Страсть к перемене. Рецензия на PES 2013
Сергей Думаков тестирует новую версию культовой игры Pro Evolution Soccer и делится впечатлениями в блоге «Сыграй в меня, если сможешь».
Pro Evolution Soccer 2013
Разработчик/издатель: Konami
Дата выхода: 20 сентября 2012
Сдавшая в последние годы серия Pro Evolution Soccer, похоже, вновь обретает былое величие: PES 2013 возвращается к истокам, отказавшись от бессмысленной погони за модой.
Затянувшийся спор японцев с западными конкурентами в лице FIFA от Electronic Arts привел к тому, что отличить одну игру от другой стало необычайно тяжело. Причем обе стороны шли к сложившейся ситуации разными тропинками: FIFA путем усложнения физической модели и навязывания контактной борьбы, PES – напротив, постепенным упрощением правил игры и показной дружелюбностью. В итоге обе серии мутировали в нечто среднеарифметическое, и спор о том, кто же круче, утих сам собой. Об аркадной природе одного симулятора и хардкорном гене другого многие даже успели позабыть.
Но если авторы FIFA в этом году с прежней леностью рассказывают о «пяти отличиях», характерных для нового выпуска сериала, в Konami неожиданно дернули стоп-кран. PES 2013 одновременно и самый инновационный, и самый консервативный эпизод серии за долгие годы – японцы, наверное, осознали всю тщетность подковерной борьбы и возвратили игре собственное лицо, единым махом вернув PES на десяток лет назад.
В хорошем, разумеется, смысле: разработчики заново изобрели неторопливый игровой ритм, которым так славился Pro Evolution Soccer в середине нулевых. Футболисты вновь перемещаются по газону более или менее правдоподобно, без умопомрачительных рывков через все поле и спринтерских забегов по бровкам. Это позволило сместить акцент с силовых единоборств на комбинационную игру, основанную на мелком пасе и грамотном позиционировании: многие критики отмечают, что в PES 2013 на поле воцарилось типичное для современного футбола «умное» спокойствие, когда каждая атака хладнокровно рассчитывается, точно математическое управление. Такой футбол характерен, например, для сегодняшней «Барселоны», и неудивительно, что виртуальные поединки с участием этой команды легко спутать с трансляцией настоящего матча.
Потому что отмотав назад время в плане игровой философии, технически и визуально PES 2013, конечно, невероятно красив. Фирменная эстетика тут возведена абсолют: кажется, будто новые системы дриблинга и приема мяча разработаны лишь для того, чтобы игроку было удобнее пижонить. В результате футбол выглядит запредельно романтичным: когда форвард проигрывающей команды на последних минутах продирается сквозь защитные построения противника и, спотыкаясь, вползает в штрафную, после чего из последних сил в падении посылает мяч аккурат в дальнюю девятку – игре хочется аплодировать.
Не в последнюю очередь все это стало возможным благодаря новому принципу управления: традиционные кнопочные схемы дополнены возможностью точного прицеливания. Левый «шифт» джойстика позволяет выбрать не просто направление удара, а конкретное место – и игрок честно попытается исполнить такой удар, даже если он сложен и неудобен. Pro Evolution Soccer всегда аппелировал к непредсказуемости как основной черте футбола, теперь вот разработчикам удалось эту самую непредсказуемость идеально смоделировать. Причем не в ущерб сложности: ползунок последней можно задрать так, что каждый забитый гол будет казаться подарком судьбы. Это особенно хорошо заметно на примере какой-нибудь беззвездной команды-середнячка, которая весь матч вынуждена плести оборонительные сети в надежде на ошибку более мастеровитого соперника и удачную контратаку. Ощущения потрясающие, честное слово.
А вот в том, что касается режимов игры, Konami пожадничала. В PES никогда не было избытка лицензированных клубов, арен и чемпионатов – вот и в этом году приходится довольствоваться традиционными Master League, Лигой Чемпионов, Лигой Европы, кубком Либертадорес и случайными матчами. Полностью в PES 2013 представлены лишь чемпионаты Франции, Испании, Голландии и, понятное дело, Японии. Частично – Англии, Италии, Португалии и Бразилии. Еще 24 реальные команды существуют сами по себе: за них можно сыграть в Лиге Чемпионов, лица их игроков воссозданы с фотографической точностью, однако «домашних» лиг для них не предусмотрено. Среди них, например, «Бавария», АЕК и три российских клуба – ЦСКА, «Спартак» и «Зенит». Зато международных команд рекордное число – целых восемьдесят одна. Имена игроков, правда, в них зачастую вымышленные (как в случае с Канадой или, что удивительно, Украиной), но сам факт не может не радовать.
Иными словами, прощальный поклон удался. Ни для кого не секрет, что PES 2013 – последняя игра серии, выполненная на текущем графическом движке. В следующем году PES ожидает глобальное обновление, и это будет совсем другая игра. Остается только благодарить Konami за то, что ей хватило мужества приложить все усилия для того, чтобы закончить этот жизненный цикл в мажоре: футбол, как и любой другой вид искусства, живет исключительно страстью, а в PES 2013 все только на ней и работает.
Если брать консоли, то после выхода Fifa08, желания играть в PES пропало полностью. До этого был фанатом ПЕС, за реализм и нестандартность.
К сожалению Японцы не смогли во время сориентироваться и оставили все как есть, в то время как Фифа сделала в 08 году серьезный рывок. Если до этого в Фифа, не было физики и забивались одинаковые голы+ графика не сильно лучше ПЕСа была, то уже в версии 08 на консоли, все сложилось. Физика+Графика+Лицензии+Великолепный онлайн. И Фифа в плоть до 13 версии себе не изменяла, улучшая все в.у. компоненты.
К сожаление ПЕС сейчас превратился в полное УГ. Силовой борьбы почти нет. Хорошо это видно при выносе от ворот. В Фифа идет борьба, физика работает. в ПЕСе два истукана стоят на своих позициях и как оловянные солдатики прыгают. Убогие вратари никуда не ушли. Падают как мешки с картошкой и вместо рук, куриные крылышки. Онлайн вообще трешь. искать сопа 5 минут, чтобы потом с ним лагать.
И еще куча убогих мелочей. при КАЖДОМ выносе от ворот, надо ждать свистка арбитра, это дико бесит. О быстро начатой атаке в таких условиях не может идти и речи. Про дриблинг я вообще молчу. Ужасное переключение между игроками при обороне. Ни о какой позиционной защите и речи нет. Если в Фифа я могу стиком хоть на край поле переключится, то в ПЕС это целая мука. И при хорошем пасе, ты просто не успеваешь переключиться на дальнего и подстраховать.
Надеюсь новый движок будет посерьезней и они сделают упор на физику, реализм и взаимодействие игроков на поле! Нужна конкуренция, пока ЕА играет в одни ворота.
С уважением)
- Удар. Я всегда хотел чувствовать, что бью. Регулировать силу удара. Бить в FIFA - одно удовольствие, особенно в последних играх серии. Бить в PES’e - судорожный щелк по кнопке, зажмешь чуть сильнее - привет, воробьи на кромке крыше. Почему чувствительность удара настолько высокая, я никогда не понимал.
- Движение с мячом и без мяча. Пресловутая «деревянность» игроков и слабая маневренность, дерганость при приеме мяча, глупое ожидание пока мяч прикатится. Соорудить в PES именно ту атаку, которую ты задумываешь, чрезвычайно сложно после гибкой и динамичной FIFA. Быть может, для кого-то это не минус, не знаю, мол, больше реализма, больше гламура...
- Проблемы с лицензиями клубов. Решается все патчами, но дурной осадок остается.
Даже при этих проблемах, я отдавал приоритет PES до последнего года, когда FIFA 12 ударила апперкотом по челюсти ребят из Konami. 13-ые серии игр окончательно переманили меня на сторону канадцев. Надолго ли?
Гламур - это как раз по части фифы, которая только тем и может похвастать перед песом, что наличием всех лиг вплоть до третьей лиги Узбекистана. А геймплей - сплошной теннис от одной штрафной до другой, с суперголами после суперударов, на которые способен каждый второй игрок.
Практика показывает, что игроки, проведшие пару лет в песе, если садятся из прикола или интереса погонять в фифу, то они после сложности «профессионал» в песе (а то и ниже) выносят в одну калитку всё в фифе на самой высокой сложности.
В общем, фифа по моему твёрдому убеждению - для казуалов, которым главное - побеждать, а не играть в правдоподобный футбол.
Одинаковые, это когда я в мельчайших деталях могу мысленно представить тот самый гол головой с углового, который Дрогба забивает в тысячепервый раз. Скриптов очень много, свободы не достает. К сотому матчу, когда все скрипты-минисценки пересмотрены и выучены, остается уныние и ангст. И гол Дрогба головой с углового.
ПЕС же продолжает удивлять до сих пор. Каждый угловой или навес -- игра шансов. Простреливать в штрафную наполненную тушками игроков -- настоящее удовольствие. Самоотверженный вынос или предательский отскок? Ошибка вратаря на выходе или неумелый срез в свои, Косьелни стайл? Все возможно.
Ошибки -- питательная среда любого игрового спорта вообще, и футбола в частности (по крайней мере пока в него играют человеки, несовершенные по определению). ПЕС, в симуляции этого аспекта, всегда был и остается на три головы выше. Отсюда, более разнообразный геймплей и высокая replayability.
Все вышесказанное касается исключительно синглплеера.
потому и люблю ПЕС, что можно прорваться по флангу через все поле или жахнуть по воротам метров с сорока пяти
Я не хочу чтоб футбол был как арканоид - для пипла, который «хавает». Для меня реалистично что мой игрок промахивается или что игрок с мячом бежит медленнее игрока без мяча или что траектории каждого удара не повторяются через раз-два-три.
Спасибо ПЕСу за это.
Если в следующем году выйдет новый новый пес с новым движком, я практически уверен, что он будет как минимум на равне с фифой (если конечно и EA Games что-то все таки поменяют за год, а не просто подставят новую цифру в названии). Главный, еще раз скажу, бич пэс - это лицензии, норд лондон и мидлкастлс - это ппц
Ну и фифа сейчас конечно реалистичнее. Разнообразие инструментов. Тактическая защита - это находка еашников. Важно закрывать зоны, а не аркадно отбирать всеми мяч. Даже если ты криворукий, настрой в тактике автобус и играй в спартаковской футбол, т.е. забросами на быстрого негра:)
- Это лучший Пёс в истории.
- Фифа гумно, в которое я не играю в 2007 года(в 11 заходил, такое же гумно)
- Аргументы сторонников фифы на 90% состоят из аргументов «а в фифе все лиги есть!!! все команды правильные!!! » - то есть полная чушь, не имеющая отношения к игровому процессу.
- Пес это игра для людей, которые любят футбол и именно футбол. Игру. Которые сами играют на выходных во дворе, которые понимают, что такое тактические схемы, комбинации, которые понимают суть игры.
Добавлю - после этой игры я понял, что Марадона, Гуллит, Райкард и прочие звёзды ТОГО футбола - это просто боги. Гномы, шампуни и прочие - пыль под их ногами.
Во-первых, автор должен был рассказать, о консолях или PC идет речь. Простой пример: FIFA 10 на xbox и на pc - небо и земля.
Во-вторых, нынешний PES ни по графике, ни по анимации футболистов и в подметки не годится фифе. Фактически, с 2009 г. в серии PES не произошло никаких сколь-либо серьезных изменений. Картинку подретушировали, камеру перевесили, ненужных финтов и движений добавили - и все. Прогресс остался в 2008 году.
В-третьих, в фифе такое количество мелких деталей, будь то повторные травмы, актуальные комментарии по ходу сезона или общение с игроками (как то недавняя картинка с Денисовым, требующим повышение зарплаты в игре), которые и не снились PES’у. Эти детали заставляют поверить в происходящее, почувствовать моменты футбольной жизни.
p.s.: Фифа 13 в этом году налажала лишь в одном - она жутко ЗАБАГОВАННАЯ. Т.е. на разных конфигурациях капризничает, обламывает сейвы в карьере, отрубает онлайн-соединение. Только безумное количество багов в FIFA 13 не дает ей оторваться далеко в космос, в другое измерение, оставив PES безоговорочно глотать пыль.
p.p.s.: Ниже комментировавшие, что игроки в PES всегда уделывают AI в нынешней фифе на последнем уровне сложности (legendary), как минимум, лукавят. Этот режим легко добавит седых волос, даже если вы годами играете в футсимы.
p.p.p.s.: Играю в PES/FIFA с 2004 г.
А для тех, кто спорит что лучше, скажу честно, что не играю в фифу в принципе. Я пробую пару-тройку матчей каждый год, и каждый раз ржу над ней одинаковл, иногда даже кажется что она становится тупее с каждым годом (((
В PES же я играю в месяц максимум 15-20 матчей по 10 мин, по сетке, т.е. не особо часто, но не смотря на это, оказавшись недавно в компании знакомых попить пива и тд, стал зрителем их эпических сражений в ФИФУ 13 ))))))))). Как оказалось играют они в фифу года три-четыре, постоянно. При упоминании ПЕС они смеясь сказали что это говно, но так же признались что ни разу не играли в нее. Я ради интереса взял и разнес их шарагу, каждого по очереди, на их территории. мне был противен процесс, игроки бегали тупо, вяло, мне казалось что от меня там зависит процентов 10.... остальное случайно, но я отстаивал честь КОНАМИ, они выбирали лучшие клубы, а я их поочередно разрывал. позже в душе наступило умиротворение, мне нравились их лица ) я чувствовал себя владельцем Порше, который выиграл заезд на Нивах, по грязи. но это было весело
- синглплеер однозначно за японцами. До вариативности геймплея пес, фифе как ползком до Китая. За пару месяцев игры, едва ли видел два похожих гола. В фифе голы это «копии копий копий»
- для скрупулезных товарищей все прелести моддинг сцены: патчи, опшн файлы кардинально меняющие рисунок игры, свежие киты, мячи и бутсы, реалистичные лица etc
- графическим пуристам, баттонмэшерам и любителям пробежать всю защиту аки вагонетка на рельсах, игра противопоказана
- Become a legend + камера Blimp FTW
А если по теме, то играл и в Пес(все серии с 05) и в Фифу(все серии с 06) , но всегда отдавал предпочтение ПЕСу, т.к. я играю только на компе.
12 Пес разочаровала, как и многих потребителей, и с 12 части начал играть в Фифу.
И вот, я дождался две 13 части Пес и Фифа :
Пес 13 - стал лучше, но мне кажется, что всё , что сделал Конами в этой версии , должен был сделать в 12, т.е. японцы опаздали на 1 год.
А тем временем, Фифа (начиная с 11 версии) начала прибавлять. Все до 11 версии было однотипным.
P.S. В Фифу желательно брать лицензионную, т.к. вся прелесть игры в лицензии. Очень нравится функция матчдей, которая показывает форму команды, и изменяет постоянно рейтинги футболистов.
Также очень нравится Профи онлайн, где создаешь игрока и создаешь команду с друзьями, с которой пытаешься подняться с 9 дивизиона наверх.
P.S.S. Огромнейший плюс Пес - это «вязкость» в центре поля, чего к сожалению нет в Фифе.
Вратари в Фифе - непробиваемые, а в Пес - наоборот, очень глупо пропускают мячи и нереалистично падают.
Вывод : Это совершенно 2 непохожие игры. Их нельзя сравнивать, это как сравнения между Месси и Роналду. У Пес есть свои плюсы, у Фифы - другие.