7 мин.

Схемы, деньги, два слогана

Недавно на Marca попалась на глаза следующая новость. Начиналась она так: «Кризис не коснулся стадиона «Корнелья – Эль Прат», а заканчивалась сообщением, что на первом домашнем официальном матче «Эспаньола» против мадридского «Реала» ожидается аншлаг. Мол, все билеты проданы, в том числе на лучшие места VIP-ложи стоимостью 4-5 тысячи евро. Мне стало интересно, как в наше непростое время обстоят дела с билетными программами в клубах примеры. Надеюсь, вы разделяете этот интерес.

Сразу оговорюсь, речь пойдет, прежде всего, о клубах второго эшелона. Гранды, безусловно, уделяют не меньшее внимание билетам, но их возможности в остальных направлениях маркетинга несравненно выше. Следовательно, не обязательно каждый год выдумывать новые способы привлечения болельщика. А главное – на них не столь сильно сказались новые условия, в которых приходится работать. Некоторые – не будем показывать пальцем – и вовсе умудрились потратить невиданные ранее суммы на трансферы. Второе уточнение. Говорить будем исключительно об абонементах, не затрагивая билеты разового пользования. Подавляющее большинство зрителей на трибунах – владельцы как раз сезонных абонементов. Например, в мадридском «Реале» в прошлом сезоне число таковых составило 61 124 при общей вместимости 80 354, то есть 78%. В ряде клубов цифра приближается к отметке 90 процентов.

Вначале несколько таблиц, для наглядности.

Самые дешевые абонементы (евро)
Барселона 112
Вильярреал 135
Хетафе 150
Херес 170
Депортиво 189
Расинг 195
Эспаньол 195
Тенерифе 205
Реал Мадрид 226
Альмерия 250
Мальорка 255
Вальядолид 261
Атлетико Мадрид 270
Малага 284
Атлетик Бильбао 295
Спортинг Хихон 320
Валенсия 320
Сарагоса 325
Осасуна 416
Севилья 435

Это данные из спецвыпуска издания Don Balon, посвященного старту сезона и купленного давеча в Испании. Стоит, к слову, всего пять евро. За массу полезной статистики, схем, графиков и фактов, поверьте, можно отдать и больше.

Так вот, в первой таблице приведена стоимость самых дешевых сезонных абонементов всех двадцати клубов примеры. Это минимальная цена для так называемого «рядового болельщика». Не ребенка, не старика и не обладателя всякого рода привилегий. Бросается, конечно, в глаза первое и второе места «Барселоны» и «Вильярреала», но эти позиции объяснимы. В случае с каталонцами стоит вспомнить о том, что «Камп Ноу» – самый большой стадион в Испании (да и всей Европе), собирающий аншлаги всего два-три раза за сезон (не считаем еврокубки) и способный предоставить массу ценовых категорий. А «Вильярреал» базируется в одноименном городке с населением 50 тысяч человек и таким солидным соседом, как «Валенсия», забирающим часть клиентов. К тому же далее мы увидим, что средняя цена на абонементы «Барселоны» и «Вильярреала» далеко не самая низкая.

На другом полюсе таблицы – «Осасуна» и «Севилья». «Рейно де Наварра» не может похвастаться большой вместимостью, занимая предпоследнее место в примере по данному показателю. Количество дорогих сидений там, соответственно, не велико. Что же до «Севильи», то нужно учесть вылет «Бетиса» во второй дивизион. Город теперь будет представлен в примере лишь одной командой, и желательно понимать, что даже в футбольной Испании отнюдь не в каждом посетителе матча бьется фанатское сердце.

Самые дорогие абонементы
Хетафе 500
Спортинг Хихон 545
Депортиво 638
Вальядолид 647
Тенерифе 670
Мальорка 710
Расинг 745
Херес 900
Осасуна 943
Барселона 948
Атлетик Бильбао 948
Вильярреал 950
Атлетико Мадрид 1030
Сарагоса 1090
Альмерия 1100
Малага 1388
Реал Мадрид 1444
Валенсия 1890
Эспаньол 1900
Севилья 2000

Следующая таблица показывает, за сколько можно купить абонемент на лучшие места в том или ином клубе. Наиболее выгодные предложения, как и в прошлый раз, у «Хетафе» и «Депортиво». «Азулонес» радикальным образом снизили цены по сравнению с прошлым годом. Самый дешевый абонемент на матчи «Хетафе» раньше стоил 200 евро, сегодня – 150. Примерно такая же разница и в случае с дорогими квитками. «Депор» же, напротив, оказался одним из немногих клубов, которые цены подняли. Правда, несильно – на 1.4 процента. И все равно остались в списке самых доступных команд: чтобы стать свидетелем участия галисийцев в примере, Кубке страны и Кубке УЕФА, достаточно заплатить 638 евро (по другим данным – 629). Зачастую на финалы кубковых соревнований действие абонементов не распространяется.

С приличным отрывом вперед убежали «Валенсия», «Эспаньол» и «Севилья». «Летучие мыши» проводят юбилейный сезон и, вполне возможно, последний на «Месталье». «Попугаи» новый стадион в эксплуатацию запустили буквально на днях и по уровню комфорта и предлагаемых сервисов «Корнелья – Эль Прат» входит в число лучших арен Испании. Про «Севилью» см.выше.

Средняя цена на абонемент

Хетафе 325
Депортиво 413,5
Спортинг Хихон 432,5
Тенерифе 437,5
Вальядолид 454
Расинг 470
Мальорка 482,5
Барселона 530
Херес 535
Вильярреал 542,5
Атлетик Бильбао 621,5
Атлетико Мадрид 650
Альмерия 675
Осасуна 679,5
Сарагоса 707,5
Реал Мадрид 835
Малага 836
Эспаньол 1047,5
Валенсия 1105
Севилья 1217,5

Наконец, среднее арифметическое стоимости сезонных абонементов в каждом клубе. Обойдемся без комментариев и посмотрим, как изменились цены по сравнению с прошлым сезоном.

На 30-35 процентов упали расценки на абонементы в «Альмерии». Футбол вообще пока не очень приживается на «Медитерранио». Чаще эта многофункциональная арена используется для соревнований легкоатлетов. На 5-10 процентов снизили стоимость абонементов руководители «Мальорки» (десять – для тех, кто посетил боле девяноста процентов домашних матчей балеарцев в прошлом сезоне). На беспрецедентный шаг пошел «Вильярреал». Еще по ходу последнего сезона все владельцы абонементов могли посетить весенние матчи Лиги чемпионов бесплатно, тогда же было объявлено, что на следующий год будет определена квота бесплатных абонементов для болельщиков, потерявших работу в результате увольнения. В результате «подводники» достигли максимального количества держателей абонементов в своей истории – 20 300. А уже через две недели после начала продаж на этот сезон количество безработных болельщиков, подавших заявки в клуб, перевалило за тысячу.

Остались прежними цены в «Расинге», «Малаге», «Вальядолиде» и «Осасуне», причем памплонцы заморозили стоимость абонементов еще шесть лет назад. В отличие от прошлых кампаний не стали увеличивать стоимость и в «Атлетико» (прежде нормой являлось ежегодное повышение на 10 процентов). «Матрасники» – вообще удивительный народ. От абонементов на этот сезон отказались всего две тысячи человек, тогда как маркетологи рассчитывали получить заявления от пяти тысяч. За последние семнадцать лет количество держателей абонементов «Атлетико» увеличилось на 37 тысяч, а настоящий всплеск активности «индейцев» произошел в год… вылета команды в сегунду! Регулярно поддерживать своих любимцев во втором дивизионе решился 42 101 человек (против 23 742 сезоном ранее). По этой логике, последняя домашняя ничья с АПОЭЛем в Лиге чемпионов, безусловно, должна добавить болельщиков столичному клубу. Заморозились расценки и на «Валенсию», правда, лишь для пострадавших в результате финансового кризиса.

Нашлись и те, кто не побоялся сделать абонементы более дорогими. Речь, как не сложно догадаться, идет о новичках примеры. Уровень цен, как и футбола, все-таки разный. Так, отсутствовавший семь лет в высшем дивизионе «Тенерифе» нынче обходится на 60-80 процентов дороже. И, тем не менее, за неделю до окончания абонентской программы был установлен новый клубный рекорд – 15 100 болельщиков. Дебютант примеры «Херес», также планировавший увеличить прибыль с продажи абонементов, столкнулся с требованиями Лиги привести стадион в соответствие с новыми реалиями (модернизация VIP-ложи, пресс-ложи и т.п.). Точных данных о результатах билетной программы «Хереса» нет. Реконструкцией занялся и хихонский «Спортинг». Причем, капитальный ремонт затронул (и продолжает затрагивать) самые престижные места на северной и западной трибунах. Как болеют в Хихоне, лишний раз объяснять не надо, поэтому небольшой рост цен на остальные абонементы не удивил.

Отдохнем от цифр и перейдем к обертке билетных программ. В испанском футболе традиционно большую роль играют слоганы, которыми порой выражают непосредственно суть клуба (пример: «Барселона» – Mes que un club). Зачастую слоганы используются в межсезонье и при продаже абонементов. Вот лишь некоторые из них

«Мальорка» – «Hazte socio de la illusion» («Стань сосьо мечты»)

«Вальядолид» – «Tu sangre es blanquivioleta» («Твоя кровь бело-фиолетовая»)

«Расинг» – «Voluntad de Ganador» («Воля победителя»)

«Осасуна» – «Historia de un sentimiento» («История осознания»)

«Севилья» – «Sevilla, ciudad de Champions» («Севилья, город чемпионов»)

Иногда слоганы представлены в виде побуждения. «Abonate a la mejor Liga del mundo» («Стань абонентом лучшей лиги мира») – именно так привлекали болельщиков в «Тенерифе». Или вот «Малага». Сезонный абонент на посещение матчей «анчоусов» предполагает ряд скидок по программе «Ocio Mediterraneum» («Средиземноморский отдых»). По действующему абонементу в течение игрового года можно существенно меньше тратиться в местных ресторанах, кинотеатрах, парках и музеях. Чем не побуждение?

Если же говорить о конкретных мероприятиях, задуманных специально под билетную программу, следует обязательно упомянуть опыт «Альмерии». Все лето по Андалусии разъезжал… клубный красно-белый автобус. Заинтересованные могли в любой момент зайти внутрь и приобрести абонемент, получив при этом атрибутику и фотографию на память.

До НХЛ, где Сидни Кросби лично разносит абонементы по квартирам, конечно, очень далеко, но все же. Напоследок один рекламный ролик, сделанный для Памплоны. Вот это уже точно высочайший уровень исполнительского мастерства.