6 мин.

«Не знаю, как долго твой талант будет спасать тебя». История Рикардо Родригеза

Во времена, о которых пойдет речь, чемпионат мира Формулы 1 завершался гонкой в Уоткинс-Глен, но тогда также существовали и внезачетные гонки. Поэтому в ноябре 1962 команды собрались в Мехико на дебютный Гран-При Мексики.

Но в Ferrari решили не участвовать, и это стало настоящей катастрофой для организаторов: во-первых, это уменьшало значимость гонки; во-вторых, Рикардо Родригез де ла Вега, который в 20 лет уже был национальным героем Мексики, был гонщиком Ferrari.

Контракты в те годы были не настолько жесткими. Родригез очень хотел выступить перед родными болельщиками, а потому попросил Роба Уокера сесть за руль его Lotus 24. И он влюбился в эту машину – она была намного более отзывчивая, чем его Ferrari с акульим носом, которой он управлял до этого. Он был лучшим на протяжении большей части тренировки, но затем его время превзошел Джон Сертиз. Родригез выехал снова.

В оригинальной конфигурации последний поворот, Перальтада, имел бэнкинг, был ухабистым – именно там у Lotus сломалась подвеска, и машина отправилась в ограждение. Родригез вылетел из машины и погиб вскоре после аварии.

Вся Мексика оплакивала своего героя, а для его семьи это было особенно тяжелое время. Отец, Дон Педро, поощрял занятие сыновей, он хотел видеть их в элите гоночного мира. Рикардо считался более талантливым, а для Педро это больше было как хобби. Он был на трассе в момент, когда погиб его брат, и после этого Педро отказался ненадолго от гонок. Но в 1963 он выиграл 3 часа Дайтоны, а в 1964 году – 2000 километров Дайтоны в паре с Филом Хиллом. Пройдет несколько лет, прежде чем Педро полностью посвятит себя гонкам. Он добьется успеха, но погибнет на Норисринге в 1971 году.

Рикардо Родригез, Ferrari 156, Гран-При Германии 1962

В начале пути Педро был абсолютно бесстрашен за рулем, а Рикардо в свою очередь управлял машиной мягко. В 15 лет Рикардо гонялся за рулем Porsche Spyder и выигрывал на ней. В 1958 он попытался принять участие в Ле-Мане, но ему отказали – Автомобильный клуб заявил, что 16 лет это слишком рано. В 18 лет Педро отправился также в Ла Сартэ, его брат присоединился к нему, и они вместе выступили за OSCA.  После этого они регулярно гонялись вместе, обычно на Ferrari за команду Луиджи Чинетти.

К этому времени стиль пилотажа у Рикардо начал меняться. Будучи менее сдержанным, чем раньше, он стал требовать от машин больше, и это приводило к множественным авариям. Чинетти же очень верил в Рикардо и Педро. Он всегда был в контакте с Энцо Феррари и часто говорил тому о братьях Родригез. Хитрый Энцо позволил Дону Педро купить места в заводской команде для своих сыновей. Рикардо сразу воспользовался этой возможностью, в то время как Педро не решался пока переходить в профессионалы. Он отказался.

Тогда Феррари имел право выставить на старт еще пару машин на Гран-При Италии – в 1961 их было целых пять: Фил Хилл, Вольфганг фон Трипс, Ричи Гинтер, Джанкарло Багетти и…Родригез, став самым молодым гонщиком Ferrari в 19 лет.

Если дебютируешь в Монце, то ты должен быть готов столкнуться с колоссальным прессингом. В таком случае последствия могут быть непредсказуемыми. Невероятным образом Рикардо квалифицировался вторым, но в гонке ехал недолго и сошел. Стоит напомнить, что та гонка была омрачена гибелью фон Трипса и нескольких зрителей. Энцо Феррари «уничтожили» официальный Ватикан и итальянская пресса, но он пережил это и объявил планы на 1962 год – Родригез станет основным гонщиком команды.

Рикардо и Педро Родригезы, Ferrari Dino 246 SP

Сезон получился так себе. Доминировав в 1961-м, Ferrari была повержена великолепными британскими шасси, которые снабжались двигателями от BRM и Coventry-Climax. В такой ситуации только у Хилла было постоянное место на старте, остальных гонщиков старик Энцо постоянно варьировал. Иногда Родригезу удавалось демонстрировать свой талант: он победил на гонке Targa Florio вместе с Оливье Жендебьеном и Вилли Мэрессом, сражался с Филом Хиллом за третье место в Спа и смог затмить напарников на Нюрбургринге. Но его стремление к неоправданному риску беспокоило его товарищей по команде. Даже Энцо начал волноваться.

В своих мемуарах Феррари писал: «Рикардо Родригез – рьяный молодой человек, который ведет машину совершенно безрассудно. Я сказал ему: Рикардо, ты станешь великим гонщиком, как ты того хочешь, только когда обретешь контроль. Если нет, не знаю, как долго твой талант будет спасать тебя. Рикардо сказал, что он понял меня, но я знал, что он был заживо съеден и ослеплен своими амбициями, а его семья его только подстегивала, вместо того, чтобы немного остудить его пыл. Я написал его отцу об этом».

Хилл, беспокоясь за напарника, говорил: «Если он выживет, я буду очень удивлен…» Времена тогда были другие.

Фил Хилл и Рикардо Родригез, Гран-При Бельгии 1962

Дальше была гонка в Мексике, которая оборвала жизнь Рикардо. Один из его ближайших друзей, Джо Рамирез, рассказывал: «Меня там не было в тот день, но те, кто были, рассказывали, что это было ужасно – ему пытались помочь, но никто ничего не мог сделать. Он все говорил: не дайте мне умереть, не дайте мне умереть…».

Именно после встречи с Родригезом Рамирез решил посвятить свою жизнь автоспорту: «Мы были из разных социальных слоев, но стали близкими друзьями, и я попросил его помочь мне попасть в мир автоспорта. Когда он дебютировал в Формуле 1, я был в Мексике, но он позвонил мне после того, как квалифицировался на первом ряду. Он сказал: они спросили меня, какую передачу я использую в этом повороте, и где я торможу в том – я просто не знал, что им ответить. Для меня его гибель была большим ударом, но я никогда не думал о том, чтобы оставить гонки – я уже был полностью погружен в этот мир, и все благодаря Рикардо. Я никогда не сомневался, что он мог стать одним из величайших. В течение последующих лет я хорошо узнал и Педро. Он был интровертом, но после смерти брата вышел из его тени. Однажды, в одну из суббот в июле 1971, он и его девушка должны были прийти к нам на обед, но потом он позвонил мне и сказал, что ему предложили проехать за Ferrari гонку в Норисринге. Педро никогда не отказывался от гонок. Непостижимая трагедия для семьи».

Рикардо Родригез, Ferrari 156, Гран-При Италии 1961

Это перевод статьи Найджела Робака из журнала F1 Racing UK за август 2019 года.

Фото: MotorsportImages.com

Этот блог в соцсетях:

https://twitter.com/OnMaxSpeed

https://t.me/onmaxspeed