5 мин.

Алина Загитова. Призрак вместо Кармен

В фигурном катании равнозначной составляющей успеха является артистическая одаренность, способность выразительно передавать воплощаемые на льду образы. Недаром же в произвольной программе, при равенстве общей оценки, выигрывает тот, кто набрал больше баллов за хореографию. А ПП, в свою очередь, имеет решающее значение для фигуриста.

В короткой программе важно не упасть. В произвольной – желательно сделать что-то хореографически выразительное, кроме всего прочего. Убедить судей, что ты не наврал.

Посмотрим, удается ли Алине Загитовой это делать. А точнее: дается ли ей хореография как таковая?

Смотрим картинки ее короткой программы этого сезона на музыку из «Призрака оперы»:

Только лишь по снимкам одним видно, что призрака Загитова мало напоминает. Скорее это ангел оперы. Али даже дюймовочка оперы.

А кто смотрел внимательно эту короткую программу, тот видел, положа руку на сердце, что походит на «Призрака оперы» только музыка. Телодвижения под музыку мало о чем говорят. Так можно катать что угодно – и назвать как угодно. Зная особенности Загитовой, тренер Тутберидзе схитрила, пошла по пути наименьшего сопротивления – дала эффектную и раскрученную тему и велела катать торжественно. На этом хореография и закончилась, а начались прыжки, которые именно в короткой программе сезона Алине почти всегда удаются. В отличие от произвольной программы, потому что потяжелела и устает.

Тот же самый прием использовала Этери Георгиевна и с музыкой к опере «Кармен». Испанские страсти она с Глейхенгаузом решила передать музыкой и соответствующим платьем. Испанское оно или нет, на это ответит Хавьер Фернандес.

Мы же видим, что в платье заложена кровавая страсть. Надо признать, что платье и музыка являются лучшими составляющими произвольной Загитовой. Не укажи мне «в программке», что это «Кармен», я подумал бы, что она катает еще какую-нибудь южную кровавую драму. На выбор. Главное – страстно заломить руки над головой несколько раз, закатить глаза и в конце замереть – ибо Кармен по сюжету убил Хозе, ревнивый испанец.

Еще, пожалуй, единственная неплохая находка Тутберидзе и Глейхенгауза – это закрутить Алине руки назад и так заставить проехать половину катка. Из этого понятно, что Кармен за что-то связали.

Почему я, главное, критикую «Кармен» Загитовой? А обратимся к фотографиям: ведь перед нами не южная красавица, а  именно «призрак оперы» с густыми тенями под глазами. Постановщики перепутали – вот такой макияж и даже платье требовалось для короткой, где призрак и где они изобразили почему-то нежную дюймовочку. Надев, как некогда Карлсон, белый балахон, ты призраком не становишься.

Впрочем, если уж совсем внимательно вглядеться в лицо Заитовой на снимках, то видно, что оно имеет почти всегда одинаковое выражение. Особой драматической игры в нем нет, оно почти не меняется на протяжении проката. 

Смотрим:

 

И еще смотрим:

Это Кейтлин Осмонд, веселая североамериканская девушка, с всегдашней однообразной улыбкой во всех номерах. Именно у нее Татьяна Тарасова почему-то рассмотрела артистизм в короткой под песню Эдит Пиаф, которую та катала два года и с которой ухитрилась выиграть чемпионат мира, где Загитова была пятая.

Нет, Тарасова перепутала артистизм Пиаф с артистизмом Осмонд, которого нет. Есть катальщик, прыгун и хороший танцор с упорно одинаковым лицом всегда и везде.

А сейчас смотрим на артистизм настоящий драматический:

 

Это Евгения Медведева, которой тренер Тутберидзе предпочла высоко и весело прыгающих. И это именно уникальная и именно неповторимая артистическая одаренность. Обратите внимание, насколько разная везде Медведева, будто перед нами другой человек. Не изменяя почти прически на олимпиаде, она то выходила бесстрастной марсианкой в короткой, то страстной Карениной в произвольной. И так всегда и везде.

В прекрасной короткой Уилсона этого сезона ей надо было оставлять именно первое платье, вот оно с такой прической и соответствовало образу. В таком персонаже Медведева принципиально не была никогда. И в этом ее достижение. А сбои в каскадах? Так завтра их не будет совсем, и как тогда запоют прыгающие, но совершенно неартистичные, коих легион с пятью хвостиками? Да и прыжки ведь склонны как появиться, так и исчезнуть, например как у Загитовой. И останется лишь дюймовочка в «Призраке оперы» и призрак вместо южной красавицы в знаменитой «Кармен».