8 мин.

Председатель Клуба легенд. Лэрри Берд по Биллу Симмонсу

head

Автор: Билл Симмонс

Оригинал: Глава из «Книги баскетбола» (переиздание 2010-го года). Перевод выполнен не для коммерческого использования.

ЛЭРРИ БЕРД

№5 в Пирамиде Славы Билла Симмонса.

Резюме: 13 лет карьеры, 12-кратный участник Матча Всех Звезд, первая пятерка All-NBA (‘80, ‘81, ‘82, ‘83, ‘84, ‘85, ‘86, ‘87, ‘88), вторая пятерка All-NBA (‘90), чемпион НБА-1981, -1984 и -1986, MVP НБА-1984, -1985 и -1986, MVP Финала НБА-1984 и -1986, Новичок Года-1980, член Dream Team-1992.

Пока вы волновались, что моя книга будет предвзятой, я взял и поставил Берда ниже Мэджика!

Конкуренция между ними повторяет ситуацию с Оскаром Робертсоном и Джерри Уэстом – Оскар был лучше Уэста вплоть до 1965-го, Берд был лучше Мэджика до 1986-го, однако во второй половине их карьер все встало с ног на голову. Что бы вы предпочли – девять превосходных сезонов в исполнении Берда и четыре посредственных, в ходе которых он пропустил аж 60% матчей, или двенадцать сезонов отменной игры в исполнении Мэджика без какого-либо спада? Я, естественно, предпочту разыгрывающего «озерников», пусть даже за это меня ударит шаровая молния зеленого цвета или в Бостоне на меня упадет фонарный столб.

Мы уже обсуждали величие Берда в прологе моей книги, но не остановились подробно на его статистике. Лэрри до такой степени заполнял статистическую линейку, что в 1984-м или 1985-м бостонские журналисты начали фэнтэзи-лигу, основанную на его всесторонних талантах, первую в своем роде. Они собирали деньги в общий котел, драфтовали игроков, затем суммировали их очки, подборы и передачи по итогам сезона, и команда с наибольшим количеством очков одерживала победу. И так как Берд явно был кандидатом на то, чтобы быть выбранным первым, они назвали эту лигу Фэнтэзи-лигой Лэрри Берда. Они даже утверждали, что в первые пару лет сам Лэрри присутствовал на их церемонии драфта и определял порядок выбирающих. Если фанаты создают фэнтэзи-лиги, основанные на твоих талантах, это что-то да значит, ведь так?

stand

Как же нам измерить подобное влияние на игру понятным нам языком? Я создал простую формулу, суммирующую место игрока по количеству очков, подборов и передач в среднем за матч, занятое по итогам сезона. Чем ниже полученное число, тем лучше. Например, если Берд по итогам сезона стал вторым по количеству очков, восьмым по подборам и девятнадцатым по передачам, то мы получаем число 29.

Это довольно солидный результат. Исключим всех, кто набирал больше 33 баллов; исключим всех, не попавших в топ-20 по каждой категории по итогам сезона; возьмем в расчет только игроков пост-Расселловской эпохи (ибо в эпоху Расселла при наличии определенного таланта было слишком легко набивать умопомрачительную статистику), и мы получим этакий Клуб Легенд. Лишь одиннадцать игроков попадают под подобные критерии – Карим-1976 (18), Карим-1972 (21), Гарнетт-2003 (24), Берд-1986 (25), Карим-1974 и -1979 (по 26), Берд-1985 (29), Берд-1984 (30), Билли Каннингем-1970 (31), Берд-1981 (32) и Берд-1982 (33). Вот и все. Мэджик даже не попал в наш Клуб Легенд. Также, как и ЛеБрон с Джорданом. Берд попал в него четырежды (!) и почти попал в 1987-м (35).

Он также является всего лишь одним из трех игроков, чьи карьерные показатели по очкам, подборам и передачам в среднем за матч входят в топ-50 в истории лиги.

Лэрри Берд: 24.3 очков (17-й), 10.0 подборов (47-й), 6.3 передач (42-й)

Уилт Чемберлен: 30.1 очков (2-й), 22.9 подборов (1-й), 4.4 передач (129-й)

Оскар Робертсон: 25.7 очков (8-й), 7.5 подборов (135-й), 9.5 передач (4-й)

Элджин Бэйлор: 27.4 очков (4-й), 13.5 подборов (10-й), 4.3 передач (135-й)

Билли Каннингем: 21.2 очков (37-й), 10.4 подборов (38-й), 4.3 передач (137-й)

Мэджик Джонсон: 19.5 очков (66-й), 7.2 подборов (151-й), 11.2 передач (1-й)

ЛеБрон Джеймс: 27.8 очков (3-й), 7.0 подборов (155-й), 7.0 передач (26-й)

Также не забывайте, что Берд является девятым лучшим исполнителем штрафных бросков в истории (89%), и что он почти основал Карьерный Клуб 50-40-90 (его карьерные показатели составляют 50% с игры, 38% из-за дуги и 89% с линии штрафных). Вот в чем прелесть его игры – Лэрри никогда не заботила индивидуальная статистика, но мало кто в истории умел выдавать такие цифры.

shot

А теперь позвольте мне упомянуть три момента, связанных с Бердом, но не содержащих имени Лена Байаса.

А что, если бы спина Берда выдержала нагрузки? Игра пяти членов Зала Слава заставляет задумываться «Как бы складывалась их карьера, если бы не травмы и не преждевременный уход на пенсию?».

Джон Стоктон и Джон Хавличек вполне могли бы стать солидными ролевыми игроками и оставаться на паркете до 45 лет; они оба были чудесами природы в духе Жаклин Смит, которая отменно выглядела даже в свои 60 лет. Мэджик вполне мог бы стать тяжелым форвардом, если бы не ВИЧ; учитывая то, как он обожал всеобщее внимание, он бы остался в баскетболе настолько долго, что его последние сезоны вызывали бы большую депрессию, чем игра Де Ниро и Аль Пачино в «Праве на убийство». Трюки Кевина МакХэйла в лоу-посте были бы актуальны всегда, если бы его не предали ноги; он мог бы играть на автопилоте еще лет пять-шесть.

Ну а Берд с легкостью взял бы на себя амплуа этакого контроллера (роль которого он успел примерить в два своих последних сезона в майке «кельтов»), бегая по дуге, растягивая защиту соперника своими дальними бросками, двигая мяч, подкармливая «больших» и наслаждаясь общением с болельщиками. Словно Мэтт Боннер в самый лучший день его жизни. Так продолжалось бы до тех пор, пока ему не стукнуло бы 45, или пока ему не стало скучно. Набор умений Берда должен был подарить ему очень долгую карьеру, но в дело вмешалась его спина.

Учитывая, какими закадычными друзьями стали Лэрри и Мэджик, насколько вероятно то, что они захотели бы стать партнерами по команде перед уходом на пенсию? Представьте, как по истечению своих последних контрактов они предлагают «Орландо» подписать их обоих на сезон 1994-95. Как быстро менеджмент «Мэджик» ответит «ДА!»? За секунду? Или даже быстрее? Как странно было бы видеть Мэджика в «Мэджик», и Берда, бросающего аллей-упы Шаку? А теперь представьте серию плэйофф-1995 с участием ЭмДжея, Мэджика, Лэрри и Шака!

friends

А что, если бы «Бостон» обменял Рика Роби раньше? Единственный игрок НБА, способный помешать Берду на ежедневной основе, был его партнер по команде Рик Роби, запасной центровой, который стал собутыльником и партнером в каверзах и розыгрышах Лэрри. Стоило «кельтам» обменять Роби на Денниса Джонсона в преддверии сезона 1983-84, как Берду стало не с кем валять дурака и он выдал лучший пятилетний отрезок для позиции форварда в истории игры. Это отнюдь не совпадение. Как только мы овладеем технологией путешествий во времени, предлагаю вернуться в прошлое и сделать все, чтобы Роби обвинили в убийстве перед сезоном 1981-82.

А что, если бы Берд пришел в НБА на 10-15 лет позже? Грязный маленький секрет фантастического успеха Берда – он оказался в нужном месте в нужный момент.

Пик его карьеры (1980-1988) пришелся на пребывание в лиге последнего поколения легких форвардов, успешных в нападении, но не игравших толком в защите (Эдриан Дэнтли, Алекс Инглиш, Доминик Уилкинс, Марк Агирре, Келли Трипучка, Том Чемберс, Бернард Кинг, Джамал Уилкс, и другие), и неуклюжих тяжелых форвардов типа Кента Бенсона и Бена Покетта, которых Лэрри разделывал под орех каждый вечер. Лучшие защищающиеся, с которыми ему пришлось иметь дело? Майкл Купер, Пол Пресси и Роберт Рейд – отличные атлеты, заставлявшие его бороться за каждый сантиметр на паркете. В нынешнее время восемь из десяти оппонентов играли бы против него в подобной манере.

К концу 80-х позиция легкого форварда была забита парнями типа Скотти Пиппена, Ксавьера МакДэниэлса, Денниса Родмана, Детлефа Шремпфа, Джеймса Уорти и других, а позиция тяжелого форварда блистала талантами Карла Мэлоуна, Джона Салли, Сэма Перкинса, Хораса Гранта и им подобным. Легкие деньки имени Трипучки и Бенсона канули в лету. Когда Берд слабо отыграл Финал Восточной конференции-1988, мы предположили, что он попросту подустал, проигнорировав более логичную причину – Деннис Родман закрыл его деревенскую задницу на замок.

Никто не осознавал изменений, коснувшихся позиции форварда, до тех пор, пока Дэнни Ферри и Майкл Смит не опозорились сильнее, чем второй альбом Ваниллы Айса. А ведь они не допускали никаких ошибок, просто оказались лишними в изменившейся лиге. Будь они задрафтованы в 1975-м, они наверняка по несколько раз поучаствовали бы в Матче Всех Звезд. В противостоянии же со Скотти Пиппеном, Карлом Мэлоуном и Деннисом Родманом им подобное уже не светило.

Кстати говоря о Майкле Смите – его карьера напоминает попытки печатной журналистики бороться с Интернетом в последние десять лет. Простите, парни, но вы проиграете. Мне жаль доносить до вас столь плохие новости. Таким образом, Берду довелось стать промежуточным звеном между эпохой печатной продукции и эпохой Интернета на позиции форварда. Окажись он в НБА на 10-15 лет позже, и он стал бы чем-то вроде New York Times или Wall Street Journal – по-прежнему успешен, по-прежнему обязателен для прочтения, но уже без статуса иконы индустрии. С другой стороны, он лучше бы приспособился к трехочковой линии, и с учетом развития современной медицины/правильного питания/детальной подготовки к каждой игре продлил бы свою карьеру.

Видимо, я уже попросту утешаю самого себя. Пора двигаться дальше.         

Фото: Fotobank/Getty Images/Frank O’Brien/The Boston Globe