8 мин.

«Большунов дал интервью норвежцам, и я читаю: «Матч ТВ» в прососе. Ребята, это вы в прососе!» Тирада Губерниева о рейтингах биатлона и лыж

С Нового года биатлон задышал.

У сборной России в январе три победы и много хороших гонок, а внутри команды развивается несколько сильных сюжетов: трагедия и возрождение Логинова, перевоспитание Елисеева, прогресс Латыпова, Мироновой, Кайшевой. Но главной звездой сезона остается Дмитрий Губерниев – он эпатирует, раскрашивает и вообще держит, казалось бы, теряющий популярность спорт на плаву.

По словам комментатора «Матч ТВ», лыжные гонки, где у нас больше звезд, успехов и почти столько же эфирного времени, по-прежнему прилично отстают. 

Губерниеву тесно в телевизоре и телеграме, поэтому в паузе перед биатлонным чемпионатом мира он выдал развернутый монолог обо всем, что зацепило в последние недели: рейтинги, слабое место лыж, скандал с Большуновым и даже биатлонный Евро. Турнир второго эшелона, который стартует сегодня в Польше и половину которого не покажут. Не только в России – нигде: нет сигнала.

С Евро и начали.

***

– Я помню времена, когда биатлонный чемпионат Европы вообще не показывали, но в последние годы это хорошая традиция. И сейчас назло мамам все, кто придумал санкции против России, отморозили себе уши.

IBU заплатил полякам за показ двух дней, в которые пройдут пасьюты и смешанные эстафеты. Потом поляки сказали, что на другие два дня у них нет денег. IBU подумывал купить/компенсировать и за первые два дня, когда проходят индивидуалки и спринты, но сейчас с деньгами тяжело. Нет зрителей на трибунах, есть убытки и все прочее – так что биатлон не увидит четыре прекрасные гонки.

Невозможно представить, чтобы соревнования такого уровня не показали в России. А Польша? Вот вам и Польша. Оргкомитет и страна, которая принимает соревнования, должны хотеть. Зачем проводить турнир, половину которого никто и нигде не увидит. А где популяризация?

К слову, Европу прилично смотрели и на «России 2», и на «Матч ТВ»: наши там выступают хорошо.

На Кубке мира ситуация еще интереснее: по рейтингам биатлон бьет рекорды – и тут как раз спасибо нашей серии без побед. Вот это ожидание успеха – это невероятно. Плюс, конечно, наша скромная работа.

В воскресенье мы выходили час 10 минут – убрали новости, лишние программы, постояли в эфире между двух гонок – и зрители не ушли. Такого нет ни на одной футбольной студии, ни на одной хоккейной. Причем люди хорошо смотрели в декабре, когда у России не было ни одной медали.

В чем феномен? Прекрасный вид спорта, абсолютно непредсказуемый: ты наверху, а через минуту внизу. Плюс использование оружия – милитари-история в современном мире имеет ценность.

Мы ждем побед – люди понимают, что сборная не безнадежна. Даже самая неудачная гонка по рейтингам становится выше, чем «Спартак» – ЦСКА, «Спартак» – «Зенит», про европейский футбол я вообще не говорю, его смотрят плохо.

На телевидении считают не рейтинг (процент от всех телевизоров страны), а долю – процент от смотрящих телевизор в этот момент. Это главное. Почему не рейтинг? Потому что телевизор смотрят то больше, то меньше – сейчас много других каналов информации: интернет, соцсети и так далее – телесмотрение размыто, но у биатлона стабильная аудитория.

Три золота в биатлоне, выкосили даже женскую эстафету! За счет чего наша команда так прибавила?

Примечание от редакции: ниже – цифры победной женской эстафеты в Антхольце 23 января.

1) По данным, которыми пользуется «Матч ТВ», в аудитории «мужчины от 14 до 59 лет» доля аудитории достигала 15,6% – канал позиционирует именно этот сегмент как целевую аудиторию. 

2) Раньше целевой аудиторий «Матч ТВ» был сегмент «мужчины 18+». Если считать так, то доля добиралась до 18%;

3) Еще один параметр, который фиксирует «Матч ТВ», «вся аудитория 18». Пик этой аудитории в эстафете – 7,2%.

Кроме того в открытом доступе есть данные Mediascope. Цифры по всей стране на момент выхода материала еще нет, по Москве в сегменте «население 4+» у эстафеты доля 10,6%. 

Слушаем Губерниева дальше.

***

– Нам важнее процент от смотрящих – в биатлоне этот процент то больше 10, то меньше 10. Допустим, мы получаем цифру от повтора футбола – цифру весьма скромную. И мы ее разгоняем в 5-6 раз, иногда в 7. Мы не берем матч Россия – Канада на ЧМ по хоккею, не берем футбол Россия – Испания на ЧМ-2018, это особые случаи. Биатлон стабилен в смотрении.

В этом смысле я сильно переживаю за лыжные гонки. Меня расстраивает, что FIS и организаторы лыж почему-то не хотят быть такими же популярными, как биатлон. Вопрос в формате гонок – надо двигаться, надо делать картинку веселее, выбирать живописные места, что-то придумывать. Зайдите на сайт FIS – непосвященному человеку там вообще ничего не понятно.

В биатлоне мне перед каждым этапом присылают полные заявки всех сборных: все тренеры, весь сервис – я в курсе малейших изменений, кто приехал, кто нет, кто мажет лыжи норвежцам, это же важно.

В лыжных гонках я как-то попросил – и мне ответили: а зачем, это секретная информация. И когда я начал фотографировать эти листочки на телефон, меня прогнали, сказав, что я шпион. В биатлоне перед нами все: ты пришел – и все, что хочешь. Биатлон заточен на рейтинг, норвежским биатлонистам и в голову не могло прийти пропускать этапы, как это сделали лыжники.

С лыжами надо что-то делать. То же самое делает и федерация академической гребли: дикие паузы на соревнованиях – в прямом эфире показывать невозможно, зрители уходят. Огромные дистанции. Но логика такая: мы сэры, мы пэры, мы с университетскими традициями. Как гребли 200 лет назад, так и будем. И в лыжах то же самое – ортодоксальный подход мешает популяризации.

Чтобы лыжи подошли по рейтингам к биатлону, их надо показывать еще много лет – причем на всю страну и в том формате, что сейчас, когда с командой ездит корреспондент.

Лыжники, у вас короткий век – не тратьте время. Сергей Устюгов, готовясь к Олимпиаде, отказывал всем, обложкам журналов. Закончилось тем, что он не поехал на Олимпиаду, профукал шанс быть звездой номер один. И потом появился Большунов.

Возвращаясь к истории вокруг Александра в эстафете. Вот Женя Белов, за которого мы сильно переживали в 2018-м – человек плакал, что не поехал на Олимпиаду. Плакала его семья. И сейчас Женя Белов рассказывает: я поддерживаю Большунова, надо финнам по морде надавать. Ребят, вы нормальные? Вас на Олимпиаду не пустили, а вы собираетесь разбираться как в подворотне? Правильно сделали Вяльбе и Большунов, что извинились: мы должны жить в этом социуме и вести себя соответствующе.

«Нужно подходить по-русски и давать в морду». Реакция лыжников на гнев Большунова: отец и Вяльбе – поддержали, норвежцы – осудили

Я понимаю, на Большунова навалилось: упал за день до этого, в эстафете не ехали лыжи.

Но я абсолютно согласен с Вадимом Мелиховым: кто впереди, тот и прав – впереди был финн. Он действовал на грани фола, но бить на дистанции не позволено никому. И потом у нас начинается вот это «можем повторить»… Ребят, идите вы в жопу с «можем повторить». На дистанции надо повторить. Взять Наташу Непряеву – ох как жестко ведет себя на дистанции, соперницы отлетают. И ничего, это нормальная борьба.

И тот же Большунов мог очень серьезно записать себе эту ситуацию в плюс, если бы вышел на камеру и дал интервью. Сразу и для страны. Мы все за него впряглись: сюжеты по всем каналам, Саша-Саша. Но мы проигрываем эти моменты медийности. Для Большунова, наверное, события на дистанции это вопрос жизни и смерти, но для людей это попкорн – в биатлоне это есть, в лыжах нет.

Я вижу, что Большунов дал интервью NRK, и читаю в комментах: «Матч ТВ» и Губер в прососе! Ребята, да это вы в прососе, потому что Норвегия это интервью увидела и услышала, а Россия нет – хотя говорит лидер сборной России.

Кто главный спортсмен страны? Большунов проиграет не только Кокорину, но и Загитовой с Аршавиным. У нас народ голосует за людей, которые закончили уже. Большунов должен быть звездой первой величины в стране, но этого нет.

Что касается рейтингов лыжных гонок, то если биатлон стоит вначале, а лыжи следом, то лыжи стараются догонять: 80%, иногда 90% от биатлонных цифр – биатлон сильно разгоняет. Если лыжи стоят отдельно, то в два раза хуже. Но мы эту ситуацию будем менять с Легковым на чемпионате мира.

Биатлон самодостаточен и великолепен. В эфире я попросил, чтобы на мой инстаграм подписались две тысячи человек – там не хватало до полумиллиона. За рекламу, которая шла минуту, пришли 12 тысяч.

Я понимаю, что это не обязательно мои фанаты. Жизнь сложная, и для многих соцсети – это возможность выпустить пар, в том числе на мне. Люди кайфуют от того, что у них есть возможность меня послать, сказать, что я говно. Это и есть движуха, которой так не хватает лыжам.

P.S. Ближе к чемпионату мира по биатлону (стартует 11 февраля) Губерниев зарегистрируется на Sports.ru, чтобы регулярно общаться с вами в комментариях.

Фото: Instagram/guberniev_dmitry; Gettyimages.ru/Laurent Salino/Agence Zoom