3 мин.

Психологическая подготовка пилота

Согласитесь – человеку, зарабатывающему себе на жизнь управлением гоночным автомобилем на скорости за 300 км/ч, расстроенные нервы, снижение концентрации внимания и тому подобные вещи могут стоить жизни. Поэтому в последние годы большое внимание уделяется не только физической, но и психологической подготовке гонщиков. В первую очередь, психологическая подготовка пилота, конечно же, нацелена на профилактику — на то, чтобы помочь спортсмену избежать ошибок, которые могут привести к аварии и, как следствие, к травме. Одна из главных составляющих подготовки гонщика – это психологический тренинг. Психологи помогают спортсмену разобраться в себе самом, установить рациональные и правильные отношения с командой. Общение с психологом помогает пилоту, находящемуся в ситуации постоянного стресса, сохранить ясность ума, спокойствие и объективность, а значит повысить эффективность работы за рулем. Наработки спортивной психологии помогают пилоту научиться контролировать свое эмоциональное состояние с помощью рассудка, чтобы достигнуть внутреннего баланса. Зачастую гонщики зацикливаются на необходимости достижения победы во что бы то ни стало. Задача спортивного психолога – донести до пилота, что подобные мысли – самое последнее дело. Ведь в случае нескольких неудач это легко может привести к эмоциональному срыву! И психолог дает выезжающему на трассу гонщику совет — лучше сконцентрироваться на деталях собственного пилотажа, оптимальном прохождении каждого конкретного круга, известных ему сложных местах или дефектах трассы — это поможет сохранить концентрацию и выдержать эмоциональный прессинг гонки. Айртон Сенна говорил, что правильное дыхание — один из секретов успеха в гонках. И был абсолютно прав! На занятиях по психотренингу пилотов учат дышать «по науке» — ровно, спокойно, без судорожных глотательных движений и задержек. На вдохе мышцы должны быть расслаблены, на выдохе — напряжены (кстати, тот же Сенна считал, что в идеале пилот должен жать на педаль газа на вдохе, а тормозить — на выдохе). Ни в коем случае нельзя задерживать дыхание в поворотах! Когда гонщик научится контролировать свое дыхание, он сможет легче управлять собственными эмоциями и воспринимать картину происходящего более четко. Благодаря правильному дыханию и достигаемой через него внутренней сосредоточенности возможно даже снизить частоту пульса на старте — с 190 ударов в минуту до 75—80. В Формуле-1 широко применяются техники психотренинга, позволяющие разнообразить физические тренировки и эмоционально мотивировать пилота на эти занятия. Один из приемов, известный довольно давно, — тренировки в собственном гоночном комбинезоне и шлеме. Этот прием помогает установить связь на подсознательном уровне между процессом тренировок и гонок. Также применение психотренинга способствует тому, чтобы на тренировках спортсмены чувствовали себя удобно и комфортно, а занятия не превращались в рутину, от которой, как известно, качество работы неизбежно снижается. Также спортивные психологи обучают гонщиков приемам, позволяющим во время уик-эндов оберегать свой внутренний покой и самоконтроль. Например, с помощью самовнушения пилот может отключаться от внешних раздражителей и создавать себе эмоциональный комфорт даже в изначально некомфортных условиях кочевой жизни и ситуации постоянного стресса. В целом же психологическая подготовка призвана, подготовив разум спортсмена к опасной работе, обеспечить ему безопасность во время гонок. Комментарии Ивана Самарина (Пилот Ф2):

 

samarin_i

[info]

Безусловно, подготовка головного мозга пилота к гонкам важна ни чуть не менее подготовки физической. За рулем гонщик должен быть всегда с холодной головой и принимать строго взвешенные решения за очень короткое время. От неправильного решения может зависеть не только время на круге, позиция и целостность машины, но и здоровье пилота, соперников и обслуживающего персонала трассы. У всех пилотов Ф1 есть свои психологи, которые, я уверен, составляют свои программы подготовки, и это не роскошь. В разговоре о гоночной психологии, мне вспоминаются времена группы Б в ралли. Когда пилоты неслись по «живому коридору» на безумной скорости на «ракетах». Тогда каждая ошибка пилота стоила нескольких (!) жизней зрителей. Как тут не сойти с ума? Профессиональные психологи готовили гонщиков к этому и разгружали голову, иначе не то что быстрым не будешь, вообще с ума сойти не сложно. Это, конечно, очень яркий пример. В наши дни нет такой психологической нагрузки нигде в автоспорте