10 мин.

Парадоксы расизма в России или почему мы – расисты поневоле

вы

Для начала разберемся, что такое расизм. Есть общее определение про совокупность воззрений о физической и интеллектуальной неравноценности человеческий рас и наций. Но это сугубо общее понятие, которое, едва ли, способно объяснить обывателю тот феномен расизма, с которым мы сталкиваемся в XXI веке. Сейчас химера расизма уже далека от простого и понятного разделения людей на высшие и низшие расы, теперь ей подавай новый формы – этнический расизм, элитарный расизм, бытовой расизм… Что угодно теперь может быть расизмом. Нужно лишь найти хотя бы пару отличительных черт, а дальше ненависть и противопоставление сделают свое темное дело.

Расизм в XXI веке стал аргументом для двух противоположных по смыслу войн: войне за права и свободы и войне за подавление этих прав и свобод. В расизме обвиняют и расизмом же оправдываются. В шахматах такое положение называется «цугцванг». Мировое сообщество пытается решить проблему расизма, при этом усугубляя её все больше и больше.

В России же мы не решаем проблему расизма. Здесь мы её даже не признаем. Для нас расизм – это нечто далекое. Заморское. Любой обыватель на своей кухне сможет прочитать обширную лекцию про расистов из США, которые поработили целый континент и веками «гнобили» африканцев и индейцев. Затем этот обыватель обязательно вывернет про империалистов британцев и, наконец, стуча по столу кулаком, припомнит нацистам холокост. «Вот мол, посмотрите на них, они считают себя в ж**у толерантными, а сами вон сколько народу сгубили. А мы всегда жили в союзе с другими народами. Что в Российской Империи и уж тем более в СССР».

Подобная историческая безграмотность обывателя неудивительна, учитывая насколько политизировано образование и СМИ в нашей стране. Обывателю просто неоткуда получить адекватную оценку. Ну, а те места, откуда она все же еще звучит, излишне увлеклись осуждением и очернением действительности вместо банального, но действенного просвещения.

Все то, что российский обыватель знает о расизме и приводит в качестве аргумента в любом споре – это общеизвестные факты, давно признанные мировым сообществом. Америка признала дискриминацию негров-рабов и индейцев и одной из первых в мире стала выстраивать действенную модель расового равноправия.Апартеид был признан властями ЮАР. Современная Германия не отрицает фашизм и холокост. Обо всем этом сняты сотни фильмов и телепрограмм, написаны тысячи статей. «Пойман – вор»: такой принцип обывательской критики мировой проблемы расизма. И «не пойман – не вор»: как главный аргумент в защиту отсутствия расизма в России.   

Но историческая наука ­­– это, к счастью, не программа с Рен-ТВ, и она четко выносит вердикт проблеме расизма в России – он был, есть и будет. И главная его проблема в том, что тот самый обыватель с кухни – совсем не расист в своей сути. В этом он прав. Народ, который жил на территориях Российской Империи, СССР и живет на территории России – далек от расовых и этнический предрассудков. Он умеет ценить и разделять культуры других народов. Он отзывчив и добр к ним. Вот только добрый и отзывчивый народ совсем не нужен его правителям.

И так было всегда. Любой период этнической ненависти был вызван политикой и использовался ей в своих личных целях. Обычный же народ веками уживался с теми, с кем еще вчера воевал. Мы покоряли территории, но не насаждали им свои порядки. «Мы» здесь – народ, а не его правители. Правителям как раз жить в согласии с соседями всегда было слишком скучно и опасно. Взоры народа тогда обращались на внутренние проблемы и, того гляди, очередные декабристы могли появится на Сенатской площади. Уж лучше привычным путем: есть внешний враг, а мы от него отличны своим этническим и нравственным превосходством, своим чувством богоизбранности и все наши силы должны быть направленны против этого врага.  

Еще одна особенность расизма в России в том, что он не имеет четких противопоставлений. Нет понятных «черный и белый», «белый и желтый». Есть те, с кем мы веками жили, пусть и в некоторых ссорах, но рядом. Мы привыкли и к евреям, и к кавказцам с монголами. Нам близки европейцы и арабы. Мы всегда соседствовали с множеством народностей.

Мы всегда были, действительно, большой империей, в которой много что было намешано. И никогда нам не хотелось никакой исключительности по национальному признаку. Мир в доме, да любимое дело – вот национальная идея этой земли. Нет в ней никакого желания мирового господства. И никогда не было.

«Расисты по неволе» – скорее это про нас. Веками кто-то поучал нас не любить евреев и помнить о крови, которая была пролита на Кавказе. Но этим же веками мы восхищаемся картинами Левитана и заучиваем наизусть «Там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры…». Нам говорят, что Европа - наш враг, но мы приезжаем в Санкт-Петербург и понимаем, что это не так. Что мы часть этой большой цивилизации, и что мы не должны противостоять им, а должны жить вместе. Все это понятно любому человеку, который просто вырос на этой земле. И лучшее доказательство этому – спорт.

Когда тридцать лет назад СССР начал разбирать свою идеологическую машину, то именно спорт тогда был первым, кто проложил мостик между нашей цивилизацией и всем остальным миром. Поздний СССР и затем первые главы в истории новой России – это период, когда мировой спорт завладел умами и сердцами наших болельщиков. В той искренности, с которой наш народ восторгался Марадоной или боготворил Шумахера не было ни грамма злости и зависти. Никто не видел в первом - «кутилу наркомана», а во втором - «потомка фашистов». Никто даже не задумывался об этом. Все болели за сборную России, но носили желто-зеленые майки с Роналдо. Внутри мальчишек во дворе не было никаких противоречий. Смуглый их кумир или не смуглый? Предает он родину, раз болеет за бразильцев или не предает?

Россияне того периода – это самая мультикультурная нация в мире. Мы впитывали все, что от нас прятали поколениями. Но при этом не разменивали на что-то свое. Никто не отказывался от советского наследия. Им гордились. Его почитали. Но почитали, в конкуренции и сравнении с мировыми спортивными державами, а не по указке сверху и безальтернативному постановлению. Никто в те годы не думал, что болеть за сборную Германии на Чемпионате Мира – означает «растаптывать память о наших дедах». Быть может, просто тогда деды еще были живы и могли напомнить нам, что любая война начинается с ненависти. И что они отдавали свои жизни не ради того, чтобы их внук ненавидел других. Что именно ненависть к другим привела на нашу землю такую беду, которую нельзя пожелать даже самому злейшему врагу. Вот об этом тогда еще помнили. Что любая война – это страшно, и что любой Парад Победы – это еще и парад тех миллионов, которые не смогли до него дожить.

Но мир изменился за эти годы. Агрессия преодолела локальные рубежи и стала достоянием мирового спорта. Каждый против каждого. Без причины, просто ради выплеска ненависти. Расизм ради расизма. Даже не для доказательства своего превосходства, а просто ради унижения. Бессмысленный расизм. Самый опасный.

Тот обыватель с кухни прав – новости о самых грубых формах расизма до сих пор приходят из западных стран. Толерантных стран. Фанаты в метро, не пропускающие темнокожего мужчину и т.д. И обыватель делает вывод: «они сами все расисты, а еще пытаются поучать весь остальной мир». Это глупый вывод.

Толерантность и борьба с расизмом в западных странах – существует. Она не абсолютна, как и любая борьба в этом мире. Нельзя сделать мир кристально чистым от преступности, но можно сделать такую систему, при которой каждый второй преступник будет пойман, а каждый третий потенциальный преступник задумается о своем выборе. Это называется развитый мир. Несовершенный мир, но лучший из того, что мы имеем.

Хочется поспорить? Не стоит. То, что мы не признаем наши проблемы, врем себе и всем вокруг, что мы живем лучше других и у нас нет проблем – это наша большая беда. Потому, что проблемы никуда не денутся. Ксенофобия, возрождающаяся на наших улицах – однажды может коснуться каждого, а не только студента-африканца, которого избили бутылкой по голове. Все это может закончится тем, что кому-то из нас припомнят его фамилию, заканчивающуюся на «о» и сделают тоже самое. Разве это тот мир, в котором хочется жить?

Через несколько лет мы проведем Чемпионат Мира по футболу. Большой праздник, на который съедутся лучшие сборные мира со всех континентов. Их приедут поддерживать болельщики всех рас и этносов. Города, принимающие мундиаль превратятся в огромный Вавилон. А теперь вдумайтесь в то, что каждый десятый болельщик в России, пусть и в трусливых комментариях, но все же пишет, что он спустил бы пару тройку «искандеров» на тех, кто обыгрывает его сборную. Или пишет, что «нет ничего такого в том, чтобы «поухать на этих черных», ведь они недавно слезли с пальм и им привычно».

Опять же, можно простить болельщику его неосведомленность в расоведение и непонимание того факта, что если бы «эти черные» однажды не слезли с пальм, то ему, европеоиду и потомку кроманьонцев, не суждено было вовсе родится. Но с чем сложно смириться, так это с чувством безнаказанности за эту элементарную невоспитанность. Такие прописные истины, как уважение к другим, чувство собственного достоинства, порядочность – это то, что характеризует страну и общество. И если этого нет, а есть лишь постоянное вранье и попустительство – то эта страна сильно больна.

Но обвинять в этом обывателя и простого фаната не стоит. Он не причем. Его так воспитали. Причем именно воспитали. Ему внушили, что мы лучше других. Ему врали об этом. Что наша сборная сильней других, хотя на поле мы видели безвольную команду. Что другие ненавидят его потому, что он родился в России. Так ему говорили. Не все. И не всегда. Но это просто произносили вслух. Этого оказалось достаточно.

Когда зарубежные делегации говорят о выросшей ксенофобии в нашей стране, они имеют ввиду большой парадокс для нашего любимого обывателя. Потому, что та самая ксенофобия – это ничто иное, как пропагандируемое всюду выросшее «чувство национального достоинства». Теперь нас все боятся и слушают. Мы показали какие мы великие. Мы указываем миру, как ему жить. И тому подобная нелепица. Обывателю внушили, что он лучше других и ему ничего не нужно для этого делать. Просто сидеть на попе и гордиться страной.

Именно так рождается национализм в его радикальных формах. Бездари ищущие самоутверждения в унижении других. Именно так зарождались фанатские ультрас во всех странах. Мы сами даем им флаг в руги. Мы хотим в преддверии Чемпионатом Мира получить поколение, которое готово доказывать силой и убеждением свое превосходство над другими. Мы выстраиваем под их ногами идеологический фундамент.

Но мы сами же можем это исправить. Мы – это те, которые прошли школу девяностых и первых нулевых. Мы – это те, которых воспитали исходя из понятий порядочности и достоинства, а не приспособленчества и попустительства.

Мы просто должны открыто осуждать и говорить о недопустимости любых проявлений ксенофобии и расизма. Мы должны напомнить всем, что спорт в этой стране любят во всей его полноте, а не только пьяными выкриками «Россия – вперед!». Что уважать другие страны, других спортсменов – это обязательство в спорте. Что чувствовать свое единение со всем миром, а не только с запрограммированной толпой – это высшая болельщицкая радость. Что спорт должен порождать именно такие светлые чувства, а не чувства злобы и ненависти.

Вот тогда расизму и ксенофобии придется туго. Они не искореняться вовсе, не стоит на это надеется. Но их затмит достоинство нашей нации. Её открытость миру и доброту. Её величие, которое она может разделит с другими. Тот дед, который семьдесят лет назад принес нам всем большую победу – он воевал, как раз за такую страну и за таких потомков. 

_____________

Предыдущие темы в рамках "Серьезной пятницы"

Важнее, чем политика

Money for nothing или деньги в спорте. Часть I

Деньги в спорте. Часть II. Коллективный "латентный Дзюба"

выфв