2 мин.

Стратегия развития российского футбола. Часть вторая. Футбольные школы.

      В 21 веке для молодых футболистов открыты все дороги. С самого раннего детства для них есть все - школы, программы, снаряжение, экипировка.

      Каких-то двадцать лет писатель  этих строк получил на день рождение не айфон, а кожанный мяч на завязках (очень сомневаюсь, что это была кожа) от крестного отца. Такой мяч за сутки сдувался процентов на 10, даже если просто лежал. Чтобы подкачать до нормального размера приходилось развязывать шнурки, качать, аккуратно зажимать длинный сосок из резины и завязывать заново шнурки. Весьма нетривиальная задача для школьника младшей школы. В один прекрасный солнечный день от частой процедуры накачки сосок в месте изгиба протерся до дыры и был заменен на железный от автомобиля, тщательно подпиленый напильником. Но никого не пугало это обстоятельство. Главное был мяч.  Кто-то скажет что надо быть не нормальным, чтобы играть мячом с выпирающим железным наконечником размером с пулю. Наверное он будет прав, но любовь к футболу была на первом месте.  Любовь ли?

     Сегодня есть футбольные школы, в которых работают квалифицированные кадры.  Только нету школьных функционеров одного - стимула.  У продавца есть стимул больше продать, чтобы больше получить денег, у нефтяника больше накачать нефти, у пекаря выпечь больше булочек. Результат их работы виден сразу. Его можно оценить, взвесить, пощупать. А результат работы учителя по технике в футбольной школе как оценить? По количеству начеканенных мячей? Есть "эксперты" (ударение на э), считающие эффективность по победам команд тех или иных возрастов. Такая методика оценки называется спринт. На мой взгляд тупиковый путь и имеет много проблем, одна из них допинг, другая махинации...

      Соревнования между командами позволяют трезво взглянуть на сегодняшний потенциал и возможности будущих игроков. А самим молодым футболистам понять хотят ли они всю жизнь играть в футбол, может быть архитектура или экономика им больше нравится. Эффективность школьных работников можно будет понять лишь в будущем, если попадут в хорошие команды их ученики, значит есть толк, ну а если все пошли на рынок торговать, то пожалуй, нету.

     Умные товарищи, уже смекнули куда я клоню. Если школа сумела создать хорошего футболиста, то она должна получить от него хороший доход - стимул. И прежде всего должны получить те люди, что работали с игроком на протяжение всех его лет становления в школе. Это называется - марафон. Пожертвовать скоростью хода ради конечной цели - финишной черты и титула.

       Доход должен быть фиксированный, например 10% от зарплаты игрока в клубе. 5% должно отчисляться непосредственно школе, 5% - школьным работникам. Ну, а если человек стал не футболистом, а рабочим на заводе, то уж получите бублик и не жалуйтесь. Заслуги вашей в этом нет.

      10% это много? Банки в кредит просят по 30%... Цифра взята без точного расчета. Может быть меньше, может быльше. А то сейчас получается ситуация, что работники специальных футбольных школ работают, как и я 20 лет назад ради любви к футболу.        

      Футбольная стратегия - лестница. Первая ступень - открытые зарплатные ведомости и контракты, вторая - осовременивание подхода к подготовке футбольных кадров. Не будет первого, не будет и второго. p.s. В третьей и заключительной части я попытаюсь подойти к крайне важной проблеме российского футбола - логистике...