6 мин.

Как в России выбирают лучших спортивных управленцев?

Почему самых эффективных менеджеров спортивной отрасли не выбирали эксперты и как пройдет голосование финалистов «Топ-100 профессионалов спортивной индустрии 2020»? Директор по развитию бизнеса Wanta Group – компании-соорганизатора рейтинга Егор Брус рассказал о механике отбора и удивляющих решениях.

 

- Расскажите, как пришла идея рейтинга? Почему был выбран именно такой процесс отбора - предложение кандидатур, голосование “все за всех” и калибровка?

- Мы познакомились с коллегами из Strategium Conference – главного организатора рейтинга во время участия в онлайн-мероприятиях "Спорт как бизнес" – была такая серия бесплатных антикризисных вебинаров для представителей спортивного бизнеса. Мы поставили перед собой задачу поддерживать своих клиентов и бизнес в стране в целом бесплатными статистическими данными и консалтингом. Когда начинаешь мыслить в рамках «приносить пользу», непросто остановится. Рейтинг – это продолжение идеи способствовать развитию отрасли.

Что касается логики процесса – то последовательность довольно стандартная: формируем список объектов, оцениваем их, проверяем и уточняем оценки. Давайте поговорим про каждый этап отдельно?

 

- Хорошо, первый – предложение кандидатур. Зачем «народный» отбор, почему не стали использовать более традиционный способ, например, совет экспертов предлагает кандидатуры?

-  Нужно учитывать контекст, в котором мы формируем рейтинг. Что такое индустрия спорта в России в 2020 году? В последние несколько лет государство сделало определённый вклад в развитие: и по инфраструктуре, и по кадрам, и по международным событиям. В пайплайне ещё стоят крупные мероприятия в ближайшие годы. На фоне коронакризиса об этом непросто говорить, но в целом они есть, над ними работают люди, и уровень спортивного маркетинга растёт и в плане компетенций, и по числу активаций. При всём этом индустрия спорта, как бизнес, ещё окончательно не сформировалась. На рынке есть серьёзные профессионалы с многолетним стажем и традиционными подходами. При этом есть новые организации и управленцы с прогрессивными взглядами.

Если сам рынок ещё не приобрёл чётких очертаний, то какие эксперты могут выделить на нём всех ключевых действующих лиц? В случае настолько дифференцированного рынка, мы решили, что лучше всего будет собрать заявки в открытую на основе рекомендаций от самих игроков рынка.

Это один из важных факторов обеспечения независимого характера рейтинга – процесс сбора заявок открытый, кандидаты и сами заявлялись и делали много рекомендаций. Причём уже на этом этапе мы отследили экстремальные значения в числе рекомендаций у некоторых участников. Поэтому процесс голосования по ним будем особенно тщательно отслеживать на финальном этапе.

 

- Теперь подробнее об этапах. Каким был отбор после открытого сбора кандидатур? По какому принципу он проходил? Как определялось, кто достоин, а кто нет?

- После того как мы собрали заявки и рекомендации, мы связывались с кандидатами на предмет соответствия критериям и уточняли номинации, в которых они могут участвовать. Иногда переносили участников в более подходящие. На этом этапе возникло минимум вопросов, все они обсуждались как с консультационным советом рейтинга, так и с самим кандидатом. В итоге этап прошёл довольно гладко.

 

- Голосование “все за всех” - что это, насколько объективно? Такое голосование – это ноу-хау или подобный способ уже где-то используется?

- Так как индустрия спортивного бизнеса находится на стадии становления, нет признанных экспертов «над рынком», которым все доверяют в равной степени. И мы считаем оптимальным, чтобы все профессионалы из лонглиста оценили других участников в рамках онлайн-голосования. На этой стадии уже не будет тех, кто только рекомендовал кандидатов, а сам не попал в лонглист. Кроме того, каждый участник получает индивидуальную ссылку для оценки, это закрывает возможность многократного голосования.

А если говорить про подход взаимной оценки в целом, то есть известный хороший пример - это рейтинг «Топ-1000 Российских менеджеров». В нём «лучшие оценивают лучших» - то есть в качестве экспертов выступают сами кандидаты рейтинга текущего года и лауреаты рейтингов прошлых лет. Критерии оценки у нас разные, в нашем случае ключевым является вклад профессионала в развитие спортивной индустрии в 2019-2020 годах. Но сам подход «все за всех» показывает себя хорошо на протяжении многих лет.

 

- А какие есть подводные камни? Какие преимущества?

- Ну, какие тут подводные камни… спортивные организации, которые проводили маркетинговые исследования с Wanta знают, что наши аналитики в повседневной работе разрабатывают комплексные системы показателей, отслеживают аномалии в данных, применяют сложные методы анализа для поиска инсайтов. В этом смысле – проанализировать базу ответов нескольких тысяч участников рейтинга и связи между их ответами – это довольно простая задача для нас.

Поэтому мне, конечно, интереснее говорить про методологию, чем про техническую часть. Помимо оценки влияния кандидата на развитие отрасли мы учитываем ещё два ключевых драйвера лидерства – уровень hard skills и soft skills кандидатов. Многими исследованиями последних лет изучается вклад этих трёх элементов в создание лидерского характера: hard, soft и выход за рамки обязанностей, то есть инициатива и проактивность.

С одной стороны, мы хотели, чтобы рейтинг не сводился только к замеру знания о кандидате, к рейтингу «упоминаемости в СМИ», а с другой - понятно, что не все участники имели возможность лично поработать друг с другом. Поэтому вопросы сформулированы таким образом, чтобы на них можно было ответить, имея опыт совместного участия в отраслевых проектах, встреч на профессиональных мероприятиях, присутствия на выступлениях в рамках конференций или после прочтения интервью.

 

- Какова функция консультативного совета?

Решение спорных вопросов. Они возникали и во время формирования лонглиста, а могут – и по результатам голосования. Маловероятно, но в теории двое или несколько участников в одной номинации могут быть оценены полностью одинаково. Это зависит не только от оценок проголосовавших, но и от длины лонглиста в целом и от числа претендентов в рамках каждой номинации. Для таких ситуаций мы и предусмотрели процесс «калибровки» - будем обсуждать равные результаты голосования в рамках интервью с членами консультативного совета.

 

- Как результаты могут повлиять на индустрию в целом? Зачем людям участвовать в отборе? 

- Рейтинг одновременно решает несколько задач. Даже статистика заявок и рекомендаций на первом этапе уже может многое рассказать о текущем состоянии российского рынка спортивного менеджмента. А результаты рейтинга будут работать на формирование положительного имиджа российской индустрии спорта.

Мы выявим и опубликуем достижения участников индустрии, наградим лидеров – это определение статуса кво индустрии в 2020 году. Самые активные, инициативные лидеры индустрии смогут узнать друг о друге, познакомиться, начать активнее сотрудничать. Возможно, это приведёт к появлению новых совместных проектов.

Мы часто слышим, что в России нет ни спортивного бизнеса, ни достаточного числа профессионалов. Мы хотим, чтобы этот рейтинг одновременно и оценил текущую ситуацию, и активизировал процессы развития отрасли. Уже в следующем году рейтинг станет надёжным инструментом, который поможет управленцам понять динамику их достижений и развития. К участникам этого года, добавятся новые, которые узнав о рейтинге в этом году, будут замотивированы сначала хорошо поработать в своих проектах, а потом посмотреть, как их результаты оценивает отрасль в рейтинге 2021.