5 мин.

Бюджет «Ордабасы» 3,5 млрд тенге. А как же послание президента о сокращении финансирования?

2021 год заставил клубы КПЛ жить в новых реалиях: государство всерьез взялось за выполнение распоряжений из послания президента о сокращении финансирования профессионального спорта. Но четкие цифры государство не обозначило, в медиа мелькали лишь противоречивые детали: кто-то писал про потолок бюджеты для футбольных клубов в 800 млн, кто-то про сокращение финансирования в два раза. Забавно, что при этом правительство даже не попыталось ничего объяснить. Как это работает? Есть ли тот самый потолок? Почему в таких клубах как «Каспий» и «Кызыл-Жар» бюджеты наоборот только увеличились? Давайте разбираться.

Токаев не видит смысла содержать профессиональные спортивные клубы за счет государства

История с многомиллиардными хищениями в «Астане» обозначила большую проблему, на которую обратили внимание даже наверху. Так в послании президента перед самым завершением года было и про профессиональный спорт: «Необходимо обратить самое серьезное внимание на спортивный, творческий потенциал подрастающего поколения. В условиях дефицита финансовых средств нет смысла содержать профессиональные спортивные клубы полностью за государственный счет. Миллиарды тенге из бюджета государства и квазигоскомпаний расходуются неэффективно. Приоритет нужно отдать массовому спорту, физкультуре и, конечно, детям. В каждой области, крупных районных центрах следует открыть спортивные секции». 

Как видите, конкретных установок по ограничению суммы финансирования на команду, Токаев не дал. Есть задача обратить внимание на массовый спорт, при этом умерив аппетиты в профессиональном. Все было сказано в общих чертах. Посыл такой: государство заметило дыру в бюджете, дана точная установка ее подлатать. Но как ее зашить: методом латки, либо обычной вышивкой – каждый понял по-своему. 

Уже в 2021 году профессиональные клубы не досчитаются 22,2 млрд тенге

По заявлениям министра культуры и спорта Актоты Раимкуловой, сейчас правительство думает о целевом распределении денег в спорте. Министерство провело аналитическую работу вместе с местными исполнительными органами. Так, например стало известно, что в Казахстане на данный момент существует 98 профессиональных клубов. Все они финансируются за счет местных бюджетов. Некоторые из них также имеют спонсорские деньги из национальных компаний и частных предпринимателей. В прошлом году из казны на профессиональный спорт выделили 55,5 млрд тенге, половину этой суммы (27 млрд тенге) выделили на профессиональные клубы «Астана» из «Самрук-Казына». 

«В результате проведенного анализа было предложено снизить годовое содержание этих клубов. В два раза сокращаются эти средства, это порядка 22,2 млрд тенге направляется на массовый спорт, плюс к 14,7 млрд тенге, которые были уже выделены на массовый спорт местными исполнительными органами», –  уточнила министр. На том же заседании депутаты Мажилиса одобрили проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам физической культуры и спорта, направленный на развитие массового спорта и вовлечение населения в занятия физической культурой».

Что это за закон?

Важно понимать, что еще официальные поправки в закон не приняты, поскольку находятся на рассмотрении в правительстве. Последние изменения датированы апрелем 2020 года. И туда хотят внести часть информации о правильном финансировании профессионального спорта. В целом, документ на данную секунду представляет из себя перечень обязанностей местных органов власти необходимых для развития массового спорта в регионах.    

Тогда откуда взялась информация про 800 млн?

Это и есть отголоски того самого выступления Раимкуловой в Мажилисе. Спустя три дня после выступления министра спорта и культуры информацию про 800 млн добыли коллеги из Vesti.kz. И важно понимать, что ее на официальном уровне никто не подтвердил, она осталась слухом. Как пишут инсайдеры, в правительстве организовали рабочую группу для разработки методик сокращения финансирования профессиональных клубов. В качестве инструментов влияния предлагали введение потолка зарплат для игроков, не превышающий 1 млн тенге в месяц. 

А также ограничении бюджета клубов до 800 млн на одну команду (речь о хоккее и футболе). Есть подозрение, что сумма в 800 млн не была взята с потолка, поскольку столько акимат Алматы выделяет каждый год на «Кайрат». Но тут речь идет о частном клубе, где Кайрат Боранбаев лично закрывает дополнительные 4 млрд частных средств. А в Казахстане нет похожих команд. Согласно этой программе, в других видах спорта денег будет еще меньше – финансирование ограничится 300 млн тенге.      

Что с бюджетами клубов КПЛ прямо сейчас?

Один за другим клубы раскрывают бюджеты, и в большинстве случаем они не ограничены 800 млн. Исключение лишь «Жетысу», там приняли все буквально, даже хотят расформировать футзалный клуб и «Жетысу-Б». Главе ПФЛК Олжасу Абраеву пришлось даже писать личное письмо акиму Алматинской области. 

У бедных клубов КПЛ бюджеты чуть-чуть подросли, у богатых наоборот – уменьшились в 2 или 3 раза. К сожалению, мы не видим, как именно сработали новые финансовые правила. Пока правительство ничего не объясняет.

Для примера можно сравнить прошлогодние бюджеты и нынешние: 

«Жетысу»: в прошлом году 3,185 млрд тенге, в этом – 800 млн.

«Ордабасы»: 6,250 млрд, в этом – 3,5 млрд.

«Кызыл-Жар»: 1,07 млрд, в этом – 1,3 млрд.

«Каспий»: 1 млрд, в этом – 1,4 млрд.

«Тобол»: 3,2 млрд, в этом – 1,8 млрд.

Как видите, финансирование действительно сокращается, но единого потолка, кажется, нет (пример «Ордабасы» это подтверждает). Клубы пока пользуются тем, что закон официально не утвержден.  

1,4 млрд для «Каспия», Карпович возглавил «Кызыл-Жар», Тлешев вернулся в «Актобе». Вторая неделя подготовки клубов КПЛ к сезону

Газон «Астана Арены» – заколдованный! Там все еще нельзя играть, несмотря на сертификат ФИФА

Фото: Facebook/FCAstanaOfficialAktoty.raiymkulovapfc.ordabasy