только Австрия!». Хотя болеть организованно австрийцы толком не умеют, все на эмоциях.

Каждый неиспользованный момент, каждый неточный пас возвращает австрийцев на полгода назад. Они уже не светятся большой надеждой, а все больше пьют. Германия празднует победу вполне дежурно – даже пивом не обливаются. Только на одной из главных венских площадей, у Собора святого Штефана, австрийская полиция устраивает небольшую воспитательную акцию, сгоняя всех немцев в оцепление.

Я долго пытаюсь найти в бродящих по городу австрийцах хоть какие-то признаки расстройства. Такие же, как шведские слезы после испанцев или чешские огромные глаза после турецкого катка. Но попадаются все больше безразличные. Кажется, сними с этих людей футбольные майки, они и не вспомнят, что сегодня было. Австрия просто молчаливо прощается со своей сборной надолго. А сборная прощается со своим статусом национальной надежды, видимо, навсегда.

Как и прежде, все фотографии дня доступны на фликре.