8 мин.

Крестный отец: Сиквел. Почему Дэвид Мойес не дает результата здесь и сейчас

Два десятка лет спустя «Манчестер Юнайтед» впервые окажется за бортом первой тройки по итогам сезона. И без единого трофея. Тщательно выстроенная империя сэра Алекса Фергюсона оказалась на грани падения. Еженедельник «Футбол» разбирается в причинах кризиса «Юнайтед».

Отчаянный

Много лет назад к Фергюсону приклеилось прозвище Крестный отец Премьер-лиги. Намек был прозрачен: влияние шотландского тренера на британский футбол было огромным, а авторитет в среде тренеров непоколебимым. К тому же лицо сэра Алекса так гармонично смотрелось на постере фильма The Godfather. Вылитый Дон Корлеоне, герой популярного произведения Марио Пьюзо и не менее известных фильмов Френсиса Форда Копполы. Поклонники «Крестного отца» делятся на два типа: одни считают вторую часть хуже первой, другим сиквел нравится больше. Нечто похожее сейчас происходит с фигурой Дэвида Мойеса в «Манчестер Юнайтед».

Быть преемником – дело неблагодарное. Всю тяжесть давления извне Мойес ощутил с первых дней в клубе. Справляться с жестким прессингом становится все сложнее, когда нет возможности бросить в лицо критикам результат или хотя бы поставленную игру. Не многие бы захотели оказаться на его месте, а справились бы – единицы. Но шотландцу хватает выдержки и самообладания не впадать в истерику. Игроки чувствуют, что с ними работает тренер, извините, с яйцами. Поэтому не затевают бунтов. Большое значение играет и всесторонняя поддержка, которую Фергюсон оказывает Мойесу. Книга «Моя автобиография» (плевал сэр Алекс на тавтологию) вышла в нужный момент – когда «МЮ» попал в колею кризиса. На несколько недель британские акулы пера были подкормлены историями из прошлого Фергюсона. Мойес получил возможность отдышаться. Есть подозрения, что и трансфер Хуана Маты состоялся после вмешательства Крестного отца. «Он сделал ему предложение, от которого тот не смог отказаться».

Есть замечательная карикатура, на которой грустный Дэвид Мойес стоит в тени громадного памятника Фергюсону. Пока тренер даже не пытается из этой тени выйти. Отсутствие в послужном списке больших побед и титул The Chosen One («выбранный», «избранный») не позволяют Мойесу проявить себя. Условные Гвардьола или Моуринью вели бы себя иначе, замкнув все процессы. «Нет никого важнее клуба», - однажды сказал Фергюсон. Пока «Манчестер Юнайтед» - это и есть сэр Алекс.

Ультиматум Борна

Мысль об этом не дает покоя Уэйну Руни. Нападающий стал первой причиной головной боли Мойеса. И его первым, казалось, правильным решением. Рассорившиеся много лет назад тренер и игрок заключили перемирие. Осенью вдохновленный Руни был лидером «Юнайтед» и публично защищал Мойеса. В ответ на это тренеру пришлось предоставить ему возможность играть на любимой позиции - в нападении. Дуэт Руни – Ван Перси был единственным отлаженным механизмом по преобразованию атак в голы. Когда голландец сломался, Мойес попробовал подвинуть Руни ниже, чтобы хоть как-то связать линии нападения и полузащиты. Вскоре Уэйн получил не то физическую, не то душевную травму. Тогда поползли слухи о возобновленном интересе «Челси» и нежелании игрока подписывать новый контракт.

Уэйн Руни может стать самой противоречивой легендой «Юнайтед». Не раз порывавшийся уйти, он может побить рекорд результативности Бобби Чарльтона. При этом английская пресса удивляется, как «МЮ», выгонявший ради общего блага Бекхэма, Кина, Ван Нистелроя, позволяет Руни ставить условия. По новому договору он будет самым высокооплачиваемым игроком в Англии: 70,2 млн фунтов за пять лет.

Темный рыцарь

«Для меня не было проблемой играть без определенного места на поле, но я форвард, и я считаю, что заслужил право играть на своей позиции», - в октябре Руни передал «привет» Фергюсону. Характер игрока прямо влияет на схему игры «Юнайтед». Классическая 4-4-2 с Руни и Ван Перси на острие – так выглядят «красные дьяволы» на протяжении сезона. Худшего сезона за последние 20 лет. Любая команда активно играет флангами, но в «Юнайтед» это главный тренд со времен Андрея Канчельскиса. Однако крайние полузащитники, чтобы быть крыльями команды, должны быть в соответствующей форме. Валенсия, Нани, Янг, Кагава – ни один из них в этом сезоне не показывает стабильной игры. Янузай слишком молод, чтобы быть надеждой всея Манчестера. Так и получаются рекордный 81 навес за матч и два гола по их итогам. Даже не обладавший солидным подбором игроков «Эвертон» играл разнообразнее.

Классическая схема стала визитной карточкой Фергюсона, а вот «ириски» Мойеса давно играют по схеме 4-2-3-1 (4-5-1). Многие специалисты в Англии небезосновательно считают, что 4-4-2 мертва. Но усадить в запас одного из звездных нападающих Мойес не может. Теперь к этому дуэту добавился Мата. В первых четырех матчах испанец сделал три голевые передачи, и это играя флангового полузащитника. Перестроив схему на 4-2-3-1, Мойес получил бы максимально полезного Мату или Руни в роли треквартисты. Осталось укротить строптивый нрав Руни. Похожим образом Лоран Блан решил проблему двух медведей в одном «ПСЖ». Изменив расстановку на 4-3-3, он уместил одноплановых Эдинсона Кавани и Златана Ибрагимовича.

Бывший капитан «Юнайтед», а ныне ведущий футбольный специалист в Англии Гари Невилл обмолвился, что Мата не подходит стилю «МЮ». Хватит ли Мойесу смелости сделать все по-своему, с покером и куртизанками?

Перед закатом

За все сделанное Фергюсон заслужил уйти победителем. Однако в наследство преемнику он оставил кота в мешке. Состав «Манчестер Юнайтед» в последние годы вызывал много вопросов. Победа в Премьер-лиге в прошлом сезоне – результат 200% усилий, которые из игроков выжал Ферги со своим тренерским штабом. Не зря Мойесу ставили в вину его обновление. Майк Фелан и Рене Меленстен были важными единицами в механизме клуба. Но именно в связке с Фергюсоном. Заменивший его Мойес не обладает схожим опытом и влиянием, чтобы заставить многих добротных игроков поднять планку игры до отметки «топ». Представьте, кто из нынешнего состава «Юнайтед» пригодился бы условной «Баварии» или соседям из «Сити»? Руни, Ван Перси, Де Хеа да Янузай – как большой талант. Новоприбывшего Мату оставим за скобками. Негусто для амбиций «МЮ».

Яркий пример – игра в обороне. Фундамент «Манчестера» отсырел и готов рухнуть от легкого касания. Раньше Неманья Видич испытывал проблемы лишь в игре против Фернандо Торреса в его лучшие годы. Теперь обставить серба способен даже заплесневевший на скамейке «Фулхэма» Даррен Бент. Поэтому, возможно, Видич решил сменить обстановку и летом уедет в «Интер». Рио Фердинанд якобы уже готов оставить спорт. Процесс смены поколений начался при Фергюсоне, но плавным он не получается. Джонни Эванс в топ-защитника не вырос, застряли в развитии Крис Смоллинг и Фил Джонс. Академия защитников не поставляет.

Картина получается совсем безрадостной, если добавить сюда Патриса Эвра и Рафаэля. На двоих у них семь голевых передач во всех турнирах, и все в копилке Эвра. При этом крайние защитники – важнейшая деталь в построениях Мойеса, спросите Лейтона Бейнса. Они утюжат фланг, позволяя крайним хавбекам смещаться в центр и обязательно навешивают. Рафаэль (а также заменяющий его Смоллинг) и Эвра не только малоэффективны в атаке, но и регулярно не успевают вернуться в оборону.

Замены им нет, как не подвергается сомнению место в основе Майкла Кэррика. Можно по-разному оценивать полезность 32-летнего англичанина в опорной зоне. В цифрах или ощущениях. Защитники Кэррика тычут в статистику, противники указывают на ошибки и регулярные провалы в зоне. Дело в другом: если Кэррик здоров, он будет находиться на поле. Потому что Джонс хорош в разрушении, но бесполезен в созидании, а Феллайни – с точностью до наоборот. Вписать кучерявого бельгийца в состав Мойес пока вообще не может из-за травмы. 

Сиквел

«То были старые добрые времена, ты ведь знаешь? И мы были, как Римская империя» - это реплика Тома Хейгена, консильери Дона Корлеоне. Кем-то вроде консильери, или советника, в «МЮ» был Дэвид Гилл. Отработав десяток лет, он также оставил свой пост. Исполнительным директором клуба стал Эдвард Вудворд. Подписание игроков легло на его плечи. За два трансферных окна «Юнайтед», нуждавшийся в пяти-семи приобретениях (Рой Кин говорит о шести), оформил две сделки. На критику Вудворд может ответить подписанием Маты и сохранением Руни. Однако в целом «МЮ» закупочную кампанию провел на тройку.

Смена руководящей верхушки клуба не могла не отразиться на команде. Особенно с учетом всех ее проблем. И все они Мойесу прекрасно известны. Трудоголизмом он заболел еще в «Престоне». «Работал ли я когда-либо по 16 часов в день? Ну, это происходит каждый день. Если бы было иначе, многие уже превзошли бы меня. И кто-нибудь давно бы занял мое место. Нужно работать каждый день, каждую неделю, будто она последняя». Теперь трудиться приходится сверх этих шестнадцати часов.

И вряд ли кто-то, кроме Фергюсона, понимает, что чувствует Мойес. В декабре 1989 года на трибуне «Олд Траффорд» появился баннер: «Три года извинений – и до сих пор жопа. Проваливай, Ферги».