4 мин.

Спортсмены, тренеры и родители. Что не хватает?

Чемпионаты мира, европы, этапы гран-при и кубка мира (вид спорта не важен) — победы и поражения. Когда совершается первое — это «давно ожидалось и все для этого делалось». Когда происходит второе — «нет желание выступать», «безответственность» и «должны, обязаны перед всей страной». В спорте давно в ходу выражение: «В победе заслуга всех, в провале виноват спортсмен». Это в большом спорте, а как в детском?

Последнее время много смотрю игры 10–16 летних спортсменов. Если коротко — они должны тренеру и другой раз родителю даже в большей степени.

Начинается баскетбольная игра и с первых секунд громовой голос тренера. В основном о том, как не то и не так делают его 11-летние игроки. Поймал себя на мысли: «На сколько его хватит?». Не хватило, вторую половину сидел и молчал. И это предвещало парням после игры бурю.

Смотрю другую игру, возраст ребят тот же. Рядом оказался папа лидера команды, который на протяжении всей игры (сил хватило) тоже громовым голосом давал указания, что и как делать, при этом моментально давая оценку происходящему.

В первом и втором случае ребята просто боялись мяча — страх сделать не так сковывал. Про интерес и удовольствие от игры говорить не приходится. Надеюсь, кто знаком с игровыми видами в этом возрасте, приведут не один десяток подобных примеров поведения тренеров и родителей. И еще. Ни разу не видел, чтобы по окончании игры тренер благодарил ребят за игру. А от родителей другой раз приходится слышать весьма нелестные эпитеты в адрес своих детей.

Считается, что такая жесткость в поведении старших формирует спортивный характер. Кто не выдерживает, тому в спорте делать нечего — это форма естественного отбора. Такое я прочитал у одного известного тренера. Не соглашусь. Критичность оценки действий спортсмена во время состязания, демонстративное выплескивания негативных эмоций по поводу его действий — не может способствовать мобилизации и актуализации когнитивных процессов.

Специально пошел смотреть баскетбольный матч «Единой Лиги ВТБ» «Зенит» — «Нижний Новгород», чтобы понаблюдать за поведением тренеров. И вот что увидел. По ходу игры оба наставника эмоционально, в рамках правил поведения, реагировали на действия игроков и судей. Даже при замене игрока, другой раз он не протягивает руку для хлопка ладонь в ладонь, показывая этим свое неудовольствие действиями подопечного. Во время же тайм-аута я не увидел ни одного критичного замечания по поводу того, что было в игре. Речь об одном — что делать дальше.

Не могу что-либо говорить о содержании оперативной установки на продолжение игры — я не тренер. Но каждый раз задаюсь вопросом, а сколько логических условий в том задании, которое дается игрокам?

Наблюдая и подсматривая за детскими тренерами, каждый раз насчитываю 7–9 логических условий, которые они должны выполнить. Это же невозможно! В такие моменты ребята испытывают давление множества стресс-факторов. Их мышление способно максимум на одно-два логических условия. И первое — это страх ошибки (см. выше). Именно он на первом месте, а второго может и не быть!

Сегодняшние родители непосредственно включены в занятие спортом своих чад. (Мои родители на второй год узнали, что я занимаюсь конкретным видом спорта — когда надо было им подписать бумагу, что они не против). Это не только родительские комитеты и присутствие на тренировках. Сегодня другой раз родители принимают решение о переходе к другому тренеру, о смене вида спорта. Я это знаю, потому что и родители и повзрослевшие дети обращаются с подобными вопросами к психологу.

И здесь возникают проблемы и трудности.

Во-первых, родители лучше детей, а иногда и тренеров, знают, что нужно их детям, но не знают, как это сделать.

Во-вторых, они приводят своего спортсмена за руку ‒ «На тренировках всё получается, на соревнованиях не получается ничего». Я смотрю на этого спортсмена и у меня чувство, что он пришел к стоматологу.

В-третьих, в ВК ко мне масса обращений родителей по поводу сомнений в успешности их детей. Приводят в спорт за здоровьем, но хотят прогноз их чемпионства.

В-четвертых, на предложение обсудить вопросы занятия спортом подростка в личном контакте (да, оплачиваемая консультация) возникает непреодолимая трудность ‒ оказывается, личная занятость не позволяет.

Я полагаю и тренерам, и родителям не хватает немного знаний о психологии. По телевизору услышал, что сегодня модно заниматься формированием психологической культуры.

Если есть желание узнать максимум, потенциал (свой или кого-то) — надо познакомиться с особенностями психики и психологии этого человека.

Вчера раздался звонок спортсмена с извинениями и просьбой о работе с ним. Два года назад мама привела его за ручку, 14-летнего мальчика выше себя ростом, успешного во всех отношениях. Было 2–3 встречи, и он пропал. Теперь появился. Спрашиваю, зачем тебе это? Оказывается, уже участвует в международных соревнованиях, а там многие работают с психологом. Что он понял, психолог нужен просто «по определению» — это слова 16-летнего школьника-спортсмена.

Всем успехов!

alt