6 мин.

Lunar Electric Rover: Наверное, лучший внедорожник во Вселенной

Луноход NASA стоит больше шести миллионов долларов. Отличная тачка! Top Gear прокатился на нем первым в мире. 

Через десять лет человек вернется на Луну. Спутники и зонды уже подыскивают места для прилунения. NASA строит ракеты, а новая группа астронавтов уже готовится опять высадиться на Луне. Мерку для скафандров с них сняли. Они уже зубрят свои исторические речи. Великолепно. Так на чем они там будут ездить?

Новый вездеход, или если называть его правильно, Lunar Electric Rover – часть «Созвездия». Программы, в рамках которой кто-то (мужчина или женщина) снова отправится на Луну. Как и последние миссии «Аполлона» в 70-х, «Созвездие» – жестко научный проект. Последние три своих полета «Аполлоны» таскали на борту и вездеходы – чтобы астронавты могли собрать образцы с дальних лунных полей, за многие километры от места посадки.

И это не просто средство передвижения, а еще и строительная техника, и дом. Цель «Созвездия» – заложить лунные базы для путешествий на Марс. Для этого нужны станции и стартовые площадки. В новом луноходе есть герметичный отсек, где астронавты могут жить до двух недель. Там есть кровати, душ, туалет – чисто космический кемпер. На вездеход можно навесить ковш и нож-отвал, сделав из него бульдозер, и расчищать в каменистом грунте площадки для лунного строительства.

 

Под жилой кабиной у Rover находится очень вездеходное шасси. Люди из NASA называют его «золотая колесница». У него шесть осей – 12 колес, каждое – поворотное и со своим собственным моторчиком. Итак, мы имеем машину с колесной формулой 12х12, и все колеса – управляемые. У каждой оси – полностью независимая подвеска. Она позволяет одной стороне взбираться на какой-нибудь валун, а другой – опускаться в трещины и разломы. По камням он пробирается, как паук: ноги на разной высоте, а туловище остается горизонтальным. Очень полезно на поверхности Луны, усыпанной огромными булыжниками.

Rover, конечно же, на электротяге: ДВС в безвоздушном пространстве бесполезен. Восемь аккумуляторов лежат стопкой на днище, вместе они развивают 1630 Нм. Гораздо больше, чем у Bugatti Veyron, что очень важно для работы бульдозером. Вездеход развивает максимум 21 км/ч, но передаточные числа заточены не под скорость, а под тягу. Даже на полной мощности запас хода у него составляет 100 км на одной зарядке, а это больше, чем у всех аполлоновских Rover вместе взятых. На Луне разместят солнечные электростанции. Они будут заряжать аккумуляторы впрок, так что Rover сможет просто подъехать и перекинуть их.

Rover и все необходимое для постройки станций подзарядки отправят в космос на отдельном носителе. Старые вездеходы «Аполлона» доставлялись на лунных модулях верхом. Тогда не хватало денег отправлять оборудование и команду раздельно. Теперь два корабля встретятся на орбите и прилунятся одновременно. Все это выполнимо, хотя и жутко дорого. NASA жонглирует средствами между «Созвездием» и нынешними шаттлами на МКС. Поэтому неудивительно, что цену нового Rover называют шепотом. Приблизительно шесть миллионов долларов. И это без учета стоимости разработки (или, как однажды заметил Джеймс Мэй, без доставки…).

Помня об этом, забираемся внутрь «Бродяги» через боковую откидную дверцу. Мы покатаемся на нем по лунной площадке в Хьюстоне. Это сюрреалистичная, завораживающая копия лунной поверхности: с отвесными кратерами, но с притяжением сильнее лунного процентов на 80. Здесь астронавты «Аполлона» учились водить свой колесный транспорт.

Внутри Rover разделен на два отсека. Один жилой: аскетичный и стерильный, как салон кареты скорой помощи без старичка со сломанным бедром. Складные кровати жесткие, пластиковые. Стоя упираешься головой в потолок. Второй отсек – рабочий: он кажется просторным и светлым благодаря большим окнам, которые придают ему сходство с кабиной стратегического бомбардировщика. Приборная панель – блок мониторов, возле каждого сиденья – свой руль-джойстик, так что вездеходом могут управлять и левши, и правши.

Сидишь далеко впереди, перед первой осью, вся машина за спиной. Нажимаешь кнопку под монитором, чтобы включить передачу, потом толкаешь вперед джойстик. Когда подключается трансмиссия, вездеход слегка содрогается, а потом легко трогается с тихим жужжанием электромобиля. Чтобы ехать вперед или назад, надо всего лишь двинуть джойстик, от себя или к себе. Покрутив его, как мельницу для специй, поворачиваешь. Если нужно повернуть под углом 90°, то просто отклоняешь джойстик вправо или влево, и вся машина поворачивается на месте – идеально для стыковки со станцией подзарядки.

Цепкость феноменальная. С таким крутящим моментом и цепкостью он не забуксует никогда. В отличие от обычной машины трудно понять, что происходит внизу, потому что колеса далеко сзади, а подвеска не дает кузову крениться. На спуске в кратер повисаешь на ремне, и кажется, что машина вот-вот ткнется носом в грунт. Но короткие свесы и большой клиренс позволяют не цеплять за булыжники, а полный привод легко вытягивает вездеход вверх. Они построили идеальный внедорожник. Наверное, лучший во Вселенной – пока инопланетяне не показали нам свой.

Когда понадобится выйти – брать образцы и оставлять первые в этом веке следы на Луне, – есть специальный шлюз. Люди откроют дверь и войдут в свои скафандры, которые висят сзади Rover как бесплотные манекены. Как только космонавты оденутся, дверь закроется и загерметизируется, после чего скафандры освободятся. Так люди смогут перемещаться по всей планете и строить свои базы там, где им заблагорассудится. А без Rover они просто возились бы в пыли у корабля.

Факты: Lunar Electric Rover

ЦенаПримерно шесть миллионов долларов без доставки

Двигатель12 электромоторов

ДинамикаМаксимальная скорость - 21 км/чКрутящий момент - 1630 НмМощность - 36 л.с.

ХодоваяПривод на 12 колес, коробка-автомат на каждом с нормальным и пониженным рядом передач

ПодвескаПолностью независимая рычажная с ходом в 66 см и адаптивной системой

Салон Герметичный жилой отсек с двумя герметичными скафандрами для прогулок по Луне

Текст Дэн Рид. Фото Энтон Уоттс. Перевод: TopGearRussia.ru

---

Июньский номер в продаже.