6 мин.

Южноафриканская «Цусима»

Южноафриканская «Цусима»

Теперь, когда шок о поражения несколько притупился, и адреналин из организма потихоньку вышел, пытаюсь разобраться, что это было?

Для тех, кто не в курсе событий происходящих внутри южноафриканского регби, это поражение явилось громом с ясного неба. В комментариях на сайте куча конспиративных теорий: расовые квоты сборной, вмешательство правительства и профсоюзов, закат южноафриканского регби в связи с эмиграцией белого населения, ну и наконец чемпион моего списка: договорняк сгоняли.  Я даже, грешным делом, стал думать, а вообще возможно сыграть договорняк в регби? Это как, разыгрывающий пасует чужим игрокам из раков? Бьющий стандартные положения вдруг ни с того ни сего разворачивается на 180 градусов и сажает дроп за дропом в свои ворота? В защите вместо захвата атакующего соперника картинно подскальзываться раз за разом? Проседать в схватке? Выиграть мяч в коридоре и откинуть его сопернику? Дать судье пендаля и удалиться до конца карьеры? Тренер выпускает на поле врачей, массажистов и административный персонал? Если я упустил еще какую-либо подобную бредовую идею, то охотно выслушаю и запишу в коллекцию спортивного маразма.  

Несомненно, и для поклонников Спрингбоков позор проигрыша Японии – команде середнячку мирового регби – может смыть только выигрыш Кубка Уэбба Эллиса в третий раз. К сожалению, этот вариант большинство разбирающихся в регби поклонников сборной ЮАР  не рассматривали в своих самых оптимистичных прогнозах задолго до начала чемпионата. Так в чем же дело? Что случилось со сборной страны, традиционно оспаривающей законодательство мод в регби и первую строчку мирового рейтинга со своими непримиримыми соперниками по южному полушарию – сборными Новой Зеландии и Австралии?

Регби – спорт, сродни живым шахматам, где каждый игрок в зависимости от позиции, амплуа и физических возможностей выполняет строго определенные функции, а вся команда играет по разработанным под конкретных исполнителей, стиль игры соперников, погодные условия в день матча и складывающуюся турнирную ситуацию тактическим приемам. Надо ли говорить, что все эти приемы (комбинации) наигрываются годами, чтобы каждый игрок интуитивно на подсознательном уровне знал, что сейчас надо отдать пас направо (вы не забыли, что пас может быть только назад и пасующий должен знать, что именно в эту зону набежит его партнер?). Аналогично и в защите отрабатываются варианты страховки зон и коридоров, кто куда и в каком случае смещается.   Схватки, атаки тараном, «свечки» на выход, атакующие и защитные «коридоры», - все розыгрыши стандартных положений доводятся до автоматизма многолетними совместными тренировками и игрой в официальных и товарищеских матчах.  

История показывает, что даже 4 лет может быть недостаточно, для создания великой команды с нуля, костяк-ветераны обычно уже играли вместе на предыдущем кубке мира. С другой стороны, пытаться сохранить этот костяк уже третий чемпионат – явный перебор. Игроки уже не те, не хватает физики и выносливости, притупляется острота реакции, дают знать о себе старые травмы. Кажется, все вышеизложенное – прописные истины, но почему регбийному союзу ЮАР и тренеру главной команды полностью отказал здравый смысл?

За 4 года прошедшего с последнего Кубка Мира цикла, никто, включая и игроков самой команды, не понял, какой стиль игры исповедует сборная ЮАР. Состав команды постоянно тасовался, как карточная колода, в результате на чемпионат поехала сборная, по словам официальных лиц «сплав опыта и молодости». Отлично, только опытные игроки или уже давно на исходе своей спортивной карьеры или откровенно не в форме, а молодые – необстрелянные и несыгранные.

Чтобы далеко не ходить за примером, рассмотрим состав Спрингбоков во время злополучной игры с Японией. Первый ряд схватки из «Акул» (братья Дю Плесси и «Чудовище» Мтаварира) провел невыразительный сезон в Супер-Регби, ничего не смогли сделать  с японцами с этом традиционно сильном для южноафриканцев элементе игры. Вышедший на замену и отметившийся удалением в дополнительное время столп Куни Устейзен играл первый матч после операции на шее, выбившей его из колее на 8 (!) месяцев. Второй ряд: в паре с опытным Виктором Мэтфилдом выходили пропустившие пости полностью два последних сезона Супер-Регби из-за травм Луд де Ягер и Эбен Этцебет. Третий ряд включал в себя также полностью пропустившего из-за травм коленей 2 последних сезона молодого «замка» Питер-Стеф Дю Тойта, который вообще играл не на своей позиции и из-за роста был полностью бесполезен в единоборствах за мяч на земле.

Задняя линия. Капитан команды – Жан Де Виллерс уже в прошлом сезоне вызывал вопросы своим включением в команду, так как явно уступал в игре более молодым талантливым соотечественникам. После тяжелейшей травмы колена в ноябре прошлого года проводил всего второй официальный матч сезона, обе эти игры сборная ЮАР проиграла Аргентине и Японии – оба проигрыша впервые в истории южноафриканского регби. Помимо этого, в игре с Аргентиной у Жана была сломана челюсть, и на игру с Японией он вышел заметно похудевшим, так как последние 6 недель он мог есть только жидкую пищу. Как и ожидалось не показал ничего ни в атаке, ни в обороне, и сплотить команду в трудные минуты так же не смог. Играющий на его позиции восходящая звезда Дамиен Де Алленде не попал даже в состав запасных на игру. Партнер Жана по задней линии Джессе Крил начал привлекаться в сборную только в этом году, да и вообще отыграл свой первый сезон в Супер-Регби на совсем другой позиции последнего защитника.  Зане Киршнер, игравший фулбека с Японией, не появлялся в сборной последние года три, уехав заканчивать свою карьеру в Ирландии, и его вызов сначала на ответную игру с Аргентиной в Буэнос-Айресе, а потом и включение в сборную никто не понял.

План на игру с Японией был выбран простой как 2 копейки: при любой возможности тараним защитные порядки соперников, мы ведь в среднем почти на 20 см выше и на 20 кг тяжелее. Ни одной осмысленной атаки веером (крайние нападающие Мвово и Хабана, по-моему, получили мяч всего по одному разу за игру), ни одной попытки забить дроп с игры, вместо того, чтобы как бараны продолжать биться в защитные порядки японцев. За весь матч такая тактика сработала три раза, из которых 2 раза закончились попытками (Страусс и Де Ягер), а один – штрафным (Поллард). В принципе с еще двумя попытками, занесенными после розыгрыша коридоров,  должно было бы хватить, если бы не безобразная игра в обороне и раках. Вот тут-то преимущество быстрых и коренастых японцев сказалось в полной мере. Огромные форварды Спрингбоков просто не успевали организовано вступать в борьбу за мяч и вынуждены были нарушать правила, чтобы замедлить темп игры. А неумение дожимать соперника в конце игры – давний бич этой сборной: её просто не хватает играть все 80 минут. Возраст ли игроков, старые травмы или психологический барьер, – в причинах пусть разбираются специалисты. Но факт остается фактом: за последние 2 сезона большинство выигранных по игре матчей, включая игры с Новой Зеландией и Австралией, были проиграны в последние 10 минут.

Чего же ожидать от такой команды дальше? Думаю, что из группы она все-таки выйдет – ну нельзя же три раза наступать на одни и те же грабли (игры с Аргентиной и Японией), а вот потом нас ждем бесславный вылет в игре с Австралией или Англией. Уэльс я списываю со счета из-за травм ведущих игроков, хотя они и выиграли в одну калитку у любительской команды из Уругвая.