Реклама 18+

Футболономика. Цикл интересных заметок и мыслей о волнительной игре. Часть 8

 

Как клубы подыскивают тренера?

При нормальном раскладе клубы неспешно подыскивают нового тренера в течение 4-5 месяцев. На практике - успевают обзавестись новым тренером уже за несколько дней или через неделю-другую после «внезапного» увольнения. Так повелось, что занять пост тренера может только мужчина! Как правило, белый, с короткой консервативной стрижкой, в возрасте от 35 до 60 лет, непременно бывший футболист. Что в общем-то довольно странно. Во многих других видах спорта все совсем не так. Арриго Сакки, великий тренер ‘Милана’ в 1986-1991 гг. сам не играл в футбол и остроумно говаривал: «чтобы стать жокеем, не обязательно в прошлом быть лошадью». Когда особенного Моуриньо спросили, почему из плохих игроков так часто получаются хорошие тренеры, он ответил, что мол «больше времени на учебу».

Над многими клубами довлеет тщеславие их владельцев. Тренеров постоянно и довольно легко нанимают и довольно легко увольняют, тратя миллионы на ветер. Профнепригодность, провал в таблице, полный провал в турнире? Переживем! «Нелояльность» — вот самое тяжкое прегрешение какое только может совершить тренер клуба, как, собственно, и любой другой работник клубной инфраструктуры.

Клубы зачастую не имеют возможности принимать взвешенные и хорошо продуманные решения из-за чрезмерного давления СМИ и фанатов. От клубов постоянно требуют немедленных действий. Как во власти – нужно реагировать сразу, чтобы всем продемонстрировать свою управленческую силу – уволить/нанять, направить в ссылку/аренду, наложить дисциплинарные (штрафные) санкции, создать новую структуру, купить-продать и т.д. Но никак не «выжидать», мол «со временем само вылечится».

Надо признать, что в мире профессионального футбола активность потребителей переходит все границы. В любом нормальном бизнесе есть аналитики – внутри компании или работающие внештатно. Постоянно составляются мучительные бизнес-планы и графики. А если вдруг что-то идет не так – новые планы и новые графики. Всем приходиться основательно потеть и бегать туда-сюда, крутить шестеренками, чтобы максимально эффективно распорядиться даже $100 тыс, принадлежащими компании. В то время как в футбольных клубах решение купить-продать за 19 млн принимаются довольно легко и быстро, можно сказать, импульсивно, по внезапно возникшей необходимости сделать что-то именно сегодня, чтобы завтра не быть смешанным с грязью за бездействие. 

Клубы, может быть, и рады бы планировать на долгосрочную перспективу, но пресса вечно все бдит и всегда готова утопить клуб/игроков/руководство в критике – «вылить ушат с дерьмом» на любого клубного представителя. За любой промах, любую ошибку, любое неэффективное действие.

Удивительно, насколько в футболе бывает некомпетентное руководство, и насколько живуч этот бизнес! Любая нормальная компания при аналогичных растратах давно бы обанкротилась и навсегда ушла с рынка, один-два раза неправильно вложив деньги. А вот футбольные клубы все пережили – и Первую мировую, и Великую депрессию, и Вторую мировую, и разные международные финансовые кризисы… Клубы не была раздавлены ни коррумпированными президентами или диктаторами, ни ужасающе бездарными и всё вечно «профукивающими» руководителями. Феноменальная живучесть! Обанкротится и утонуть может инвестор, но не клуб! Если смотреть на Великобританию, то с 1912 по 1995 год (целое поколение!) из сотни ведущих британских компаний почти половина (если точнее - 49 компаний) прекратили свое существование. Из них 5 обанкротились, 6 – были национализированы, 38 – поглощены другими. А многие выжившие компании были вынуждены переключится на другие отрасли или перебазироваться на новое место.

Почему клубы настолько живучи? Один из секретов – сами правила футбола. В отличие от классических компаний, футбольные клубы, можно сказать, изначально «национализированы», а иностранные футбольные клубы не могут вступать в их национальную лигу, создав им еще более сумасшедшую конкуренцию. Налицо эдакая встроенная в государство защита от внешней конкуренции. Другой секрет состоит в том, что финансовый крах конкурента в футболе – не повод для радости остальных.

Зачастую самое худшее, что может случится с клубом при финансовом провале – это ссылка в низший дивизион (часто, на непродолжительное время), пока не придет «добрый дядька с мешком денег» – новый инвестор. Богатая на события история показывает, что НИ ОДИН крупный футбольный клуб никогда не прекращал своё существование из-за груза долгов. Клубы слишком сильно привязали к себе своих «потребителей», и в своей основной массе «потребители» всегда остаются с клубами, как бы низко те ни пали. К слову, о привязанности потребителей. Необычный пример. На стадионе ‘Эвертона’ разрешено хоронить прах болельщиков в крохотных урнах прямо под полем.

Почему за многие десятилетия венчурные американцы в Британии купили только один клуб (‘Манчестер Юнайтед’)? Американцы крайне эффективно думают категориями денег, а ‘МЮ’ – это редкий пример большого клуба, который стабильно на протяжении нескольких десятилетий генерирует прибыль (а не просто большие обороты, всемирную популярность и узнаваемость бренда). Абсолютное большинство грандов мирового футбола как были, так и остаются убыточными по своей сути.

А если посмотреть на генерируемые деньги именно самим клубом и производимым им «продуктом», то большинство этих денег уходит на зарплаты ведущим игрокам. По своей сути футбольные клубы – эдакие сосуды по транспортировке доходов от футбола в карманы его игроков. А футболисты вольны в переходах в тот или иной клуб по всему миру от мала до велика. Где больше заплатят – туда и пойду! Каждый год можно начинать на новом месте. А надолго остаться именно там, в той стране, городе и в том клубе, где тебе больше понравится во всех смыслах. Клубы ведут себя как благотворительные трасты, а не как бизнес-структуры.

В последнее десятилетие с ростом доходов рекламного и телевизионного рынков все острее встает вопрос эффективности траты средств. Все эти регулярные (2 раза в год по ярмарочному расписанию) трансферные траты… Интересно, сколько бы в наши дни стоил трансфер Пеле или Марадоны в расцвете сил? 300-400 млн? Герд Мюллер, Гарринча, Беккенбауэр? За такие деньги можно купить хороший доходный бизнес и обеспечить себя и свою семью на поколения вперед…

Ранее по теме

Ч1 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2674654.html

Ч2 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2677570.html

Ч3 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2681240.html

Ч4 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2683934.html

Ч5 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2696833.html

Ч6 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2703591.html

Ч7 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2709545.html

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Международное спортивное право
+10
Написать комментарий

Новости

Реклама 18+