5 мин.

Марли и я. Про Ямайку-1998

Александр Скворцов ностальгирует по ямайской сборной, которая влюбила в себя всех на Чемпионате мира 1998 года во Франции.

В последние дни очень хочется позитива. Осень и мерзкая морось уже здесь, совсем скоро прибудут тьма в пять вечера, грязь, слякоть и все превратится в zомбилэнд. Я думаю, что летний позитив нужно ухватить за хвост и как-то зафиксировать. И еще я думаю, что для этого есть подходящая спортивная история.

На каждом мундиале обязательно выступает одна или две команды из, скажем так, «третьего футбольного мира». Это почти всегда беспомощное пушечное мясо. Изорванные нищие, внезапно очутившиеся на роскошном и сытном балу. Объединенные Арабские Эмираты, Боливия, КНДР, Гондурас, Новая Зеландия, и так далее. Статисты и массовка без права голоса.

Они иногда совершают настоящие подвиги – в 1990 ОАЭ забили гол югославам, в 2010 новозеландцы выдернули ничью у самих итальянцев, в 2006 тринидадцы едва не опрокинули Англию на радость нам и Василию Уткину, а уж чего творили сенегальцы в 2002… Ну, вот это вот все – самое ведь крутое, что есть в футболе.

Но мне сегодня очень хочется вспомнить девяносто восьмую Ямайку, которая украсила французский чемпионат яркими нарядами болельщиков и эфиопскими раста-напульсниками (красный-желтый-зеленый) на руках своих футболистов. Турнир еще не стартовал, а Ямайка уже влюбила в себя всех.

На скамейке пестрой и позитивной сборной постоянно бликовали солнечные очки с круглыми стеклами и метлой шевелились густые черные усы – первые будто сняли с кота Базилио, вторые – с Александра Панкратова-Черного. Само воплощение доброй визуальной глупости – это был бразильский тренер Рене Симоэш.

«Регги-бойз» - так ведь звали парней? Они принимали участие в Чемпионате мира впервые в своей истории. Они готовились к нему как попало (будем честны), а Симоэш еще с 1994 года лихорадочно пытался найти усиление для команды. Он рыскал в низших английских лигах, привлекал британских ямайцев, и даже шерстил по ямайским отелям. Ходит байка, что из парочки портье и швейцаров он слепил неплохих (по ямайским меркам) футболистов. Был бы жив Боб Марли, было бы ему лет 27, и тогда Симоэш точно взял бы его на Чемпионат мира.

Марли у Симоэша не было, зато ему удалось позвать в сборную Фитцроя Симпсона и Пола Холла из «Портсмута», Робби Эрла и Маркуса Гейла из «Уимблдона», Даррила Пауэлла и Диона Бартона из «Дерби Каунти». И, конечно, Фрэнка Синклэйра из «Челси». Все эти парни - ямайцы, родившиеся в Англии. Капитаном команды был назначен 34-летний полузащитник Питер Карджилл из ямайского «Харбор Вью», который имел опыт игры в чемпионате Израиля за «Маккаби» и «Хапоэль» (только не из Хайфы и Тель-Авива, а из Нетаньи и Петах-Тиквы).

Банда Рене Симоэша выполнила задачу на турнир уже в первом туре, забив гол в ворота Хорватии. По ходу первого тайма Марио Станич вывел хорватов вперед, но ни на секунду не унывавшая ямайская публика ликовала, не отвлекаясь на пропущенный мяч. На 45-й минуте 19-летний полузащитник «Харбор Вью» Рикардо Гарднер вырезал великолепную подачу на Робби Эрла, который расстрелял голкипера Дражена Ладича почти в упор. Португальский арбитр Витор Мело Перейра тут же завершил первый тайм свистком, и ямайцы унеслись в раздевалку практически в обнимку.

Желто-зеленая масса на трибунах купалась в собственном счастье - мужчины неразборчиво орали победные песни, женщины зажигательно отплясывали в своих незабываемых карнавальных нарядах, не заботясь о постоянно слетающих лифчиках. Кто-то колотил в барабаны, со всех сторон летело конфетти. Симоэш мог открывать шампанское уже в перерыве - дух Марли был где-то поблизости.

Конечно, Хорватии ямайцы проиграли, пропустив два мяча после перерыва. А потом их разбомбила Аргентина усилиями Ортеги и Батистуты. Но ни один болельщик не расстроился.

В последнем матче Тедди Уитмор привел всю делегацию Ямайки в экстаз, оформив классный дубль в ворота японцев (тогда они еще почти ничего не умели). Ямайка - вдумайтесь - одержала победу со счетом 2:1 и набрала три очка на Чемпионате мира с первого же раза. Это уже было не просто успехом, а настоящим триумфом.

По окончании турнира один из «Регги-бойз» получил приглашение от видного зарубежного клуба. Это был тот самый Рикардо Гарднер, молодой полузащитник. За него «Болтон» выплатил целый миллион фунтов, и Гарднер провел на «Рибок Стэдиум» всю карьеру - аж 14 лет. Убежденный растафарианин, сейчас 34-летний Рикардо со своими друзьями Робертом Скарлеттом и Иэном Гудиссоном занимается раскруткой собственного регги-рекорд-лейбла.

Французский кубок мира завершился уже очень давно, и некоторые из «Регги-бойз», к сожалению, уже не с нами. Разбился в автокатастрофе защитник Стивен «Малыш» Малкольм, в другой автомобильной трагедии погиб капитан Питер «Джаир» Карджилл. Онанди Лоу подозрительно часто стал мелькать в полицейских хрониках (его подозревают в наркотрафике и связях с ямайской мафией) и за его жизнь приходится опасаться все сильнее. Рене Симоэш никогда впоследствии не добивался подобных успехов и ямайский подвиг стал его визитной карточкой.

..Распихав сувениры в виде маленьких башенок Эйфеля по чемоданам и понабрав целые тетради звездных автографов, счастливые ямайцы приготовились улетать на свой остров уже по окончании группового этапа. Они увезли с собой море впечатлений и обзавелись множеством друзей.

А Рене Симоэш, подбивая итоги, категорически заявил: «Ямайка не проигрывает. Ямайка всегда победитель, потому что эти парни учатся, и это просто прекрасно».

Фрэнк Синклэйр долго сомневался перед тем, как принять приглашение Симоэша и поехать на Чемпионат мира в составе сборной Ямайки, ведь у него были перспективы впоследствии попасть в сборную Англии. Но уже после турнира Синклэйр сказал: «Ты видишь людей вроде Джорджа Беста и Райна Гиггза, великих игроков, и понимаешь, что у них никогда не было возможности сыграть на Чемпионате мира. А я получил такой шанс, и это останется со мной навсегда».

Здесь не будет «Аргентины-Ямайки» Владимира Шахрина, которую вы наверняка уже заждались. Сегодня здесь будет гораздо более позитивная песня.

И наши солдаты тоже когда-нибудь придут домой с победой.