3 мин.

«Надо бы лучше». Как не стоит оценивать свое выступление

Снова выходные, снова соревнования. Снова приходится говорить, что спорт — это неблагодарное занятие, где после успеха рано или поздно последует наоборот. Увы, но так и есть. Как-то я уже говорил, что большинство спортсменов всегда недовольны собственными результатами: «Надо бы лучше!»

Вот с чем мне пришлось разбираться на прошедшей неделе.

Баскетбольная команда впервые едет на чемпионат России, где выходит из группы и доходит до игр плей-офф. Но тренер и игроки недовольны — можно было бы лучше. Притом, что перед отъездом на турнир глаза у всех светились.

Фигуристка на тренировках исполняет каждый элемент, у нее все получается, но когда приезжает на соревнование одиночные прыжки делает отлично, а второй прыжок в каскадах смазывает. Подводит итог: «Местом довольна, катанием — нет». Другой фигурист на престижных турнирах постоянно находится в призерах, сезон для него в целом успешный. Самооценка сезона: «Можно было и лучше».

Стрелок по стендовой стрельбе с первым результатом проходит в плей-офф. Затем проигрывает серию за выход в финал, а после уступает и за 3 место. Его итог: «Суммой доволен, местом — нет».

Барьерист на первом шаге со старта первый, на первом барьере уже нет — недоволен.

Это всё конкретные спортсмены, их возраст — 10-27 лет, разряд — от второго взрослого до мастера спорта международного класса, минимальный стаж занятия спортом — 5 лет. Все относятся к категории успешных, перспективных и, главное, амбициозных спортсменов.

Конечно, в спорте никто не отменял девиз: «Быстрее. Выше. Сильнее». Но из этого не следует, что каждый старт — это личный рекорд и победа. А вот оценку деятельности надо дать и постараться это сделать адекватно своей подготовленности и тому, как справился со своими эмоциями.

После каждого соревнования проводим со спортсменами разбор полетов — так называемый дебрифинг. Первым делом всегда задаю один и тот же вопрос: «Доволен или недоволен»? Затем спрашиваю, что получилось, а что нет. При первом обсуждении этих вопросов получаю один и тот же ответ: «Недоволен! Ничего не получилось!»

При детальном обсуждении оказывается, что кое-что все же удалось. В дальнейшей работе вырабатываем правило: давая оценку своего выступления, обязательно называть одинаковое количество того, что получились и что не получились. Это идет в копилку памяти, что способствует или мешает успешности на соревновании.

После чего отсюда формулируется программа совместной работы со спортсменом по психологической устойчивости. Это вопросы контроля своего состояния и его регуляции. Адекватной оценки своей подготовленности. Проработка всех нюансов неопределенности на соревновательный период. И многое другое.

При этом надо понимать, что если спортсмен может не очень отдавать себе отчет, как происходит формирование его функциональной подготовленности («Об этом тренер должен думать»), то в отношении психологической подготовки без понимания и осознания что, как и для чего делается, ничего путного не будет. Если угодно, спортсмен должен осознавать значимость этой работы для него.

Некоторое время я работал с теннисисткой, которая училась в американской теннисной академии. Причина ее обращения ко мне была забавна. Психолог академии с ней не работает. Разбираемся. Оказывается, всем ученикам на месяц выдают тетради для ведения спортивного дневника. И на каждой странице там дают задание по ментальной тренировки — техника регуляции психического состояния. Так вот, психолог ни разу не поинтересовался, как у нее с этими тренировками. И она ни разу не обращалась к нему с вопросами по этому поводу. Но в вопросах психологической подготовки без активности и заинтересованного отношения самого спортсмена к этому ничего не получится. Спортсмен сам должен проявлять инициативу в работе с психологом.

Дело в том, что у каждого человека есть собственные приемы регуляции своего состояния. Они сформировались подсознательно, как механизмы самосохранения. Сознательная же регуляция психического состояния — это принципиально иной механизм. Овладение приемами саморегуляции строятся на сознательном вызывании чувств тепла, тяжести и расслабленности. Это позволяет сосредоточится на себе и качественно настроится на выполнение спортивного упражнения.

Все ниже приведенные примеры со спортсменами — это результат чрезмерного напряжения физических сил и психической энергии. Шестикратный чемпион Олимпиад Усейн Болт в книге «Быстрее молнии» неоднократно упоминает, что с 13 лет психолог учит его расслабляться.

От себя добавлю: никого не надо учить напрягаться, ведь это делает наше подсознание. А вот расслабляться все мы умеем не очень. В спорте это особенно проявляется. И этому надо учиться.