5 мин.

Что делала Исинбаева под одеялом? О психическом состоянии спортсмена

Продолжаем разговор о психологии победителя. Термин психическое состояние — самый распространенный сегодня в обиходе спортивных функционеров и тренеров (в том числе разные его производные — психофизическое, психологическое, психоэмоциональное и т. д.).

Но что это такое?

По сути, предметом деятельности спортивного психолога и является психическое состояние спортсмена. С ним он пришел к психологу со своими сомнениями и нереализованностью. В нём он находится в процессе подготовки к соревнованию, оказывается в ходе и после выступления.

Психическое состояние — это результат приспособления спортсмена к той ситуации, в которой он находится. В чем же заключается это приспособление? Все начинается с отношения к тому, что происходит. Оно заключается в личностной оценке значимости ситуации, оценке вероятности достижения желаемого результата. Следом включаются механизмы приспособления — биохимическая регуляция (процессы гомеостаза), физиологическая регуляция (изменение интенсивности соматических процессов), психическая регуляция (динамика и стабильность психических процессов регуляции исполнения). Наконец, в момент, когда сознание спортсмена уже контролирует ход развития событий, происходит психологическое управление деятельностью — сознательный контроль, то есть принятие решений и их реализация. К сожалению, последнее осуществляется не всегда. Более того, тренеры намеренно стремятся к тому, чтобы спортсмен все выполнял на автомате.

Но всё не так просто. Отношение меняется в зависимости от ситуации. Финал забега на 100 метров. Спортсмен настраивается на первое место — ситуация одна. На отметке 60 метров он понимает, что проигрывает. Ситуация другая — он бросает бороться.

Или фигурист срывает в начале программы четверной прыжок, после чего вся программа у него разваливается. На чемпионате России 2012 года у Евгения Плющенко такое начало было, но во второй половине программы он заставил себя сделать четверной прыжок.

Игорь Тер-Ованесян на Олимпиаду 1968 года приехал рекордсменом мира. Став уже серебренным и бронзовым призером ОИ, он собирался прыгнуть 8,50–8,60. Американец Роберт Бимон в первой попытке показал 8,90. В своей книге «Летящие над землей» Тер-Ованесян напишет: «Только после четвертой попытки я понял, что на Олимпиаде разыгрывается не только золото!» То есть до четвертой попытки — у него была установка выиграть, после изменения ситуации — занять достойное место. Тогда он стал четвертым.

А как происходит оценка ситуации и что учитывается при приспособлении к ней? Здесь два варианта. Первый, когда ход соревновательной борьбы контролируется сознанием. Тогда выполняется тактическая установка, внимание направлено на конкретные элементы техники или чувство, сопутствующее успеху. Идет адекватная оценка развития соревновательной борьбы — работает принцип «здесь и сейчас».

Елена Исинбаева на Олимпийских Играх 2008 года уже в звании двукратной олимпийской чемпионки заказывает рекордную высоту и с третьей (!) попытки её берет. А весь мир в течение полугода задается вопросом, что же она делала, накрывшись одеялом перед этой попыткой. А что она делала? Проводила сеанс самовнушения!

Второй вариант наступает тогда, когда спортсмена захлестывают эмоции, и он теряет способность сознательно контролировать развитие ситуации. В этом случае включается подсознание и ожидание того, что было в предыдущих случаях и какие будут последствия. В основном события идут по этому варианту. И как правило, тактические установки забываются — все происходит как происходит.

Психическое состояние начинается с отношения к происходящему. Что же учитывается при этом? Мы постоянно находимся между прошлым и будущим. Это так называемый предшествующий опыт. В спорте часто повторяются одинаковые ситуации. Неправильное выполнение элемента спортивной деятельности — негативный опыт, который каждый раз и всплывает в сознании в аналогичных ситуациях. А поскольку наше внимание способно концентрироваться на ОДНОМ элементе - то и выполняется. Это повторяющиеся ошибки — они есть у каждого спортсмена в любом виде спорта и устранение их чрезвычайно трудоемкий процесс. У баскетболиста есть место на поле, с которого он не будет бросать по кольцу. У фехтовальщика — неудобный соперник. У прыгуна в высоту конкретная высота, на которой находится планка. У гонщика проблемы с новой резиной пока она не станет не новой. И так далее. Это не просто сохраняется в памяти, а становится бессознательной установкой именно на такое выполнение.

Еще есть такая штука, как предвосхищение ситуации. Ориентация на конечный результат и «страх победы». Не буду называть фамилию биатлониста, который в преддверии последней Олимпиады на этапе Кубка мира лидирует в гонке и стоит две минуты на последнем выстреле. Спустя 40 секунд тренерская галерка начинает ему кричать: «Воздух-воздух». Спустя минуту многотысячный стадион начинает скандировать: «Выстрел-выстрел». А он стоит и выцеливает. Казалось бы, стреляй в воздух, беги штрафной круг и продолжай гонку. Он же находится на рубеже две с половиной минуты, мажет и бежит ещё двадцать пять секунд. А ведь мог выиграть гонку. В этом случае в подсознании актуально одно — ожидание провала. Это и есть страх победы.

Отец отечественной психологии спорта Авксентий Цезаревич Пуни 60 лет назад сформулировал три категории предстартовых состояний. Состояние боевой готовности, предстартовой лихорадки и предстартовой апатии. Первое — это адекватность приспособления к ситуации. Второе — чрезмерность эмоционального реагирования и потеря способности контролировать себя и свои действия. Третье — проявление «запредельного торможения», когда чрезмерность эмоционального реагирования сменяется механизмом торможения. В таких случаях говорят, что спортсмен «перегорел».

Психология победителя отличается способностью сознательного контроля и регуляции своего психического состояния. И опять же, надо понимать психическое состояние — это приспособление к ситуации. А то, как спортсмен будет относиться к критерию успешности своего выступления, так и включится первый или второй варианты приспособления.

В следующий раз можно поговорить о индивидуальных особенностях спортсменов и как это проявляется в приспособлении к разным ситуациям.

P. S. Кого интересует вопрос взаимосвязей таких феноменов, как функциональная подготовленность, функциональное состояние и психическое состояние можно почитать в моей статье «О психическом, функциональном и… других состояниях» в сборнике статей«Психология психических состояний» под ред. А. О. Прохорова. Казань, 2014. С.93–109