4 мин.

Лирическое отступление в день чемпионства

«Зенит», наконец, оформил долгожданное чемпионство. То, в чём почти никто не сомневался последние несколько месяцев, теперь стало фактом. И пусть этот титул добыт не в такой напряжённой борьбе, как в 2007-м, пусть в составе сегодня нет великолепного российского костяка, как в 2010-м, пусть путь к чемпионству не был таким уникально убедительным, как в противостоянии с клубами первой восьмёрки в 2011-12-м… Пусть, пусть, пусть… Этот сезон всё равно запомнится как чемпионский и будет золотыми буквами вписан в клубную историю.

Разобрать его по косточкам время ещё придёт. И о чемпионстве напишут много разного. Кто-то даст объективную оценку, кто-то попеняет на традиционные «больные места» вроде газовых денег и неудач в Европе, кто-то сквозь зенитовскую призму погрустит об очередном провале «Спартака». Мне же хочется добавить маленький штришок ко всему, что уже успели написать и ещё обязательно напишут.

Эта история не имеет почти никакого отношения к «Зениту». Но когда я услышал фамилию главного арбитра сегодняшнего матча, сразу понял, чем он мне запомнится. Футбол-то выдался не самый интересный, поскольку интриги в нём было - чуть.

Итак, 2008 год. 4 октября. Город Воронеж. Центральный стадион профсоюзов. Трибуна – тоже центральная. Дату, признаюсь, вспомнил, изрядно покопавшись в интернете. Событие, о котором пишу, не было чем-то экстраординарным. Однако само по себе запомнилось.

На поле – команды «Динамо-Воронеж» и курский «Авангард». Я – студент-пятикурсник воронежского педагогического университета. Сижу на трибуне. С блокнотом и ручкой. Потому что помимо того, что студент, в это время ещё получаю свой первый опыт серьёзной работы. В загибающейся местной газете, которая скоро перестанет существовать, мне доверили писать о спорте.

То была пора моей наивной журналистики. Естественно, ни о каком присутствии в ложе прессы речи не шло. Я бесконечно далёк от какого-то серьёзного понимания того дела, которым пытаюсь заниматься. И тем не менее смотрю футбол не как простой болельщик. А с блокнотом и ручкой. И мысленно вовсю примеряю на себя заманчивую и привлекательную роль спортивного журналиста.

В перерыве на соседнее кресло присаживается молодой парень с большой спортивной сумкой. Тоже не самый типичный болельщик. Мы невольно обратили друг на друга внимание. Не помню, кто первым проявил инициативу в разговоре. Не помню и подробностей диалога. Но вот имя молодого арбитра Владимира Москалёва – а это был именно он – запомнил навсегда.

Единственное, что запомнилось – это то, что Владимир собирался после матча пообщаться с арбитром встречи Алексеем Сергеевым. Опытный московский рефери в том сезоне напортачил в премьер-лиге и был разжалован до уровня второго дивизиона. Но, безусловно, для молодого воронежского арбитра оставался большим авторитетом и интересным собеседником. Сергеев позже и во второй лиге оскандалился и совсем завершил карьеру, причём как раз в матче с участием воронежской команды. Но это было летом следующего года.  

У меня возникла мысль, что о подготовке арбитров в Воронеже, о том, почему люди выбирают эту не бесспорную в разных отношениях профессию, можно написать. И я предложил Москалёву обменяться номерами телефонов. С материалом не сложилось. Работе своей мечты я мог уделять немного времени, поскольку не хотел запустить учёбу. К тому же в стране властвовал кризис, и газета доживала свои последние дни. Через пару месяцев мой первый опыт журналистской деятельности подошёл к концу, и номер Владимира я так никогда и не набрал. Однако невольно следил за его карьерой. Через пару лет фамилия молодого судьи стала регулярно появляться в отчётах о матчах первого дивизиона. А летом прошлого года он дебютировал в премьер-лиге, и тут уж по картинке телетрансляции я узнал его в лицо.     

И вот сегодня финальный свисток Владимира Москалёва провозгласил «Зенит» Чемпионом Росиии-2014/15. И от этого мне было ещё немножко радостнее. И я знал, благодаря чему я точно запомню этот матч на годы.

В контексте материала, наверное, стоит написать что-то о качестве судейства. Оно, на мой взгляд, было неплохим и вполне соответствовало уровню матча. Эксперты нашли две серьёзные ошибки, но вряд ли стоит говорить о том, что они существенным образом повлияли на ход игры. Со мною может поспорить Халк, не раз сегодня апеллировавший к арбитру. И Геннадий Орлов, немного прошедшийся по судье в конце трансляции, после того как уфимцы сравняли счёт, тоже может. Он говорил в первую очередь о пенальти после попадания мяча в руку игрока «Уфы» Диего.

Те же эксперты не включили неназначенный пенальти в число сегодняшних ошибок воронежского рефери. И, хоть это скорее всего и стоило любимой команде победы в чемпионском матче, я склонен с этим согласиться. Поскольку игры рукой – именно игры – как таковой здесь не было. И объективности ради надо помнить о похожих ситуациях, в которые дважды этой весной попадал Игорь Смольников.  

В составе «Уфы» кстати мог бы сегодня сыграть и футболист, за игрой которого мы с Владимиром Москалёвым наблюдали субботним октябрьским вечером в 2008-м в Воронеже. Бывший амкаровский дублёр Павел Аликин в то время набирался футбольного опыта в Воронеже и забил в той игре мяч. Сегодня он по причине дисквалификации не смог помочь своей команде.

Вот такая вот история. С чемпионством, Зенит ;)!!!