6 мин.

7 грехов Адема

Талантливый сербский атакующий полузащитник в свои 20 лет успел наворотить много дел и за последние месяцы дважды взорвать информационное пространство неожиданными выходками.

Их можно списать на юношеский максимализм и особенности характера, но, глядя на предыдущие похождения Адема Ляйича, становится грустно – вполне вероятно, что неординарные футбольные способности рано или поздно будут загублены скверным поведением.

1. Пренебрежение

В 2005 году сербский «Партизан» покинула его легенда – Саша «Сале» Илич переехал в турецкий «Галатасарай». С подачи фанатов-«гробарей», не чаявших души в символе своего клуба, руководство «Партизана» закрепило 22-й номер за Иличем, но в 2008 году две двойки были нанесены на футболку молоденького Адема Ляйича – футболиста, которого по потенциалу приравнивали к лучшим игрокам в истории сербского футбола. Болельщики не громили офисы «Партизана» и не уродовали стены административных зданий клуба ругательствами, а восприняли Адема как будущего преемника Илича. Однако сам Ляйич к культовому номеру достаточного уважения не проявил, и заявил, что выбрал его, поскольку под ним же в «Милане» играет его любимый футболист – Кака. Мнение о нем в фанатской среде было подорвано.

2. Гордыня

В начале 2009 года о приобретении Ляйича с «Партизаном» договорился сам «Манчестер Юнайтед». Однако из-за запрета ФИФА на международные трансферы юных футболистов серб перешел в «МЮ» не сразу – а точнее, не перешел вовсе. Полноценный переезд был запланирован на январь 2010, а до тех пор Ляйич должен был оставаться в «Партизане», регулярно являясь в тренировочный центр Керрингтон с отчетом о своем прогрессе. Казалось, все шло хорошо, но в декабре 2009 представители «МЮ» заявили, что футболист снизил к себе требования и перестал развиваться, поэтому никаких десяти миллионов фунтов он уже не стоит и вчистую проигрывает конкурентам из молодежки «Юнайтед».

«Разговоры об остановке моего прогресса – полная ерунда. Реальная причина только в том, что клуб не смог получить для меня разрешение на работу», – обиженный Ляйич едва не сболтнул лишнего, но и это заявление было на фола. Тогда казалось, что виноваты функционеры «МЮ», но время доказало их правоту – Ляйич если и прогрессирует, то явно не анонсированными когда-то темпами.

3-4. Чревоугодие и лень

В 2010 году «Фиорентина» выложила «Партизану» за Ляйича около 7 миллионов евро. Спортивный директор флорентийского клуба Панталео Корвино страшно гордился собой и обставлял сделку чуть ли не «покупкой десятилетия», памятуя о недавних пробах Адема в «Манчестере». Чезаре Пранделли вопринял новичка с теплотой и давал ему игровое время, однако вскоре серб посчитал карьеру удавшейся, стремительно запаршивел и сел на лавку. Когда в команду пришел Синиша Михайлович, Ляйич расслабился окончательно (видимо, исходя из соображения «тренер-земляк в обиду не даст»).

Но крутой нрав Синиши не позволил Ляйичу спокойно просиживать штаны: через какое-то время Михайлович обрушился на соотечественника с обвинениями в том, что тот ест слишком много «Нутеллы» и чересчур много времени проводит за игрой в Playstation вместо того, чтобы выкладываться на тренировках. Кроме того, по мнению Михайловича, по Ляйичу давно плакала приемная хорошего парикмахера. Никакой дисциплины и абсолютный пофигизм – вложенные «фиалками» деньги Ляйич отрабатывать совершенно не торопился и крепко держался за ярлык «суперталанта», который, тем не менее, уже начинал отклеиваться.

5-6. Злословие и провокация

Через какое-то время Михайлович покинул «Фиорентину» и его место занял Делио Росси, но на жизни Ляйича этот факт никак не отразился. Опытный тактик Росси, слывший вполне интеллигентным человеком, регулярно давал Ляйичу игровую практику, но тот данным ему временем распоряжался на редкость нерационально – валял на поле дурака, портил ключевые моменты, мазал с одиннадцати метров или просто растворялся и выпадал из игры. Апофеоз всему пришелся на 32-минуту матча против «Новары» – возмущенный апатичной игрой Ляйича Росси подготовил раннюю замену серба, но тот, уходя с поля, позволил себе саркастические аплодисменты в адрес тренера, сдобренные парой крепких выражений. До этого момента божий одуванчик, Делио Росси вмиг осатанел, и кинулся на серба с кулаками через всю техническую зону. Влепив футболисту пару затрещин, очень скоро Росси поплатился за это своим рабочим местом – руководство «Фиорентины» уволило его, а Ляйича подвергло крупному штрафу, другим внутренним клубным санкциям, и уже объявило о летней продаже смутьяна, в услугах которого наибольшую заинтересованность пока что проявляет «Торино».

В этом конфликте очень многие поддержали Делио Росси, а на сторону Ляйича встали в основном те, кто мало знаком с характером и обычными повадками серба. Несмотря на то, что Ляйич уверял, будто не произносил в адрес тренера оскорбительных слов, гораздо более похожей на правду ситуация выглядит в пересказе Росси: «Я тренировал многих сербов, поэтому прекрасно понял, что он сказал. Могу повторить дословно: «я е**ал твою мать!» Такого я стерпеть не мог».

7. Отказ от исполнения национального гимна

По новой инициативе тренера сборной Синиши Михайловича (с футболистами был заключен так называемый «договор о поведении»), перед матчем все игроки должны исполнять национальный гимн Сербии, но в составе нашелся тот, кто наотрез от этого отказался. И, конечно, речь снова идет о Ляйиче. Этнический босниец и мусульманин в одном лице заявил, что не будет петь его по личным причинам («я люблю Сербию, но я должен уважать свои убеждения»), после чего Михайлович без раздумий выгнал игрока и сообщил, что вызываться в сборную он больше не будет. Религиозная и этническая пестрота стран бывшей Югославии ни для кого не секрет, и любые подобные проявления неизбежно вызывают острейшую реакцию.

Сейчас сербское фанатское сообщество бурлит обсуждениями: одни считают, что Ляйича нужно навсегда отстранить от сборной, другие утверждают, что игрок прав и не сделал ничего плохого. Ясно одно: будь Ляйич чуть более смышленным молодым человеком, он бы нашел способ решить проблему куда менее радикальным способом (в конце концов, можно было просто пооткрывать рот в такт музыке или спеть какую-нибудь тарабарщину). Футбольная федерация Сербии уже объявила, что Адем сможет вернуться в сборную, только если согласится исполнять гимн, а объяснения теперь за него дает отец: «Я приношу извинения всем, кого задел инцидент с моим сыном. Адем давно отклонил предложения от всех других сборных и доказал свой патриотизм Сербии. Моему сыну всего 20 лет – не стоит впутывать его в политические распри, просто дайте ему играть в футбол».

Только вот хочет ли играть в него сам Адем?