1 мин.

Тактика «Флуминенсе» Фернандо Диниза — реляционизм в действии

Всем привет! С материалом на английском, послужившим основой для этой статьи, можно ознакомиться здесь.

Приятного чтения!

Сегодня мы поговорим о тренере и команде, находящихся в авангарде нового, набирающего обороты подхода к футбольной тактике, — это антипозиционный, или, как его еще называют, реляционный футбол.

Что же скрывается за этими терминами и во что играет «Флуминенсе» под руководством Фернандо Диниза? Давайте разбираться.

Общая идея

Команда Фернандо Диниза стала примером игры в уникальный тип футбола, характеризующийся реляционным подходом и высокой динамикой движений на всех стадиях построения атаки.

В основе философии Диниза лежит концепция, подчеркивающая и делающая акцент на спонтанно возникающих взаимосвязях между игроками прямо во время игры, что кардинальным образом отличается от доминирующего на данный момент в футбольной тактике подхода, — позиционное расположение всей команды, четкая геометрия в управлении пространством и максимально возможный контроль хаоса за счет продумывания тренером всех нюансов игры.

Подход тренера, предпочитающего позиционный футбол, основан на стремлении рационально использовать все пространство футбольного поля, расставляя игроков и присваивая им четкие роли и синхронизируя все перемещения согласно определенному принципу, алгоритму действий.

Подход же Фернандо Диниза ставит во главу угла построение и налаживание взаимоотношений между игроками, способствующих замысловатым пасам и плавному движению мяча непредсказуемым заранее образом, превращающим игру в футбол скорее в искусство, чем в науку.

Проводя аналогию с музыкой, можно сказать, что если позиционный футбол — это строго выверенные такты и заранее прописанные аккорды электронной техно-музыки, то реляционный футбол — это импровизация джазового музыканта, создающего свои творения в режиме реального времени и не ограниченного никакими правилами и рамками.

В своей игре «Флуминенсе» демонстрирует стремление к максимальному владению мячом с помощью генерации сложных линий передач в рамках треугольников и динамичных позиционных ротаций между футболистами.

Поощряя игроков постоянно менять свои позиции, находя новые взаимосвязи для непредсказуемого комбинирования и создания численного преимущества, Диниз привил философию игры, которая позволяет «Флуминенсе» контролировать темп и диктовать свои условия сопернику, делая это в свободном от догм позиционного футбола стиле.

Обычно «Флуминенсе» применяет схему 4-2-3-1, но в ходе игры постоянно меняет расстановку, поэтому само понятие «схема» относительно этой команды — весьма условный термин. «Флуминенсе» прежде всего характеризуется тотальной «ртутностью» и гибридностью во владении.

Построение атаки

Начальная стадия

Фернандо Диниз использует экстремально большое (с точки зрения позиционного подхода) количество игроков в начальной стадии развития атаки, зачастую стягивая до восьми игроков в свою треть для комбинирования и розыгрыша мяча.

Принципиальным для тренера является создание численного преимущества на том участке поля, где в данный момент находится мяч. Kонечно, запрессинговать такую команду становится весьма непростой задачей, учитывая, что порой соотношение может достигать, например, 8-в-6 в пользу «Флуминенсе»:

Если на такое радикальное построение соперник решается ответить применением персонального прессинга 1-в-1, «Флуминенсе» не настаивает на длительных попытках выхода из-под прессинга через короткие передачи, а начинает преодолевать давление с помощью длинных пасов вперед, имея в последней линии опасную для соперника, стянувшего большое количество игроков в прессинг, ситуацию 3-в-3 или 2-в-2, которая, как принято считать, является соотношением в пользу нападения.

При коротких розыгрышах от ворот к голкиперу в штрафную площадь часто опускается один из опорных полузащитников. Получая передачу в низкой позиции, опорник провоцирует прессингующего его соперника оставить свою зону за пределами штрафной в попытке отобрать мяч. Это позволяет другому игроку «Флуминенсе» сместиться в образовавшееся пространство и открыться под передачу.

Перегрузы как ключевой элемент игры

Наиболее заметным и ярко проявляющимся элементом игры команды Диниза можно назвать стремление постоянно создавать численные перегрузы на разных участках поля. Если в командах, играющих в позиционном стиле, перегрузы применяются эпизодически и являются лишь одним из многих инструментов в атаке, который, как правило, используется в финальной трети против линии обороны соперника, то для «Флуминенсе» — это самый главный и часто применяющийся паттерн, через который строится практически все владение.

Подвижность и «ртутность» команды с непрекращающимися ротациями позиций позволяют манипулировать оборонительным блоком соперника, обнаруживая бреши со свободным пространством, которое сразу же распознается и заполняется игроками «Флуминенсе».

Основной целью «Флуминенсе», как правило, становится крайний защитник соперника, вокруг которого концентрируются сразу несколько атакующих футболистов, формируя численное преимущество в его зоне.

Kоманда Фернандо Диниза достаточно умело использует подобные ситуации. Игрок с мячом пасует на открытого партнера, после приема тот ждет, чтобы защитник выдернулся на него из линии. После того, как это происходит, за спиной у обороняющегося возникает свободная зона, в которую моментально следует передача на забегающего игрока «Флуминенсе».

Владение мячом на чужой половине

Атакующие действия «Флуминенсе» за центральной линией поля в полной мере наглядно демонстрируют разницу между реляционным и позиционным принципом игры в футбол.

Kоманда Фернандо Диниза совершенно спокойно может сгруппироваться всем составом на узком вертикальном участке поля, не имея абсолютно никакой ширины на противоположном фланге.

Для позиционно играющей команды, постоянное создание ширины на обоих флангах — обязательное условие, потому что с точки зрения рациональности, на которую опираются тренеры, предпочитающие позиционный футбол, заполнение только части пространства на поле — неэффективно и ошибочно.

Для антипозиционного же футбола Диниза, оставить огромный участок поля совершенно пустым — абсолютная норма, ведь, как мы уже отмечали выше, главное для реляционного стиля — это постоянное создание больших численных перегрузов в зоне мяча для непредсказуемого комбинирования и спонтанно возникающего взаимодействия между игроками на ограниченном пространстве.

Игроки в системе Диниза не скованы никакими рамками, их перемещения и позиционирование полностью свободны от правил. Фактически, провозглашена идея воссоздания «уличного» футбола на профессиональном уровне. И, как мы видим, с учетом победы в Kубке Либертадорес-2023, у «Флуминенсе» это получается.

Kрайние защитники и вингеры не обязаны растягивать оборону соперника, как мы привыкли видеть в исполнении других команд, предпочитающих позиционную философию. Любое вовлечение в игру фулбэка или крайнего нападающего в системе Фернандо Диниза — это результат свободного взаимодействия футболистов в конкретном игровом эпизоде, а не продуманная заранее комбинация.

Игра пары центральных защитников «Флуминенсе» также подчинена идее создания перегрузов в зоне мяча, в этом смысле для них нет каких-то дополнительных требований или исключений. Оба центрдефа располагаются достаточно высоко и близко как относительно друг друга, так и партнеров по команде.

Действия в финальной трети

Необходимо отметить, что несмотря на всю спонтанность в возникающем комбинировании и импровизацию прямо по ходу эпизода, действия игроков команды все равно исходят из общефутбольной логики и природы игры.

Это хорошо отражается в стремлении команды часто атаковать противника через забегания в полуфланговых каналах — и это полностью совпадает с одним из ключевых принципов игры в чуждом для реляционного футбола, с идейной точки зрения, футболе позиционном, где полуфланги также являются достаточно важным пространством, через которое проходит множество отработанных комбинаций.

То же самое касается и забеганий за спину игроку с мячом через широкую зону для последующего открывания под получение передачи на ход. Kак и в позиционной игре, в игре «Флуминенсе» применяется данный прием, потому что, как мы уже отметили выше, игроки команды хоть и не ограничены рамками позиционного расположения, тем не менее, действуют согласно общим для всех принципам, которые проистекают из самой природы игры и интуитивно понятны каждому футболисту, тем более профессиональному.

Безусловно, такие забегания еще и способствуют созданию тех самых перегрузов 2-в-1 в зоне, которые одинаково важны как в позиционном, так и реляционном футболе.

После получения передачи и прохода по флангу, игрок «Флуминенсе» с мячом либо смещается в центр для комбинирования с партнерами, либо делает навес в штрафную, которая всегда насыщается большим количеством игроков:

В зоне подбора за пределами штрафной «Флуминенсе» всегда располагает минимум двух футболистов. После отскока игрок, подобравший мяч, продолжает атаку вторым темпом с помощью обыгрыша с партнерами, располагающимися внутри штрафной, либо может последовать перевод мяча на свободного игрока ближе к флангу с последующим пасом от лицевой линии в центр штрафной под удар — так называемый катбэк.

Интересной особенностью игры нападающих «Флуминенсе» является расположение всегда за спиной у центрального защитника соперника — в «слепой» зоне:

Располагаясь таким образом, нападающий создает дополнительные трудности для защитника, потому что ему становится трудно определить, где именно в данный момент находится форвард, в то время как он сам видит защитника перед собой и может этим воспользоваться.

Нападающие «Флуминенсе» часто делают забегания в район дальней штанги во время навесов и прострелов, чтобы таким образом оказаться за спиной у защиты и полностью контролировать ее перемещения.

Дальняя штанга — это зона, где обычно остается чуть больше свободного пространства, и отсутствие возможности у центрального защитника зрительно контролировать эту зону часто создает дополнительную угрозу в случаях, когда нападающий резко врывается из-за спины.

Кроме того, игрок, защищающий эту зону, обычно является крайним защитником, который, предположительно, будет более слаб в игре на втором этаже, чем центральные защитники.

Нападающий «Флуминенсе» Герман Кано является мастером открываний на дальней штанге, забивая оттуда большинство своих голов.

Постоянные розыгрыши мяча через третьего — также в арсенале команды Диниза. Это позволяет продвигать мяч сквозь блок соперника, генерируя и в без того импровизационном, непредсказуемом стиле игры еще больше неожиданных комбинаций внутри спонтанно возникающих треугольников по всему полю.

Следующим действенным инструментом в распоряжении «Флуминенсе» являются пасы в недодачу и отскоки игроков в пустую зону с целью вытянуть соперника на себя в прессинг и сломать линии, вскрывая таким образом защиту.

В данном эпизоде, полузащитник соперника блокирует линию передачи внутрь блока на нападающего. Для решения этой проблемы, игроки «Флуминенсе» разыгрывают комбинацию с перепасовкой, чтобы вытянуть соперника со своей позиции в прессинг. После того, как оппонент реагирует и выдергивается, следует отскок нападающего вглубь в открывшуюся пустую зону, что в итоге позволяет доставить ему мяч на свободное пространство:

Еще один важный принцип взаимодействия игроков «Флуминенсе» — всегда продолжать движение после передачи мяча. Другими словами — старое доброе правило «отдал — открылся» в действии.

Это важная составляющая плавности и естественности игры «Флуминенсе», которая каждую секунду создает новые позиции и возможности для паса.

В этом эпизоде крайний защитник пасует мяч на партнера и сразу же смещается ближе к центру с помощью забегания. Несмотря на то, что фулбэк получает обратную передачу не сразу, он все равно продолжает движение, что в конечном итоге позволяет ему принять мяч через несколько секунд, находясь в более выдвинутой позиции:

Игра в стенку — очередной простой, но крайне эффективный прием, активно применяющийся игроками «Флуминенсе» во время построения комбинаций. Этот прием является естественным продолжением постоянного стремления игроков все время двигаться вперед, создавая вертикально направленные линии передач.

Отдавая передачу, игрок «Флуминенсе» сразу же ищет открывание под розыгрыш стенки, одновременно запутывая защиту и создавая перспективу вертикального продвижения к чужим воротам. Против приема игры в стенку в целом достаточно сложно защищаться, поэтому он стал неотъемлемой частью построения всех атак команды.

Статичность и пассивность в перемещениях — пожалуй, главные табу в команде Фернандо Диниза. Пока игроки пребывают в движении и постоянном поиске новых взаимодействий — тренер остается довольным и не вмешивается в процесс.

«Флуминенсе» старается создавать диагональные линии передач между игроками во время построения атаки. Их часто можно увидеть в линиях из трех или четырех игроков, которые взаимодействуют через ложные открывания и забегания.

В этом эпизоде «средний игрок» в линии открывает своим движением направление для передачи на самого дальнего от мяча партнера, забегая за спину защитникам. Соперник не может определить, как лучше всего на это среагировать:

Также футболисты «Флуминенсе», взаимодействуя в этих линиях, используют интересный прием, резко пропуская мяч между ног на партнера, располагающегося дальше за спиной. Такой неожиданный маневр запутывает соперников, которые не знают, кто на самом деле является конечным адресатом передачи:

Игра без мяча

Следует отдельно подчеркнуть, что основные различия между реляционным и позиционным футболом проявляются в игре с мячом.

В фазе игры без мяча подход «Флуминенсе» не сильно отличается от большинства других команд — Фернандо Диниз предпочитает использовать интенсивный высокий прессинг с персональными ориентировками 1-в-1. Такая агрессивная структура, естественно, ломает оборонительную схему в этот момент, однако, подобное агрессивное расположение часто вознаграждается высокими возвратами мяча на чужой трети поля.

Если соперник заставляет «Флуминенсе» перейти в позиционную защиту, команда располагается вполне классическим образом — схема 4-4-2 в среднем блоке, перекрытие центральной зоны за счет компактности между линиями и выдавливание атак соперника на фланги.

Стандартный триггер для включения режима давления — тоже вполне классический — пас соперника поперек или назад на защитников. В этом случае, пара форвардов «Флуминенсе» сразу же включается в давление, поднимаясь за мячом и оказывая прессинг на адресата передачи.

Остальная команда также начинает подниматься всем блоком, не позволяя возникнуть разрывам между линиями и сохраняя компактность. При каждом последующем пасе назад игроки продолжают выдавливать соперника дальше, снова перестраиваясь на персональный прессинг 1-в-1 на чужой трети.

С учетом того, что «Флуминенсе» часто комбинирует через фланговые зоны, в моменты потери владения команда активно использует близость боковой линии в качестве дополнительного «защитника», выдавливая с помощью контрпрессинга игрока соперника, владеющего мячом, максимально во фланг.

В результате, это часто приводит либо к отбору и восстановлению владения, чему также дополнительно способствует большая концентрация игроков в зоне потери, либо к выбиванию мяча в аут, что тоже помогает гасить потенциальную контратаку.

Минимизация потерь в центральной зоне — действенный способ обезопасить команду от убойных ответных выпадов соперника через прямой путь к воротам. Умение использовать боковую линию при защите — несомненный плюс «Флуминенсе» в фазе игры без мяча.

Заключение

Приверженность Фернандо Диниза экспансивному футболу, основанному на идее максимальной самоорганизации игроков при владении мячом, определила идентичность «Флуминенсе» и оставила узнаваемый отпечаток на ландшафте современной футбольной тактики.

Его стиль уважает естественную природу футбола и каждого игрока в отдельности, и предлагает сделать главным принципом игры создание стихийных связей и взаимодействий через непрекращающийся поиск вариантов и импровизацию на поле. Футбол как искусство в чистом виде, создающее неповторимый шедевр на протяжении всего матча, расчерчивая линиями пасов зеленый холст, словно кистью художника.

Способность этого тренера внедрить целостную игровую философию позволила «Флуминенсе» конкурировать на самом высоком уровне, бросая вызов традиционным нормам и завораживая болельщиков своим привлекательным стилем игры. Диниз продолжает развивать и совершенствовать свой тактический подход, поэтому будущее «Флуминенсе» под его руководством выглядит многообещающе.

Фернандо Диниз заслуживает уважения уже только за то, что решился публично бросить вызов устоявшимся незыблемым догмам позиционного футбола, захватившим умы многих современных тренеров. Даже если мы не разделяем такой подход к футболу и являемся приверженцами игры, основанной на рационализме, строгих схемах и контроле хаоса, взгляд на футбол этого интересного и нестандартного бразильского тренера не может не вызывать любопытства.