9 мин.

Заработало! «Миннесота» на старте сезона

Разрешите рассказать вам историю из жизни. Жили-были четверо друзей, каждый из них был в чем-то гениальным, кто-то был замечательным программистом, кто-то обладал математическим складом ума. Все они были хорошими учениками в школе и успешными студентами, побеждали на Олимпиадах. Говорят, что на доске почета и в школе и в университете можно прочесть их имена.

Вот только один из четверых друзей ничем не выделялся, он был достаточно посредственным учеником и попал на IT факультет по великой случайности, страдал на уроках вышмата и физики от «отсутствия инженерного склада ума». Но ему повезло с другим: он и его друзья поняли, «как работает система». Например, они знали, что зачеты лучше получать автоматом, что вертеться во время сессии на кафедре бесполезно, знали, что можно не давать взятки, а делать полезные для университета вещи, например, виртуальную физическую лабораторию, если ты объективно не сдашь экзамен по физике. На пятом курсе они уже почти не учились, так как нашли работу. Все они закончили университет с отличием, включая Четвертого, «совсем не гениального» друга.

Почему я вспомнил об этой истории? Дело в том, что нынешняя команда «Миннесоты» очень напоминает мне вышеупомянутую четверку друзей. Эти парни знают, «как работает система». Они понимают те важные детали и нюансы, которые ускользают из поля зрения простого обывателя, они объективно оценивают свои силы и хорошо знают друг друга, чтобы извлекать из этого выгоду. В результате мы получаем уникальную даже по меркам NBA систему, которая в перспективе подарит болельщикам «волков» первый выход в плей-офф за многие годы. Ниже я постараюсь рассказать о тех маленьких, но важных деталях, которые я увидел в первых одиннадцати играх нового сезона.

Начнем с самого очевидного: Кевин Лав – реальный кандидат на звание MVP. Человек-оркестр сделал значительный шаг в понимании игры, теперь он созидатель, органично вписывающийся в командное нападение. Именно он разгрузил Рубио в позиционном нападении. Лав пасует в отрыв, грузит Пека передачами в краске, находит под кольцом открывающихся партнеров после забеганий. Он и раньше это умел, но сейчас его энергия стала «мирным атомом», Лав прибавил в подвижности, стал чаще играть в районе штрафной, стал использовать понимание игры, чтобы зарабатывать фолы. Одним словом, на наших глазах рождается история.

Кевин Мартин – лучший атакующий защитник, который был у «Миннесоты» за последние годы. Я знал, что Кевин будет эффективен в атаке, я верил, что он может в одиночку реанимировать нападение Волков. Но Мартин дал еще одну вещь, этот парень со странной техникой броска – моя основная надежда в четвертой четверти. Уже несколько раз Кевин хладнокровно сокращал разницу в счете в решающие минуты матча.

В нынешнем сезоне у нас есть богатство в виде трех проверенных клатчеров: Лав, Мартин и Бареа. И если в случае клатча от Бареа, мы говорим о некой молодецкой удали, помноженной на латиноамериканскую страсть, то в случае Мартина я видел холодный расчет и твердую руку. Кевин, также неплохо подбирает, обыгрывает спиной к кольцу и играет на перехват, что в принципе понятно, так как умения и физических данных защищаться у него нет. Чуть не забыл, Мартин еще и лучший по забеганиям под кольцо, любо-дорого смотреть как он «режет» защиту соперников, своевременно отрываясь от опекуна.

Пекович – «большой брат» вернулся. На старте сезона Никола долго не мог найти себя в командном нападении. Львиная доля бросков теперь доставалась двум Кевинам и Никола банально выпадал из ритма. Очевидно, что главный тренер тоже думал об этой проблеме и уже в последних матчах мы видим, как Адельман решил эту головоломку: Пек стал чаще играть на площадке с игроками скамейки, когда Лав или Мартин отдыхают. В результате черногорец стал действовать гораздо уверенней, вернулась прежняя агрессия в борьбе под щитами.

Рубио – этот наш «Четвертый» из рассказа про друзей. Мой тренер сказал когда-то: «Пас – это язык баскетбола. Представь, что ты не умеешь говорить. Так вот если, ты не умеешь пасовать, то на площадке никто с тобой «говорить» не будет». Четвертый умел говорить с людьми. Если провести параллель со студентом из рассказа, то можно «обобщить» и сказать, что Рикки тоже довольно посредственный игрок, более того, только ленивый не прошелся по испанцу после серии неудачных игр. Рубио ответил на критику весьма изящно, оформив трипл-дабл.

Большинство критиков не понимают одного: Рикки – системный игрок, он теперь не просто поставщик красивых моментов, своими пасами он «договаривается» со всеми, он делает эту систему устойчивой, именно с ним на площадке возможно постоянное движение мяча. Ведь вскрыть оборону соперника без грамотного движения мяча, сейчас, в эпоху тактики «2,9 секунд»* практически невозможно. Он делает те маленькие вещи, которые помогают команде выиграть: он провоцирует фол в нападении, потери в позиционном розыгрыше соперника, он прессингует больших в лоу-пост, помогает на подборе, а потом посылает в отрыв партнеров одной длинной передачей. В защите он делает то, что умеет лучше всего: он разрушает систему взаимодействия соперника.

Кори или возвращение блудного сына. Брюер извлекает максимум выгоды из того, что он умеет, и того что могут партнеры. Он и Мартин хорошо бегут в отрывы, а Рубио и Лав им доставляют мяч. Благодаря Брюеру потеря АК-47 уже не кажется столь болезненной, особенно учитывая тот факт, что Андрей чисто физически не смог бы выдержать таких нагрузок. Объём работы, выполняемый улыбчивым пареньком, просто огромный. Адельман использует Кори на позиции легкого форварда, но в матче с Кливлендом, Кори вышел играть в роли атакующего защитника и доверие полностью оправдал.

Командная статистика на данный момент:

  • 3-е место по количеству забитых штрафных за матч – 21.5

  • 3-е место по проценту реализации штрафных – 81.7%

  • 4-е место по подборам – 45.6

  • 4-е место по количеству передач – 24,6

  • 3-е место по количеству перехватов – 9,9

  • 3-е место с конца по количеству полученных фолов – 18.5

  • 3-е место по количеству забитых очков за матч – 108.5

  • 3-е место в списке лучших командных защит (DefRtg)

  • 1-е место по количеству спровоцированных потерь у соперника

  • 2-е место по количеству очков, набранных в быстром отрыве

Если обобщить эти цифры, то хочется снова повторить фразу из рассказа: «эти парни поняли, как работает система». Вкратце: игроки «Миннесоты» мало фолят, мало теряют мяч, много подбирают, много забивают в быстром отрыве, много забивают штрафных, много пасуют, много забивают из-под кольца, много перехватывают. Иными словами, Тимбервулвс стараются разменять сложные очки соперника (броски после ведения, броски с сопротивлением, средние броски), на простые броски для своей команды (очки из-под кольца, штрафные, быстрые отрывы). И это работает. Окончательно я поверил в это после игры с Кливлендом, когда Волки без Мартина легко обыграли своих не менее талантливых оппонентов.

Если говорить о скамейке, то у меня две хорошие новости, один факт и один слух. Начнём с факта: у Миннесоты худшая скамейка в Лиге. Слух: Швед и Уильямс – железные кандидаты на обмен. Судя по тому, как их берегут и не выпускают на игры, то вероятность этого весьма высока.

Теперь новости: Хаммел завоевал место в составе и стал крепким игроком скамейки. Уверенный бросок, самоотдача и понимание своей роли помогли ему завоевать доверие тренера. Надо сказать, что пример Робби, который по сути является антиподом Деррика, показал, что у последнего нет шансов заиграть в этой команде. Адельман ставит на игроков, понимающих баскетбол как систему.

Вторая хорошая новость – это уверенная игра двух ключевых игроков скамейки: Данте и Бареа. Было несколько моментов, когда игроков старта просто не хватило на концовки матча. Так было в матче с Клиперс, я уверен, что Лав забил бы то добивание в 10 случаях из 10, если бы не усталость. Так было в матче на высокогорье с Денвером, когда в тяжелой драматической концовке отдали решающий подбор. Именно скамейка должна поддерживать высокий темп игры, при этом давая необходимый отдых основным игрокам.

В игровой модели Миннесоты очень много построено, завязано на гиперактивности Рубио и Брюера. Именно поэтому в их играх случаются провалы. Говоря об обменах, нужно отдавать себе отчет в том, что Флип находится в непростой ситуации, во-первых, во всех попытках переговоров его просят включить пик первого раунда, во-вторых, игроки нужны, подходящие команде. Но мы, болельщики, ждем, мы верим.

 

* – «правило 2,9 секунд». Негласное требование, согласно которому тренера команд в NBA рекомендуют игрокам находится в «краске» как можно дольше, но при этом не нарушать правило «трех секунд». Таким образом, пространство возле кольца наполняется игроками защищающейся команды, что затрудняет набор легких очков вблизи кольца.

P.S. При создании статьи были использованы данные с сайтов basketball-reference.com, stats.nba.com, а также личные воспоминания автора.