9 мин.

Два ЦСКА Газзаева в эпоху Гинера. Времена, о которых армейские болельщики вспоминают со слезами на глазах

Несмотря на то, что в мировой истории миллениумом принято считать 2000-ый год, для болельщиков ЦСКА данное событие произошло в 2001-ом, и связано оно с приходом в клуб Евгения Гинера. Летнее трансферное окно стало бенефисом новоиспеченного президента «красно-синих». Было уделено внимание всем линиям. Соломатин, А.Березуцкий, Гогниев, Рахимич, Яновский, Ранджелович. Это лишь неполный список приобретенных в первый для Гинера год футболистов под усиление, на которых уже в следующем сезоне возлагались огромные надежды. Павел Садырин довел команду до конца чемпионата. 2001 год стал для него последним не только в качестве главного тренера ЦСКА, но и в жизни... Садырин умер 1 декабря 2001 года, причиной смерти был назван неоперабельный рак предстательной железы.

Силовой, прямолинейный, жесткий, подстроенный под действующие условия футбол

Эстафету у заслуженного тренера СССР и России принимал Валерий Газзаев. Поговаривают, что договоренность между сторонами была налажена еще за полгода до назначения. Здесь Евгений Леннорович точно не прогадал ни с трансферами, ни с тренером. Приобретенные игроки были готовы к силовой манере, которую собирался проповедовать новый наставник армейцев. «Зачистка» состава продолжилась в 2002-ом. Спустя полгода, воссоединились братья Березуцкие, из «Динамо» пожаловали два лидера, Шемберас и Гусев, на позицию центрфорварда из «Ростсельмаша» вызвали Дмитрия Кириченко. Параллельно, по инициативе всё того же Газзаева, команду покинули Боков, Корнаухов, Филлипенков, Кулик, Ранджелович и Минько, не последние личности для всего армейского футбола. Если бы в первой сезоне Газзаев не обеспечил требуемый результат, то целесообразность глобальной перестройки раскритиковали по полной программе, так как укомплектование происходило не «зелёными ребятами», а, в основном, мастерами с репутацией, способными тащить клуб наверх.

Точка отсчёта «первого» ЦСКА Газзаева берет свое начало 9 марта 2002 года. Силовая манера футбола сразу же начала приносить свои плоды. В 1-ом туре чемпионата от «нового ЦСКА» пострадало «Торпедо-ЗИЛ». Решение тренера играть именно так обуславливается не только подбором подходящих кадров, но и неудовлетворительным состоянием полей. Даже в столице газоны, разве что кроме «Лужников», доставляли футболистам огромные неудобства при работе с мячом. Отсюда и складывается причина резвого и очень уверенного старта армейцев. «ЦСКА» давил, доминировал и получал своё. Единственной преградой к абсолютному лидерству стал «Локомотив». В том сезоне «красно-синие» не добыли ни одной победы в играх против «железнодорожников». «Золотой матч», первый и пока последний в истории российского футбола, определил долгожданного чемпиона. На первый взгляд совмещение постов (Газзаев был главный тренером молодежной сборной, а затем и основной национальной команды) не сказывалось на результатах. Позже сам тренер признает, что назначение в главную команду страны предопределило исход чемпионата России-2002. Однако, уже в следующем году удача сопутствовала ЦСКА, хотя с результатами в сборной России начались большие проблемы.

С самого начала сезона армейцы принялись «бомбить» всех на весенних полях при помощи уже «коронного» приема с пасом из глубины в борьбу. Чуть позже случился «Вардар». ЦСКА не смог пройти македонцев в квалификации Лиги Чемпионов (1:2, 1:1). Эксперты и ранее говорили об отсутствии должного плана и тактики для выступлений в Европе, да и тренер армейцев признавал, что ЦСКА к такому был не готов. Фон вокруг Валерий Георгиевича был отрицательным. Такие настроения привели к отставке в сборной, где Вячеслав Колосков без колебаний принял добровольное решение специалиста. ЦСКА дошёл до конца чемпионата, став чемпионом. Это не помогло Газзаеву в сохранении своей должности. Сразу по окончании сезона главный тренер покинул клуб. Основной причиной стал провал в Лиге Чемпионов.

В своей книге «Путь воина» Газзаев рассказывает о своей отставке так: «Евгений Леннорович – мужественный человек. Не моргнув глазом, он сказал, что клуб в моих услугах больше не заинтересован. Это для меня стало неожиданностью. Полнейшей! Тем не менее, к своему удивлению, я воспринял сие известие не так болезненно, как мог бы. Полагаю, что держался я предельно хладнокровно и не показывал своё душевное состояние. Единственное, я спросил: ко мне есть какие-нибудь претензии? Гинер ответил: «Нет». Я встал и ушёл. Без хлопанья дверью. Когда оказался на улице, испытал потрясение. Внутри всё протестовало, каждая клеточка вопила о том, что это неправильно! Сердце разрывалось, хотелось от этой боли убежать, укрыться. Я ведь впервые столкнулся с подобным явлением».

После этой отставки Газзаев сильно обиделся на Гинера и даже не пришёл на награждение команды золотыми медалями. Этот период дал ему возможность о многом подумать и кое-что в своей работе пересмотреть. Данный отрезок в истории армейского клуба стал толчком вперед. Пускай ЦСКА «вырос» только внутри страны, но заслуга Газзаева, прежде всего, в наведении порядка, привитии дисциплины и зарождении «нового ЦСКА», способного быть грозной силой. Если вдуматься, то когда в последний раз команда давала положительный результат на протяжении двух подряд сезонов? Вспоминается 1998-1999 года, но тогда «красно-синие» не становились чемпионами, плюс позор против «Мёльде». Совпадение ли?

Чтобы Гинер понял, что Газзаев – его вариант, ему был необходим такой, как Жорже

Артур Жорже продержался на своем посту полгода. К концу первого круга ЦСКА шёл на пятом месте. Такой расклад не устраивал президента, который принял решение уволить португальца. И зимой, и летом клуб продолжал тратить внушительные, по тем меркам, суммы на покупку игроков, в то время как прибыли с ухода действующих футболистов практически не было. Именно этот год стал переломным, не считая 2001-ый. Гинер понял, что единственный кандидат на пост главного тренера – Валерий Газзаев. Специалист вернулся к работе, будто и не было того увольнения.

Тренер коренным образом пересмотрел свои взгляды на тактику, внедрив революционные 3-5-2. До него такое делал только Сёмин с чемпионским «Локо» образца 2002 года. Если у Юрий Палыча команда старалась придерживаться прагматики, делая упор на надежность, то ЦСКА Газзаева не стал себя отговаривать от быстрых и рискованных подключений Одиа и Жиркова, приспособленных к атакующим действиям. Наставник позволял флангам активно помогать передней линии. Такой подход полностью исключил первоочередность роли данных позиций в качестве защитников. Фланги ЦСКА поднимались гораздо выше, чем Лекхето и Нижегородов. Формулировка «с пятью защитниками надежнее» использовалась только в начале пути. Позже все поняли, что авантюра абсолютно в другом, и от обороны армейцы играть не собирались. «Кулак» в центре поля из Алдонина и Рахимича не только устранял разрывы между линиями обороны и полузащиты, но и выступал страховкой для ранее упомянутых флангов.

С таким планом, а также прекрасной функциональной готовностью, ЦСКА «запрыгнул» в групповой этап ЛЧ, где уничтожил «ПСЖ», обеспечив себе выступление в плей-офф Кубка УЕФА на весну. Потери в виде Ярошика и Семака ставили под угрозу перспективы армейцев на будущий сезон, но место атакующего диспетчера уверенно облюбовал Даниэль Корвальо, успевший за полгода адаптироваться в России. Уже весной все поняли, что слабых мест у этой команды не существует. Победа в Кубке УЕФА всё расставила по своим местам. ЦСКА вышел на новый уровень, вернул себе чемпионский титул, а следом, в 2006-ом, повторил прошлогодний успех в национальном чемпионате.

«Второй» ЦСКА Газзаева коренным образом отличался от «первого», прежде всего, своим умением грамотно и эффективно обращаться с мячом внизу, переходя в контратаки с помощью одного разрезающего паса. Еще одной отличительной чертой стала более надежная игра в обороне. Трио «Березуцкий-Игнашевич-Березуцкий» перенеслось из клуба в сборную на долгие годы. Их ругали, критиковали, но после завершения целой эпохи пришло понимание, что лучше них найти кого-то практически невозможно. 2007-ой год Газзаев, в силу частых потерь, экспериментировал. Выход Жиркова в качестве центрального нападающего на матч с «Крыльями» (0:2) в Самаре случился не от хорошей жизни. У кого-то травмы, у кого-то Копа Америка... К концу чемпионата команда вышла из «зоны турбулентности» и в последнем туре смогла обеспечить себе «бронзу». К тому времени команду уже покинул трудяга Олич. Новичок, бразилец Жо, уже в первом сезоне зарекомендовал себя с лучшей стороны. Связка с Вагнером в первом круге давала повод для грандиозных ожиданий, однако, травма одного и отъезд в сборную другого существенно «затормозили» ЦСКА. С поражения во Владивостоке от местного «Луча-Энергии» (0:4) началась «черная полоса» этого сезона. Нельзя не учитывать и очередное неудачное выступление на групповой стадии ЛЧ. Армейцы снова стали четвертыми в группе, как и годом ранее.

Последний сезон Газзаева в качестве «рулевого» ЦСКА ознаменовался изменением тактической формации. Команда перешла на схему с четырьмя защитниками и одним нападающим. Полтора года Жо в ЦСКА убедили «Манчестер Сити» заплатить за него более 20 миллионов долларов. Равноценной замены не было, как и в случае с Корвальо. Роль лидера полностью перешла к Вагнер Лаву, который при помощи Жиркова, Красича и юного Дзагоева принялся «штамповать» голы один за другим. Первую часть сезона ЦСКА потратил на «раскачку». Газзаев устал, был истощен... Однако второй круг команда провела блестяще. «Рубин» было уже не достать, но «серебро» «красно-синие» забрали очень уверенно. По пути «прошлись» по будущему чемпиону (4:0).

Два пришествия Валерия Георгиевича Газзаева – важные периоды в истории ПФК ЦСКА. Они получились разными, каждое по-своему индивидуальное. Ни в коем случае нельзя говорить, что первое назначение было неудачным. Это не так. Провал с «Вардаром» не перечеркивает тех стараний и успехов, которых добилась команда под руководством Валерия Газзаева. Решение Гинера о возвращении прежнего наставника, спустя полгода, наглядное тому подтверждение. Дальнейшие результаты показали, что данный союз пошел только на пользу . Кубок УЕФА – не победа только лишь ЦСКА, а триумф для всей страны.