8 мин.

Механик номер один. Сборка машины, выпуск на трассу, огромная ответственность

Каждый раз, когда во время тренировок и квалификаций на пит-лейне возникают опасные ситуации из-за неудачно выпущенной машины, мы абстрактно восклицаем: "Ну как так выпустили? Не смотрят что ли?" Так вот, за это отвечает механик номер один. И еще много за что отвечает. И вообще это один из ближайших к гонщику людей.

Ответственность в команде бывает разной. Технический директор отвечает за общее направление развития машины, гоночный директор организует работу команды на трассе и за ее пределами в целом, а руководитель команды ответственен за все взаимодействие и работу в ней. Какая бы ни была роль, Формула 1 – это спорт для мотивированных и ответственных людей, так как недостаточное усердие одного человека может уничтожить труд всей команды во время уик-энда. Возьмем, к примеру, механика номер один. Он ответственен за сборку машины. Мало найдется сопоставимых по уровню ответственности ролей.

Название должности звучит как бережное обращение к человеку, и можно подумать, что, когда гонщик говорит о своем первом механике, он говорит об одном из главных людей рядом с собой, которому можно доверять. Но дело не в этом, и это настоящее название этой должности, хотя и все остальное тоже верно. Первый механик следит за всем, что связано с машиной: за механиками передней и задней части, инженерами по гидравлике и коробке передач. В свою очередь он поддерживает связь с главным гоночным инженером, главным механиком и гоночным директором. Несмотря на то, что первый механик окружен разными вышестоящими людьми, решение о том, выпускать машину на трассу или нет, лежит именно на нем. Он дает команду завести двигатель и отправить машину на пит-лейн.

Ли Стивенсон, Red Bull, первый механик Макса Ферстаппена: «Это большая ответственность, но мне это нравится. На самом деле, это один из плюсов работы. Когда машина готова выехать на трассу, колеса прикручены, ты отходишь назад, смотришь на все то, что сделал ты и команда, и у тебя появляется чувство удовлетворения. Вокруг тебя отличная команда, ты доверяешь им на 100%, и, будучи уверенным, что все хорошо и машина в порядке, ты отправляешь ее на трассу».

В 35 лет Стивенсон уже ветеран Ф1 со стажем в 20 лет. Он улыбается, когда проводит подсчет: «Да, я начал неофициально работать в 15 лет, в 1999, в команде Jordan. Я получил первый опыт работы там во время учебы в колледже. Я прошел часть своего пути в их команде до 2004 года, а свой первый полный год провел в 2005, будучи механиком задней части машины Тьяго Монтейро. Я перешел в Red Bull прямо перед сезоном 2006».

Путь Стивенсона по карьерной лестнице был вполне обычным: тестовая команда, четвертый (запасной) механик гоночной команды, механик передней части машины, и затем он стал главным механиком Даниила Квята в 2015 году. Также он один из самых узнаваемых людей в паддоке. К радости его коллег камеры Ф1 часто находят Стивенсона в моменты драмы для команды, которые очень хорошо отражаются на его лице. Он говорит, что это частично из-за того, что его место (как и место механика с гайковертом) близко к выходу на пит-лейн, но также это просто его характер. «Я не могу просто сидеть смирно. Я должен быть полностью эмоционально вовлечен. Я не могу просто вежливо похлопать в ладоши после обгона. Мои коллеги расстраиваются, что это я все время мелькаю по ТВ, но, так было бы и если б я смотрел футбол в пабе. Я правда нервничаю и не могу скрывать это».

Во времена, когда в Формуле 1 были неограниченные ресурсы, тестовая команда была школой подготовки механиков, ведь тестовые сессии шли весь день, каждый день, и использовались две, а то и три машины. Молодые механики отрабатывали навыки на тестах, а потом уже попадали в главную команду, и часто возвращались в тестовую команду на более серьезные позиции. Тестовые команды уже давно канули в лету. Демонстрационная программа Red Bull по всему миру выполняет аналогичную роль, но не у каждой команды есть такая роскошь, и другие вынуждены искать более опытных механиков в других местах. Майки Браун, Racing Point, первый механик Серхио Переса: «Я начинал в гонках GT с самого правильного места – с самого дна! Я мыл полы, колеса и наконец стал вторым сменщиком колес в туринговой команде. Признаюсь, я думал, что с таким опытом не возьмут в Формулу 1, но, когда мне было 28 лет и я провел 12 лет в GT, мне показалось, что я прошел необходимый путь. Я подал заявку на второго механика передней части машины в Force India. Так я провел девять гонок, а потом первый механик захотел уйти. Это было два года назад и с тех пор я стал первым механиком».

Сложно назвать конкретные качества, которые помогут стать первым механиком, но есть кое-что, что характеризует всех людей, добравшихся до этой позиции, это касается и опыта и характера человека. Браун: «Конечно опыт играет роль. Вы должны понимать, как все устроено, и уметь разрешать проблемы, а также предвидеть возможные трудности. И кроме того, надо уметь организовывать людей. Это моя машина, мой отдел и мои люди. Чтобы они выкладывались полностью, я должен видеть, что они понимают, чего я от них хочу, что они довольны своей работой. И, конечно, в этой работе присутствует прессинг. Нужно концентрироваться на работе и оставаться спокойным, особенно во время квалификации, когда вокруг может происходить полное безумие».

Камеры обычно показывают, как механики трудятся во время заездов, но во время всего уик-энда у них есть четкий план работ, и каждую минуту надо использовать эффективно. 

После первых двух тренировок машину заново пересобирают в пятницу вечером. Ребята устанавливают гоночные двигатели и коробки передач, приводят машину к нормам веса для гонки, снимают датчики и тестовое оборудование. Правила закрытого парка описывают, что можно делать с машиной после квалификации, но несмотря на то, что изменения настроек запрещены, существуют некоторые подготовительные действия. Подготовка не знает границ. Вся эта процедура прерывается, если что-то идет не так, и тогда первый механик должен проявить себя в лучшем виде. Джек Худлес, Williams, первый механик Джорджа Расселла: «В каком-то странном смысле мы любим, когда случается дерьмо. Конечно, на машину регулярно ставят обновления, но ее основная часть остается неизменной, так что, если случается что-то необычное, это всегда захватывающе, это цепляет. Есть особая прелесть в том, когда команда успешно справляется с прессингом. Я обожаю это!»

Худлес начал карьеру в Williams как техник аэродинамической трубы. Он стал поддерживать гоночную команду на гонках в 2013 году, работая с композитными материалами, гидравликой и другими частями – эта работа не видна на ТВ. В 2015 он стал механиком передней части машины Фелипе Массы, а в 2017 стал первым механиком. «На Гран-При Абу-Даби 2017 был сильнейший прессинг, но он был внутренним. Я никогда не забуду, как выпустил одну из машин Фрэнка на трассу, я был переполнен эмоциями. Я 10000 раз проигрывал этот момент в голове, но никогда ощущения не были сравнимы с реальностью». 

Выпуск машины на трассу это не то чтобы ритуал, но там все расписано: каждый механик стоит с грелкой для шин, стартером и прочими вещами. Задача первого механика – убедиться, что машина визуально в порядке, что оборудование убрано, нужно посмотреть на каждого механика, чтобы понять, что машина готова к выезду на трассу. Затем, по сигналу главного гоночного инженера, он отдаст команду заводить двигатель, снять грелки с шин и опустить машину с домкратов. Первый механик выходит на пит-лейн, и показывает гонщику, чтобы тот выезжал – сигнал того, что машина полностью готова к выезду на трассу. Майки Браун: «В конце концов, вы отправляете на трассу человека внутри очень быстрой штуковины, так что безопасность – превыше всего. Вы должны быть уверены в своей работе. Я на 100% уверен в парнях, работающих с машиной».

Нет никакого правила, говорящего о том, что первый механик и гонщик должны быть близки. Но обычно это так. Ли Стивенсон: «Вы можете видеть воодушевление гонщика. Мы веселимся на трассе и вне ее, но Макс знает на 100%, что мы сделаем свою работу, что он может нам доверять». Худлес добавляет: «Джордж невероятен. Мне повезло работать с большими гонщиками, а Джордж, определенно, будущий чемпион. Нечасто гонщик с первого раза запоминает имена механиков, но Джордж с самого начала со всеми познакомился, узнал, кто и за что отвечает. Для нас в этом году все не очень хорошо складывается, но я чувствую, что Джордж доверяет нам, а мы хотим, в свою очередь, как можно лучше сделать свою работу для него, чтобы он мог выжать максимум из машины».

Первый механик максимально стремится сделать так, чтобы машина и гонщик были успешны на трассе. Но, помимо этого, необходимо помнить, что конкурентоспособность машины не зависит от них. Их задача состоит в том, чтобы подготовить машину к выезду на трассу вовремя в лучшем виде, и чтобы она безопасно вернулась обратно в боксы. Это ответственность, больше которой нет.

Это перевод статьи Мэтта Юсона с сайта Formula1.com от 23 января 2020.

Фото: Formula1.com

Этот блог в соцсетях - будьте в курсе:

Твиттер

Телеграм канал