15 мин.

Наследие Алины Загитовой. Часть 2. Сомнительные оценки, антиэстетика, отмена второй половины

Приветствую тебя, Нео! Ты находишься в блоге "Матрица фигурного катания" - редком месте, где можно узнать правду об этом виде спорта. Сегодня вторая часть о наследии Алины Загитовой, а первую, где Морфеус попытался найти хоть какие-то её личностные чемпионские проявления, можно почитать здесь

1. ПОВЛИЯЛА ЛИ ЗАГИТОВА ХОТЬ КАК-ТО НА ИСКУССТВО ФИГУРНОГО КАТАНИЯ? РАЗВЕ ЧТО ОТМЕНОЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ.

Ещё одна сторона, которой определяется "наследие" спортсмена, заключается в том, что он внёс непосредственно в «ремесло» своего вида. Произошёл ли благодаря ему какой-то технический прорыв, прыгнул ли он какой-то новый прыжок, изобрёл ли какую-то спираль, вывел ли на новый уровень скольжение, презентацию, покорил ли новыми необычными образами и т.д.

Загитова тут упоминается разве что в контексте пресловутой "второй половины". До сезона 17-18 включительно фигуристам разрешалось переносить туда ровно столько прыжковых элементов, сколько хотелось. А за них во второй половине, как известно, полагается бонус - увеличение базовой стоимости на 10%.

Этери Тутберидзе просекла данную фишку, и на первых порах усложнение программ её учениц заключалось именно в этом. Липницкая была чуть ли не первой одиночницей, исполнявшей 5 прыжковых с бонусом в произвольной. Медведева, помимо этого ещё и все три прыжковых короткой программы во вторую половину отправила. Загитова довела данное достижение до абсолюта: у нее и в КП и в ПП всё было с 10%-ной надбавкой.  

В сезоне 17-18 Алина уже была не единственной "фигуристкой второго тайма". Могла это исполнять Трусова, но её уже вели на квадсальхов, а его приходилось ставить в начале. Такую расстановку выкатывали одногруппницы АЗ Косторная и Паненкова. Т.е. секрет был не только в какой-то уникальной выносливости Загитовой, но и очевидно в том, как на это "натаскивали" тренеры. 

Однако на взрослом уровне данным козырем действительно обладала лишь одна АЗ, что вкупе с каскадом лутц-риттбергер позволяло ей иметь преимущество по базе над соперницами, среди которых не нашлось ни одной стабильной ультра-сишницы (хотя тройной аксель к тому моменту девушки уже 30 лет как прыгали). 

Проблема здесь заключается в том, что своим решением и мотивировкой этого решения ISU признал такой уклон на 2-ую половину извращением. Понятно, что чаще всего решения организации по изменению правил являются следствием чьего-то лобби. Кто-то не может соревноваться по действующим правилам и меняет их под себя. 

Однако Загитова дала повод ISU провести операцию. Её программы действительно выглядели жутко несбалансированно. Тут, конечно, на половину ответственность с фигуристкой разделяет постановщик. Очевидно, Глейхенгаузу хотелось, чтобы внутри было какое-то разнообразие и развитие, но, увы, Загитова просто вязла в дорожках шагов под медленную музыку в "Дон Кихоте", также скучно выполняла StSq и в "Лебеде". А ведь чаще в программах именно дорожки шагов становятся кульминационным моментом (вспомните, хотя бы, ягудинскую "Зиму" или программу Кейтлин Осмонд под песню Эдит Пиаф). 

У Загитовой же они и поставлены и исполнены были так, что зритель начинал зевать. Никаких интересных музыкальных и хореографических находок. Никакой эмоциональности. Наоборот, Глейхенгауз приправил всё и трэшевыми танцевальными зарисовками, позами, о которых Морфеус уже писал. Внутри этой статьи о них мы поговорим чуть позже. Не будем забывать и о том, с каким посредственным уровнем владения коньком Загитова всё это исполняла: куцые, медленные, нерёберные шаги. Возможно, если б не АЗ, доведшая использование правила о второй половине действительно до какого-то извращённого, некрасивого вида, то его бы и не приняли вовсе или же приняли в более мягком варианте. 

Само по себе нововведение, конечно, дебильное. Если кто-то из фигуристов обладает уникальной выносливостью, то нужно дать ему возможность использовать этот козырь. В то же время, если его программа, как у Загитовой это и происходило, выглядит несбалансированно и перекошено, скучно в первой части, то ему нужно сильно снижать оценку за композицию. Но разве можно снижать оценку девочке, за которую в кулуарах сильно похлопотала федра? Нет, конечно. Проще изменить правила. 

При этом сказать, что Алина как-то сильно пострадала из-за данного правила, что её лишили козыря нельзя. Как и всякая девочка Этери, вошедшая в пубертат, она начала не приобретать, а терять. Нынешняя, да и прошлого года АЗ и по облегчённым то правилам часто ошибалась. В этом сезоне особенно стало заметно, как фигуристка "потяжелела" - в прямом смысле и в том, насколько сложнее ей стало кататься. Сейчас она и первую половину то не тянет.

В прыжковой части каких-то новых нюансов АЗ в фигурное практически не привнесла. Её прыжки никогда не отличались феноменальным качеством: средней или низкой высоты, на крутке, лутц и флип с читерским отталкиванием ребром вместо зубцов и предварительным вращением на полоборота. Прыгать лутц с верного внешнего ребра со временем она разучилась. На редкие элементы действительно были сложные, уникальные заходы, как то на дупель в КП, который она исполняла с Шарлотты, прыжка в шпагат и скобки, но на многие по-настоящему сложных заходов то у Загитовой и не было. 

Однако GOE у фигуристки росло просто, как на дрожжах, и очень забавно было наблюдать за тем, как те элементы, которые оценивали на +1, со временем стали оценивать на +3 - естественно просто потому, что федра похлопотала и поработала с теми, кто оценивает. Вращения у Алины всегда были на высоком уровне, даже несмотря на читерство с бильманом и потерю центровки, которая стала проскальзывать в последних прокатах. Но ничего такого гениального, уникального в искусство вращения она не внесла. Есть девушки, которые владеют этим лучше. 

Спирали? На хорошем уровне была Шарлотта и, пожалуй, всё. Ласточка, которую она стала делать в ПП этого сезона, довольно слабенькая по сравнению с теми, что мы видели во времена спиральной секвенции. Инабауэр в программах весьма неуклюж, всё остальное в лучшем случае достойно эпитета "нормально", но не более. 

Ультра-си Загитова так и не выучила, а если более внимательно всматриваться в прыжки, то даже в программах без ультра-си у АЗ можно заметить немало недокрутов, с которых она просто научилась ловко выезжать и которые, конечно, зачастую не ставили. В общем, в технике фигуристка не привнесла в фк ничего нового и уникального, кроме вышеупомянутой второй половины, которую из-за неё же и отменили. 

2. С ТЕХНИКОЙ ЗАГИТОВОЙ РАЗОБРАЛИСЬ. А ЧТО ЖЕ КОМПОНЕНТЫ? 

Понятно, что своим отъявленным фанатам АЗ кажется фигуристкой невероятно артистичной - 95% из них фигурное катание не смотрели до Олимпиады в Пхенчхане, а человеческая психика устроена так, что зачастую первое впечатление потом тяжело чем-то перебить. В случае с Загитовой ещё сработали несколько факторов: оргромные баллы, отваленные судьями (изначально они всегда воспринимаются на веру), подаренная золотая медаль (глорят за победителей), ура-патриотический настрой, мимишная реакция в кике девочки "не осмеливающейся" порадоваться своей медали и последующая огромная пиар-атака. "Проснись страна, ты должна полюбить Загитову", - вещали нам некоторые графоманы. Образ милой, скромной девочки со взглядом «спасите меня» как нельзя лучше бил в сердца домохозяек и кухарок разных мастей.

Но все те, кто не был клиентом матрицы, все, кто не попал под навязанную зомбоящиком иллюзию, все, кто увлекался фигурным катанием давно, оказались в шоке от того, какие оценки внезапно, особенно с января 2018-го стали ставить нашей героине. Ведь вот же - ещё совсем недавно даже среди юниорок имела репутацию "попрыгушки". Хонда и Губанова считались более компонентными.  

Алина, особенно в те времена, когда её тянули на олимпийское золото и золото ЧМ, получала совершенно дикую вторую оценку - такую, словно её катание и есть один из образцов, к которому нужно стремиться.

Любой тренер детской школы в фк, любой большой профессионал, если он окончательно не выжил из ума, если не трус и если не персональный фан АЗ, расскажет своим ученикам, что кататься так, как это делает Загитова, плохо. Более того, он назовет множество девочек, катающихся лучше её. Поклонники фигуристки часто обижаются, что её не хвалят, ругают профессионалы в своих интервью, и дальше идёт типичный стон про то "сколько этой девочке пришлось вытерпеть". 

Но профессионалы, в отличие от фанатиков, впервые увидевших спорт на Олимпиаде, понимают, что как «компонентная фигуристка» Загитова - мыльный пузырь. Её некогда космические баллы есть не более, чем результат упорной кулуарной работы федерации. Кстати, стоит отметить, что в те времена, когда Алинин фандом ещё не сформировался, и на спортивных сайтах было больше адеквата, никто и не выделял её, как компонентную фигуристку. "Дон Кихота" она катала ещё с юниоров, и адекватным людям он казался тем, чем и был - корявенькими юниорскими балетными потугами.

Особенно бросались в глаза посредственная пластика и скольжение Загитовой в финале юниорского гран-при 2016, где зрители со всего мира закономерно возмущались и задавались вопросом: с какой это стати она имеет примерно такие же компоненты, как действительно великолепно тогда катавшаяся Анастасия Губанова?   

Точно так же бросался в глаза блат федры на чемпионате России в олимпийском сезоне. В короткой программе Загитова совершила степ-аут, но с какой-то стати опередила и Цурскую и Косторную, откатавшихся чисто. Уже не говорю про то, что сравнивать жуткого лебедя-краба с вполне качественной "Битвой престолов" или "Adios Nonino" совершенно невозможно. Да и Мария Сотскова в чистоте линии и грациозности тогда Алине фору бы дала. 

Морфеус уже разбирал  неуклюжую, тяжёлую манеру "скольжения вприсядку" АЗ. При наборе скорости подсечками Загитова, как никто сильно наклоняется, держа корпус уже практически параллельно льду, а пятую точку выпячивает вперёд. В олимпийский сезон это приводило ещё и к тому, что её короткие балетные пачки задирались и она, выставив вперёд таз, оголяла перед зрителем трусы в сомнительной позе.

Всё это как тогда, так и сейчас, выглядело и выглядит жутко, неэстетично и неуважительно, как по отношению к балету, так и к зрителю. В произвольной программе этого сезона подобных моментов тоже хватает:

Да и в остальных частях программы Загитова катается, почти не разгибаясь. Ещё и Даниил Глейхенгауз часто топит её своими хореографическими зарисовками, всякими коротенькими типа бауэрами в приседе, абсолютно не эстетичными, или знаменитой сценой со связанными руками в Кармен. Она бы у другой фигуристки смотрелась нормально, но не у Загитовой.  

Кстати, таким образом девочка каталась не всегда. Подобной манере в Ижевске у нее не было. Каталась она, конечно, и тогда плохо, но для 11 лет это нормально. В группе Тутберидзе же, как известно, нет времени на долгую отработку навыков скольжения, особенно с неприспособленными к этому детьми. Там прыжки и каскады подавай. Скорее всего, для каскадов изначально Алине сильно не хватало скорости, поэтому ей пришлось её набирать уж так, как умеет - наиболее тяжеловесной, атлетичной, "конькобежной" манерой. 

Такое жутко неуклюжее катание должно прямо влиять на разные оценки за компоненты. Во-первых: скольжение. Загитовское скольжение никак не назовёшь "непринуждённым" (а именно этого и требует данный компонент). В презентации есть пункт "осанка и чёткость движений". Наша героиня не знает, что такое осанка. 

А уж о какой "фразе и форме" в композиции, о каких "тонких оттенках в отражении деталей музыки" можно говорить, если фигуристка просто не владеет своим телом настолько, чтобы быть способной всё это исполнить? К этому добавляются ещё и посредственная хореографическая выучка, непластичность, непонимание культуры жеста вкупе с трэшевыми постановками. Подробный разбор того ужаса, который Глейхенгауз поставил в "лебеде", Морфеус уже приводил, сравнив его с эталонным лебедем Губановой сезона 17-18. У Насти мы наблюдали настоящего лебедя, ещё и прекрасно скользящего (а фигуристка и обязана здорово владеть коньком, чтобы создавалось ощущение, будто она плывёт по льду). Программа Загитовой же была переполнена резкими, угловатыми, неуклюжими, некрасивыми движениями.

Уровень владения коньком тоже не чета губановскому. В комментариях у Морфеуса фанаты "чемпионки" не нашли ничего лучше, кроме как оправдать этот трэш "постановкой": мол, так и было задумано, это чёрный лебедь, а не белый, и вообще Загитова якобы катала переживания героини из фильма, а не лебедя. Что ж прекрасная отмазка - теперь любое постановочное корявое недоразумение можно оправдать тем, что "так и было задумано". А выносите ка для корявого недоразумения золотую олимпийскую медаль!;)

В "Дон Кихоте", глейхенгаузовской алаверды известной балетной классике, тоже хватало корявых поз, которых никак не могло быть у более-менее внятной балерины:

Тем не менее, общее впечатление несколько вытягивалось пресловутой второй частью, что в КП, что в ПП. В том случае, если Загитова, конечно, не падала. Прыжки там были удачно поставлены в музыку, кульминационные отрезки которой ещё и здорово помогали фигуристке. Часть зрителей благодаря этому даже забывала, чего же там в первой половине было, и подпадала под "магию". Но опять же, с чем мы сравниваем? Разве могут её юниорские и в презентации и в интерпретации программы сравниться с действительно мастерским представлением, которое доступно девушкам постарше, как той же Юне Ким, Анне Погорилой, Мао Асаде? 

Если разбирать непосредственно коньковую работу, а не только манеру набирать скорость, то тут тоже АЗ не привнесла в фигурное катание абсолютно ничего нового. Более того, она всегда была середняком. Нередко ошибалась в шагах, (конкретный пример Морфеус разбирал здесь, где она постоянно вместо выкрюка исполняет перетяжку-тройку) или делала их с "плоских рёбер". Длинных, качественно сделанных связок на одной ноге у нее также ещё нужно было поискать, как и глубокорёберное скольжение, впрочем. Но при этом откуда то судьи находили и ставили 9 – 9.75, хотя даже среди российских девушек были и есть те, кто скользил не просто лучше, а намного лучше.

Знаменитая история про насыщенность программ АЗ сложными связками (transitions) несколько преувеличена. Скажем так, были те, у кого их было ощутимо больше. Более того, с приходом пубертата, как это и происходит у многих фигуристок, она потеряла в умении исполнять некоторые элементы с коротких заходов. Пришлось в программах увеличивать количество подсечек и прочих простейших шагов. 

В части интерпретации, перевоплощения Загитова пока так и не дошла до того уровня, когда фигуристка начинает осмыслять и проживать программу через свой жизненный опыт (то, что Станиславский в своей знаменитой системе называет "эмоциональной памятью"). Катание АЗ в большинстве случаев - это отрепетированное и поставленное до поворота головы представление с приклеенной улыбкой и ненастоящими эмоциями. Девочка просто прилежно выполняет задание от Этери, но зачастую абсолютно не осмысляет и не может осмыслять пока ещё в силу юности того, что переживают героини в её программах. А в Кармен мы же определённо можем говорить о том, что ей просто не хватает темперамента. "Кармен" - это страсть, сексуальность, гипнотическая женская энергия, завораживающая мужчин, но откуда этому взяться у школьницы Загитовой, проведшей жизнь в хрустальной клетке? 

По итогу можно сказать, что от фигуристки с титулами и баллами, как у Алины, логично было ожидать какого-то запредельного уровня мастерства, какого-то прорыва. Но холодный и детальный разбор просто не позволяет обнаружить ничего, что могло бы реально заслуживать таких дико высоких оценок. Есть нормальная, не выдающаяся фигуристка, и всё. Тот, чьё величие держится во многом на административном ресурсе, космических накрутках, грибах потом сам же от этого страдает - Медведева не даст соврать. Федра - дама в своих симпатиях переменчивая. Никакого смысла тянуть Загитову, когда из той же школы выпущены более классные продукты, ей больше нет. ТЩК вышли во взрослые и сразу же отправили "королеву" на задворки истории, словно и не было у Алины никогда никакого величия.    

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА БЛОГ, РАСПРОСТРАНЯЙТЕ СТАТЬЮ В ИНТЕРНЕТЕ, ВО ВСЕХ СОЦСЕТЯХ, ПУСТЬ ЛЮДИ ЗНАЮТ ПРАВДУ О ФИГУРНОМ КАТАНИИ!