7 мин.

Олицетворение «короля». Анже Копитар

Матьяж Копитар вспоминает все, будто это произошло вчера. Вот он стоит в аэропорту рядом со своим 16-летним сыном Анже, который через несколько минут покинет родной дом, родную Словению и отправится в незнакомую Швецию, в город Седертелье.

Как тренер, Матьяж понимал, что это верное решение, что этот переезд позволит его сыну прибавить в мастерстве и продолжить прогрессировать.

Как отец…. Чувства были совершенно иными.

«В тот момент вся семья испытывала состояние шока. Через мгновение  твой сын отправится в другую страну, совершенно один. В голове промелькнула мысль: «Что ты творишь? Ты сошел с ума? Но я понимал, что это в интересах самого Анже. Нужно было заплатить немалую цену, чтобы добиться мечты».

Прошедший сезон стал поворотным в судьбе центрфорварда «Кингс». Речь идет не о личных достижениях, не о выходе на новый качественный уровень, а, скорее, об отношении к нему хоккейной общественности. Наконец-то на него стали обращать внимание, люди стали говорить о нем.

Хотя, для тех, кто хорошо знает Анже и знаком с ним, ничего не изменилось. Пер Нюгардс, бывший тренер Копитара по «Седертелье», вспоминает их первую встречу, свои первые впечатления от Анже. Тогда Копитару-младшему было всего 16 лет, он только осваивался в новой стране, в новой лиге. Это не помешало ему в одном из первых контрольных матчей набрать 6 очков. Нюгардс вспоминает, как даже арбитр подъехал к тренерской скамейке и спросил: «Где вы откапали такого парня?».  

Вопрос, который будут задавать еще многие.

Копитар всегда выглядел старше своих лет. Он сразу же показал взрослый уровень игры: «Он мог все на льду. Забить сам, отдать партнеру, отработать в обороне, заблокировать бросок, побороться у борта. Он мог все. И никогда не сдавался», - добавляет Нюгардс.

Перед первой игрой финальной серии Кубка Стэнли против «Рейнджерс» Уэйн Гретцки в эфире CBC заявил, что Копитар входит в тройку лучших игроков планеты на данный момент. После Сидни Кросби и Джонатана Тэйвса. Конечно, Анже не мог не узнать об этом: «Это огромный комплимент от такого человека. Даже если бы он назвал меня 50-м по силе в лиге, я все равно счел бы это за огромную похвалу. Конечно, очень приятно услышать такое. Честно говоря, на моей памяти подобного раньше никто не говорил».

Появление Копитара в системе «Кингс « стало поворотным моментом в истории команды. В то время клуб только искал путь к тому, чтобы создать боеспособный коллектив, который сможет превратиться в контендера. Эл Мюррей и Грант Сониер – два скаута, которые отвечали за просмотр Копитара, который в то время выступал в юниорской лиге в Швеции и за молодежную сборную Словении.

Скауты всех клубов пристально следили за 17-летнем центрфорвардом на молодежном чемпионате мира, однако, возможно из-за усталости, Анже не смог показать все, на что он способен. Наверное, это отпугнуло некоторых потенциальных кандидатов. «Думаю, некоторые клубы составили о нем из-за этого неправильное впечатление», - подтверждает Сониер, который сейчас является генеральным менеджером клуба «Шарлоттаун» из QMJHL.

На драфте-2006 Копитар шел третьим в списке игроков, которых хотели задрафтовать «короли». Клубу достался 11-й пик. «Когда «Ванкувер» выбрал по 10-м номером Люка Бурдона, я так сильно пнул Эла Мюррея под столом, что он чуть не упал со стула. Мы выступили единым фронтом. Мы оба чувствовали, что Анже станет настоящей звездой», - вспоминает Сониер.  

Рискованный шаг?

Конечно. Но, возможно, не настолько рискованный, как многие могли подумать. Те, кто успел хорошо узнать Анже, знали, что это особенный игрок. И пусть он представлял далеко не самую хоккейную страну.

Генменеджер «Кингс» на тот момент Дэйв Тэйлор прекрасно помнит их разговор с Анже перед драфтом. «Наверное, это было самое убедительно собеседование в из всех, на которых мне довелось присутствовать. В каждом его движение, в каждом его слове читались уверенность и целеустремленность. Для 17-летнего парня он был великолепно развит. Я подумал про себя: «Вот это игрок, о котором можно сказать, что он обладает выдающемся потенциалом», - рассказывает Тэйлор.

Тогда Копитару задали вопрос: сколько ему понадобиться времени, пр ежде чем он посчитает себя готовым для НХЛ? Анже с уверенностью ответил, что ему нужен еще один год в Швеции и после этого он будет готов приехать в Северную Америку.

И он был прав. Следующим летом он потряс всех в тренировочном лагере для новичков. «Он просто доминировал на льду. Невооруженным глазом было видно, насколько он выделяется. В тот момент мы осознали, что выиграли в лотерею», - делится Тэйлор.

Всю карьеру Копитару приходилось ломать преграды. И он научился справляться с этим очень ловко. В дебютном для себе сезоне-2006/07 он забил 20 голов и набрал 61 очко, что стало третьим результатом для всех новичков. Но публика обратила внимание на других первогодок: Джордан Стаал, Евгений Малкин, Пол Штястны и Дастин Пеннер. И она продолжала игнорировать Анже до прошлого сезона, когда словенец был номинирован на «Селке Трофи», как лучший оборонительный форвард лиги. Звание, которым одноклубники и так давно наградили Копитара.

«Зачастую каждого игрока можно причислить к определенному амплуа: «домосед», «снайпер», «гриндер». Про Копитара можно сказать одно – он хоккеист. Если в моменте лучше отдать пас, то он отдаст. Если лучше бросить по воротам, то он бросит. В его игре нет слабых мест. Считаю, что не получает того внимания, которого заслуживает. Если бы он был канадцем или играл бы за команду из Original six, то его имя упоминали бы гораздо чаще», - считает капитан «ЛА» Дастин Браун.

«Он обладает огромным атакующим потенциалом. Он мог бы набирать по 90 очков за сезон, но не делает этого из-за своего стиля игры. Анже никогда филонит на льду, всегда отрабатывает в обороне, недаром его номинировали на «Селке Трофи». Думаю, если его поставить в другую команду, в другую систему, то он наберет гораздо больше баллов за результативность. Но именно то, что наш лучший игрок принял и вписался в систему игры команды, и сделало «Лос-Анджелес» столь успешным. Да, Анже не набирает сотню очков, но зато мы продолжаем играть в хоккей и в июне», - добавляет Браун.

Если и есть слово, которые употребляют все, описываю Копитара, так это «целеустремленный». Когда Анже только приехал в Швецию, Нюгардс переживал, как 16-летний парень сможет освоиться в новой стране. Но все опасения пропали, когда он познакомился с Анже и его семьей поближе.

«Он приехал к нам уже взрослым. Очень спокойный, сфокусированный на своей задаче. Всегда держит все под контролем. У него была одна цель – учиться новому и прогрессировать. Он посвятил всего себя этой цели. Ради любви к игре», - считает Нюгардс.

А его цель не отличался от той, к которой шли Сидни Кросби, Джонатан Тэйвс или любой другой канадский мальчишка. Разве что он родился не в Торонто или Квебеке, а в городе Йесенице, что недалеко от границы Словении с Австрией.

«Честно, я не волновался. Думаю, что моя семья переживала гораздо больше. И больше их волновал даже не хоккей, а то, как я смогу адаптироваться к новым условиям жизни»», - настаивает Копитар.

«Я всегда ставил перед собой одну цель – сделать шаг вперед. Мне было все равно как и где я живу. Я думал только о ледовой арене, о своих коньках и о том, в чем мне нужно прибавлять. Я очень не люблю проигрывать. Такова моя натура. Не люблю проигрывать в хоккей, не люблю проигрывать в карты. Назовите любой вид спорта. Я всюду хочу быть лучшим. И я всю карьеру стремлюсь к этой цели. Только с таким настроем возможно достигнуть вершины», - заявляет Копитар.

И Копитар стал олицетворением ныне уже двукратных обладателей кубка Стэнли – «Лос-Анджелес Кингс». Самоотверженный, недооцениваемый и приходящий к успеху.

«Моей первой целью было попасть на драфт. Потом закрепиться в составе клуба НХЛ. Затем попасть в плей-офф. Потом борьба за Кубок Стэнли, победа. Теперь нужно удержаться на вершине. 

Я не думаю о личных наградах. Конечно, это приятно, но командные достижения гораздо важнее. И я не променяю их на индивидуальные призы», - заключает Копитар.

Ныне Матьяж Копитар может гордиться своим сыном. «Он остался прежним. Он хочет быть лучшим, оставаться на вершине. Эти успехи стали наградой ему за все те лишения и жертвы, на которые он пошел ради своей мечты.

Источник: ESPN.