9 мин.

Милдранат Тагор, Или по ситуации с массовым выявлением применения отечественными спортсменами запрещенных веществ

Злосчастный милдронат

Весь этот нарастающий как снежный ком скандал с массовым отстранением наших атлетов из-за запрещенного препарата мельдония (милдроната) неприятен и несвоевремен для России вообще и для российского спорта в частности. Особенно, на фоне опубликованной в тоже самое время (странное совпадение?) очередной серии немецкого телеканала «ARD» о допинге в отечественном спорте.

Спортсмены, попавшие в «передрягу»: Е.Боброва, М.Шарапова, С.Елистратов, П. Кулижников, А.Маркин (будут, видимо, и другие) - личности отнюдь не «второго плана» в своих видах спорта, напротив, все они - нами горячо любимые и крайне успешные атлеты с мировым именем. Так что удар по ним – это ещё и очередное пятно на имидже всего отечественного спорта да и страны вцелом. Выступление того же С.Елистратова я восторженно наблюдал лично на стадионе «Айсберг»  на Олимпиаде в Сочи, и в экстазе со всем болельщиками побил рекорд шума среди олимпийских стадионов. Мария Шарапова – это вообще лицо тенниса, «спортсменка-комсомолка-и просто красавица». Павел Кулижников – уникум, человек-победитель, долгожданная «надежда века» для России в коньках. Я уже не говорю про «обескровливание» наших надежд на медали на Международных форумах вследствие отстранения наших передовых бойцов-спортсменов.

Долго на этих очевидных вещах нет желания останавливаться и эмоционировать по принципу «какие плохие иностранные державы – опять плетут заговор», как это у нас любят делать государственные и полугосударственные каналы, играя на чувстве псевдопатриотизма простых людей-болельщиков.  

Напротив, буду писать предельно чётко и без «дешёвой» игры на струнах народа. Итак, на мой взгляд, проблема имеет несколько плоскостей, и кажется несколько шире, чем на первый взгляд:

 Во-первых, политический аспект. Препарат запрещён с 01.01.2016 года – и только из этого факта надо исходить. А то ведь сейчас создатели и производители препарата, авторитетные врачи, некоторые спортсмены, наши чиновники и журналисты начинают утверждать, что, мол, «препарат безвреден», «никаких дополнительных спортивных бонусов не даёт принимающим его людям», чуть ли не «аскорбинка», и, более того, «включение этого препарат в список запрещенных ВАДА - неправильно и необоснованно». Стоп! После драки кулаками не машут! Где были наши спортивные функционеры и чиновники, лоббисты-представители в ВАДА и других спортивных организациях, когда запрещали препарат и дискутировали о его вреде? Молча согласились? Видимо, пошли по «лёгкому пути» (читай: поддакивали, чтобы не ссориться со всем спортивным миром). Хотя уже тогда для многих специалистов было очевидно, что этот препарат распространён именно в бывших республиках СССР (где и был изобретён), или, точнее, как утверждается, в Восточной Европе, - а значит, запрет на тот момент милдроната априори означал «отсечение» в перспективе именно наших спортсменов? Иначе говоря, мина замедленного действия была заложена с молчаливого согласия наших чиновников и спортивных функционеров (или их недостаточно настойчивой позиции противодействия запрету). Друзья, что это, как не политика?

 Во-вторых, медицинский аспект. А не врач, но почитал в интернете назначение препарата, послушал многочисленные комментарии изобретателя и производителя препарата, медицинский врачей. Говоря грубо, препарат даёт меньший срок на восстановление мышц и клеток после гигантских нагрузок. А значит, ставит-таки спортсменов - принимающих и не принимающих препарат – в заведомо неравные условия. Когда некоторые наши журналисты и сочувствующие спортсмены рассуждают на тему, что, мол, препарат не добавляет силы или выносливости - это полуправда, самоуспокоение. Кроме того, очевидно, проводились какие-то специальные предварительные исследования ВАДА для доклада в части его возможного запрещения? Неравенство стартовых условий ведь бывает разным. Выясняется, что мельдоний помогает восстановиться быстро и даёт дополнительную энергию уставшим мышцам, говоря максимально простым языком. В конце концов, имеются критерии отнесения препаратов к запрещенным и препарат запретили после предварительных исследований и дискуссий. Всё остальное – от лукавого.

 В-третьих, аспект персональной ответственности профессионального спортсмена, его сознательный выбор и честность. Если ты принимал запрещенный препарат – имей мужество признать это, честно покайся! Но параллельно найми команду профессиональных «спортивных адвокатов» и добивайся минимального наказания (с учётом всех смягчающих обстоятельств). А ещё лучше – вместе с адвокатами рекрутируй опытных имиджмейкеров/пиарщиков, которые тебе также помогут грамотно выпутаться из ситуации: например, подскажут сыграть на опережение, созвав пресс-конференцию в отеле, в конце которой надо ненавязчиво пошутить (например, про «ужасный ковёр»), держаться с достоинством и апеллировать к своим лучшим качествах. Говорю сейчас почти без иронии. Более того, я даже ясно вижу эту «картинку», как Мария (ибо понятно, что именно её пресс-конференцию я имел в виду) со своими адвокатами тренирует где-нибудь в кабинете адвоката своё выступление: например, как её перебивает адвокат и говорит: «Не верю: давай ещё раз»… «а в этом месте скажи про семью, людям нравится про семейные ценности» и т.д. Эти сцены я видел много раз - как в кино про успешных адвокатов, так и в жизни (в силу своей профессии). И это НОРМАЛЬНО защищать себя любыми законными методами, в этом нет ничего аморального.

Тем более, если «отступник» честно признается в «грехе» и готов «покаяться». Но у нас в России всегда виноват кто угодно, но не мы (не считая приятного исключения-примера М.Шараповой): зачастую у нас реакция всегда одна и та же: «не принимал», «вскрывать пробу B», «ошибка», «заговор» и т.п.

Я не хочу жалеть виновных только из-за того, что они мои земляки! Но при этом каждый из нас имеет право на честное, беспристрастное разбирательство и помощь опытного адвоката, а также на учёт смягчающих обстоятельств при назначении наказания.

И ещё: не надо выгораживать виновных спортсменов, сваливая на их медиков и тренеров все беды: спортсмен – профессионал, в спорте - вся его жизнь, судьба, репутация и хлеб, он – конечный «проверяющий», он – зачастую наниматель своей команды медиков и консультантов.

 В-четвёртых, аспект государственно - организационный. У нас государство в лице, прежде всего, Министерства спорта заняло удобную позицию: мол, «мы всех заранее предупреждали, сами спортсмены виноваты» и, при этом, «ужесточать наказание вплоть до тюремного заключения за применение допинга преждевременно» (последний подход высказывался министром спорта, кажется, не так давно). «Некрасивенько получается, ай некрасивенько!» - как говаривал один персонаж в известном фильме. Как бы это помягче выразится: «Недорабатываете вы у себя в Министерстве спорта в разъяснительно-пропагандистской и контролирующей работе!». Выходит, Господин Министр (при всём моём уважении),  плохо «доводили» и недостаточно «объясняли» спортсменам, главам федераций и докторам про важность слежения за новыми списком запрещенных препаратов на фоне настоящей «допинговой войны» против российских спортсменов. А может пора уже не только «доводить», а и реально «отстранить» и «привлечь»?

И надо-таки задуматься депутатам про необходимость ужесточения уголовной отвественности за применения допинга и запрещенных веществ (всё-таки вплоть до краткосрочного ареста виновных лиц), а также - трудовой и финансовой ответственности глав федераций и тренеров за случаи выявления «грязи» и, тем паче, рецидивов в их «вотчинах». Но главное помнить старую истину: эффективность наказания не в его строгости, а в его неотвратимости!

 В-пятых, аспект недостаточности в нашей стране опытных спортивных медиков, способных грамотно консультировать наших атлетов и следить за их рационом/питанием/добавками, а также - отсутствие опытных спортивных юристов, способных эффективно и регулярно отстаивать права спортсменов в международных инстанциях и судах. Кто должен готовить тех и других, в частности, обучать (в том числе иностранному языку), рекрутировать, финансово заинтересовывать? Проблема тоже не нова, и, если честно, давно набила оскомину.

В «лихие 90-е», по признанию многих, институт спортивной медицины пострадал критично или полукритично: мы отстали от остального мира в спортивной медицине и т.п. Хотя припоминаю, как во время и после Олимпиады нам усиленно хвалили по телевидению и в интернете новые отечественные разработки по восстановлению спортсменов, в частности, припоминаю репортажи  про метод «криотерапии» (даже название вот запомнил). Кажется, показывали некие «барокамеры» или как их там… (извините, если что-то напутал).

Тогда возникает вопрос: почему многие спортсмены (включая «элитных») по-старинке принимают таблетки 70-х годов, вместо этих новомодных методик? Так где же истинная правда бытия: в ТV-репортажах о фантастических «криптокамерах» будущего для всех атлетов или же в банальных уколы мельдония уважаемой Екатерине Бобровой «до осени», то есть до его запрета, и актовегина - перед соревнованиями?

Про молодцов-юристов-международников всё обстоит, на мой взгляд, ещё хуже: их ведь изначально не требовалось в Советском спорте, думается, тогда и спроса на них объективно не было. Но ведь ситуация давно изменилась. Мне лично всё это напоминает «один-в-один» ситуацию с отсутствием компетентной юридической защиты государства в международных судах «по инвестиционным делам ЮКОСА». Убеждён, последней острой проблемой ответственное министерство в Правительстве не озаботилось СВОЕВРЕМЕННО, наверное, пустили все иски против страны в многочисленных судах по всему миру на самотёк, думали, всё само рассосётся, образумится. А международные суды - независимые от России инстанции и действующие по принципу состязательности сторон - взяли да и вынесли решения против государства «Россия» (да, возможно, где-то они эпизодически ангажированы, но не думаю, что массово). Я утрирую, конечно, но уверен, что вцелом государство проспало ситуацию в международных судах, то есть изначально не оценило важность тщательной и всесторонней подготовки к судебным спорам; ответственные чиновники не наняли своевременно опытных международных юристов (возможно, от банальной «жадности»: им ведь немало надо платить или от несогласованности министерств: каждый сваливал на другого, никто этой неприятной (по сути, политической) темой не хотел заниматься) - а в итоге получили удовлетворение исков инвесторов против России на миллиарды. Думается, аналогичная ситуация складывается не первый год у нас по защите наших спортсменов в международных спортивных инстанциях: может вы что-то слышали о многочисленных победах по отстаиванию интересов отечественных спортсменов в спортивных инстанциях? Я - нет.

В итоге, проще всегда сказать опять про «заговор», про то, что «международные суды нечестные», хотя сами справедливо объявили в Конституции 1993 года о приоритете международного права над внутренним. Любой объективный правовед меня поймёт и поддержит, а кроме того, оспаривать состоявшееся решение всегда сложнее и заведомо неперспективно, нежели доказывать свою правоту в судах первых инстанций или, в случае с профессиональными атлетами, - в спортивных арбитражах первых инстанций. Но ведь к судам надо тщательно готовиться, доказательства собирать…

 В заключение, по законам жанра, надо подвести выводы. На мой взгляд, они на данном этапе неутешительны для нас - простых болельщиков, радеющих за своих любимцев-спортсменов: всё ещё встречающая нечестность конкретных отечественных атлетов (горько признать, но надо); некомпетентность их команд медиков и тренеров; неумение и нежелание чиновников от спорта и спортивных функционеров отстаивать интересы России в международных организациях; крайняя недостаточность отечественных квалифицированных кадров медиков и юристов-адвокатов в спортивной индустрии; слабость и разобранность наших антидопинговых организаций;  желание чиновников, спортсменов, врачей, федераций найти крайнего и переложить друг на друга или на «внешнего врага» вину; наконец, усиленное внешнее давление на отечественный спорт (нельзя не признать) и повышенный контроль (т.н. «внешний конъюнктурный» фактор). Все эти обстоятельства В СОВОКУПНОСТИ, думается, дают то, что имеем: бесконечную «чёрную дыру» с допингом и запрещенными препаратами, «срезание» наших атлетов по неспортивным принципам и репутационные издержки страны вцелом.

При этом все попытки некоторых журналистов поверхностно объяснить сложившуюся за последние годы, «аховую» ситуацию с допингом и запрещенными препаратами и отстранением наших спортсменов однобоко и (или) прямолинейно (без проведения качественных реформ и изменений в спортивном хозяйстве каждого интересанта в отдельности на своём уровне) – это очередной самообман, ретуширование и «задвигание» проблемы вглубь, попытка найти лейкопластырь, вместо хирургического лечения, которое назрело давно (задолго до того, как «отрезали» от олимпийского движения целую отечественную федерацию с самым «медалееёмким» видом спорта -  лёгкой атлетикой).

Что касается очередной серии немецкого телеканала «ARD» о допинге в отечественном спорте, с которой я начал своё скромное изложение: мы привыкли отмахиваться зачастую от «надоедливых» иностранцев с их «надуманными проблемами» или «ангажированностью». Не возьму на себя смелость утверждать о наличии или отсутствии того или другого, но, возможно, русичи так устроены, что нам порой «пинок под зад извне» (как бы грубо это не звучало) не помешает, чтобы начать реальные изменения.

 

Спасибо за внимание! Мнение автора - простого болельщика может не совпадать с мнением кого-то из читателей. Замечу, что никого персонально не хотел обидеть, но молчать уже не было сил.

 

09.03.2016. Томск

Максим П. (с)