10 мин.

Танцуй, Эсмеральда!

Она — чистейший изумруд, настоящий драгоценный камень посреди «Двора чудес» Парижа, грациозная уличная танцовщица, которая поистине считается гением чистой красоты мировой литературы. Цыгане, похитившие её, дали ей такое имя по названию бусинки, украшающей ладанку на шее, с португальского оно так и переводится, как «изумруд».Несравненная Эсмеральда... Это имя производило магическое воздействие на публику, которая едва услышав его, тут же устремлялась в сторону городской площади, чтобы только увидеть эту прелестную юную особу, похожую на ангела. Автор романа «Собор Парижской Богоматери» Виктор Гюго неоднократно подчеркивает, что при появлении Эсмеральды всё озаряется каким-то волшебным сиянием: «Она была словно факел, внесенный со света во мрак» Даже философ-скептик Гренгуар не смог сразу определить была ли она человеческим существом, феей или ангелом, настолько он был очарован ослепительным видением. Выросшая в толпе нищих цыган, она меньше всего походила на них, весь её облик сиял удивительным очарованием, непостижимой, неземной чистотой, которая возвышала её над бренной суетой. Излучающая жизнерадостность девушка давала уставшим от трудной жизни людям надежду, что есть на свете место истинной красоте, к которой внутри себя стремится каждая душа. Творческие деятели различных жанров, вдохновлённые колоритными героями Гюго, подарили миру целый спектр произведений искусства: множество экранизаций романа, художественные полотна, мультфильмы, популярный красивейший мюзикл, опера, балет и, конечно же, фигурное катание. Но как передать на льду печальную судьбу необычной уличной цыганки, осмелившейся провозгласить безусловную любовь в жизни, полной интриг, предательства, опаляющей страсти и донести до зрителя целую гамму драматических и лирических переживаний героев? С этой сложной задачей блестяще справилась ярчайшая прима мирового фигурного катания Алина Загитова, продемонстрировав, что пробирающая до глубины души история со страниц романа может так же проникновенно звучать и на ледовой арене, попав в руки по-настоящему талантливого мастера.

«Она была невысока ростом, но казалась высокой — так строен был ее тонкий стан. Она была смугла, но нетрудно было догадаться, что днем у ее кожи появлялся чудесный золотистый оттенок, присущий андалускам и римлянкам. Маленькая ножка тоже была ножкой андалуски, — так легко ступала она в своем узком изящном башмачке. Девушка плясала, порхала, кружилась на небрежно брошенном ей под ноги старом персидском ковре, и всякий раз, когда ее сияющее лицо возникало перед вами, взгляд ее больших черных глаз ослеплял вас, как молнией. Взоры толпы были прикованы к ней, все рты разинуты. Она танцевала под рокотанье бубна, который ее округлые девственные руки высоко взносили над головой. Тоненькая, хрупкая, с обнаженными плечами и изредка мелькавшими из-под юбочки стройными ножками, черноволосая, быстрая, как оса, в золотистом, плотно облегавшем ее талию корсаже, в пестром раздувавшемся платье, сияя очами, она казалась существом воистину неземным» Автор восхищается совершенно очаровательной, неординарной внешностью девушки, акцентируя внимание на завораживающей энергетике девушки, притягивающей внимание. Её воздушные телодвижения, обжигающее сияние лучезарных глаз, мягкий свет, исходящий от неё, свидетельствуют о безмерной внутренней силе, доступной лишь немногим, обладающим добрым сердцем и способностью к безусловной любви.

«Невозможно представить, что она кому-либо может сознательно причинить зло. Она из тех, кто без раздумий бросается на помощь тем, кто в этом нуждается, не думая о последствиях для себя: спасает от виселицы сочинителя мистерий Гренгуара, соглашаясь по цыганским законам признать его своим мужем на четыре года; она единственная из огромной толпы пожалела несчастного Квазимодо, умирающего от жажды у позорного столба, и дала ему напиться из своей фляги. Она была доверчива и в ней не было и тени фальши, поэтому она не могла распознать эти низменные качества в других и защитить себя от смертельной опасности»

Премьера Эсмеральды, поставленной хореографом Даниилом Глейхенгаузом для Алины Загитовой, стала ярким событием в мире фигурного катания. Интересная хореография, уникальное мастерство подачи образа, чувственная интерпретация музыки, глубоко проникающая в душу искренность, присущая как героине, так и самой исполнительнице нашли самый горячий отклик в сердцах зрителей. К сожалению, мы не смогли насладиться великолепной постановкой на льду в полной мере, не увидели её на спортивных турнирах, хотя было заметно, что она была задумана «на вырост», с возможностью доработки техники до соревновательного уровня. Но и без этого она была необыкновенно хороша и с точки зрения хореографии, и обилия сложных элементов, дорожек, вращений, и прыжковой составляющей. Программа и сегодня представляет живой интерес как для фигуристок, копирующих эффектные связки для своих выступлений, так и для публики, которая следит за творчеством Алины во многих странах мира и прекрасно ориентируется в роскошных образах , исполняемых ей на различных мероприятиях. Совсем недавно этот замечательный моно спектакль обрёл второе дыхание в прошедшем в Китае ледовом шоу, подарив и нам возможность в течение нескольких дней любоваться им на льду и повод поговорить о нём более детально. Лёгкая, изящная, харизматичная, потрясающе выразительная, чувственная, грациозно порхающая по льду Алина стала для китайского зрителя настоящим олицетворением великолепной Эсмеральды.

С самого первого движения фигуристки становится ясно, что события уже разворачиваются и зрителю остается лишь следовать за движениями танца, увлекающими в самую гущу событий. Хореограф здесь использовал тот же художественный приём, что обычно применяют в кино — действие начинается с определенного события в середине, а потом возвращается к началу. Для выступления в Китае немного была изменена начальная позиция , которая ранее располагалась у бортика катка, откуда Алина отталкивалась, движимая порывами отчаянья, здесь же сюжет закручивается прямо с центра ледовой арены.

Мне больше нравится первый вариант, но такая интересная находка постановщика была задействована в программе другой фигуристки, возможно, решили избежать момента само повтора, но впечатления это не испортило, а придало некоторую новизну программе. Да и Алина как приверженец индивидуальности на льду, никогда не изменяет себе в своем стремлении к совершегству и всегда оживляет образ своим видением, прислушиваясь голосу интуиции.

Обновленное платье благородного винного оттенка, переливающегося под софитами фиолетовыми бликами лунного света в исполнении Ольги Рябенко очень точно и гармонично дополняет образ и красиво подчеркивает изящную форму спортсменки. Но при этом оно не доминирует, оставаясь немного в тени мощной харизмы, природного артистизма фигуристки и ненавязчиво подчёркивает образ, постепенно раскрываясь в танце как бутон прекрасного цветка. Желание рассмотреть детали платья появляется лишь тогда, когда она с чарующей улыбкой и сияющими глазами идёт на поклон к зрителям. Создаётся шлейф долгого послевкусия, который оставляет за собой талантливое исполнение. Идеальный баланс и гармония во всём – это то, к чему стремится настоящий профессионал, следуя в направлении золотого сечения в искусстве. Хочется подчеркнуть ещё одну важную деталь: Алина, как правило, не шьёт к программе несколько платьев, не зацикливается на внешнем, не перебирает варианты, как бы украсить программу, чтобы она «заговорила». В этом тоже проявляется её творческая самодостаточность, внутренняя свобода, природная проницательность и умение достигать цельности и завершённости образа без лишней бутафории. Здесь и коренится ответ на вопрос - «искрит» ли исполнитель сам по себе?.. Алина искрит... искрит и пробивает энергетикой так, что болельщики часто говорят, что на неё хоть мешок надень, она всё равно явит миру изящную красоту и волшебство, каждый раз открывая невидимую на первый взгляд сущность простых вещей, поражающих воображение. Она сама в ходе повествования раскрывает красоту платья, придавая ему свою индивидуальность и сценический шарм.

Так, благодаря невероятной одухотворённости, пленительной музыкальности, гибкой внутренней пластике исполнительницы, рождается настоящее чудо, искусство на льду. Обволакивая пространство атмосферой, пропитанной шумом средневековых улиц, она вовлекает зрителей не только в центр событий, но и во внутренний мир своей героини и даёт прочувствовать трогательную красоту и нежность сердца хрупкой, юной Эсмеральды, готовой без раздумий пожертвовать собой ради других.

Кульминационные виражи в хореографии подчёркиваются изумительными вращениями, многооборотной либелой, всплески лирических отступлений обрамляют роскошный бауэр и длинная, тягучая спираль, виртуозная дорожка смотрится на одном дыхании. Красивый шпагат с зависанием в воздухе и высокий, воздушный тройной флип приводит зрителя в совершенный восторг! Без длинных заходов, видимых усилий, они так легко и непринуждённо исполняются, что ни капли внимания не отвлекают с сюжета!

Исключительная способность держать в танце цепочку непрерывности с сохранением красивых линий, шёлкового скольжения, силы энергетики, филигранной техники, чувственности исполнения - ещё одна сильная сторона мастерства Алины. Фигуристка без сомнения владеет проницательной художественной аурой, тонкими градациями чувствительности художника, которые превосходят восприятие и воображение обычного человека. На эти импульсы с удовольствием откликается зритель, которого она словно наделяет новым зрением, пробуждая в каждом индивидуально великое множество ярких переживаний. Реакция публики не заставляет себя ждать, когда Алина пролетает надо льдом, взрывая эмоции, оголяя тонкие струны души, по рядам часто проходит волна восторженных возгласов.

Немного жаль, что в Китае с программы пропал кусочек хореографии с эффектным элементом, который редко исполняется фигуристками ввиду его сложности. У Алины он является эталонным и с ним особенно красиво подчеркивалась самая высокая точка драматического момента в судьбе Эсмеральды. Но обычный зритель вряд ли заметил такие детали, язык танца на льду творил чудеса, выражая и муки любви, и боль предательства, надежду и отчаянье, осознание неотвратимости нависшей угрозы жизни и всепрощающую любовь.

Удивительное сходство исполнительницы с героиней считывается по многим ключевым аспектам и применительно к сегодняшнему дню. С первой встречи эти девушки из разных эпох покоряют своей необычной красотой, в которой внешняя сторона подсвечивается внутренней, создавая чудесное сияние, обе наделены редким талантом и это так сильно отличает их от обычных красавиц, что вызывает непреодолимое желание завистников найти в них мнимые пороки, наказать, спрятать, убрать с поля зрения...

Время стремительно идет вперед, а история о любви и предательстве, чести и достоинстве, о власти и бесправии, о душевной чистоте и поглощающих страстях остается актуальной и сегодня. Современность навязывает нам новые ценности и стандарты, тем не менее, вечные ценности остаются основой нашей жизни, помогая не заблудиться, вовремя понять, что действительно является определяющим в жизни. Хочется ещё долго наслаждаться истинной красотой, прекрасным, ярким образом, созданным Алиной на льду, историей, напоминающей о том, что самое важное в жизни—иметь доброе сердце и искреннюю душу. И когда она особенно тоскует по чистоте, вспоминается светлый образ уличной цыганки и душа неизменно просит: «Танцуй, Эсмеральда!...»