6 мин.

Вместе с Дельфином вспомнили клип «Весна». Там великие кадры Олимпиады-80: слезы на трибунах, прощание с мишкой, факелоносец в трусах

5 минут ностальгии.

40 лет назад, 19 июля 1980-го открылась Олимпиада в Москве.

В рамках ностальгического сериала Sports.ru – яркая и редкая для российской культуры отсылка к Играм-1980: клип Дельфина на пронзительный трек «Весна».

5-минутный ролик, полностью состоящий из кадров открытия и закрытия Олимпиады, вышел в 2004-м, опубликован на официальном канале Дельфина в 2008-м – сейчас у него 5,7 млн просмотров. Не так много по современным меркам, но если вы хоть немного следили за русской музыкой середины нулевых, то точно узнаете «Весну».

Мы связались с Дельфином (Андреем Лысиковым) – не только исполнителем, но и автором идеи и режиссером клипа; ребенком он даже сходил на соревнования на Играх-1980.

***

– Вы рассказывали, что клип и трек подошли друг другу эмоционально. Под какую идею искали/планировали видео?

– Идеи к клипу как таковой не было. Может, есть авторы, которые больше работают от идеи – я в основном работаю от ощущений. Мне показалось, что кадры с олимпийским огнем, с мишкой и сама песня – звенья одной цепи. Сложился паззл – и это сработало.

– Кадры с открытия и закрытия попались в ходе поиска?

– Совершенно случайно – то ли я увидел на ТВ советскую кинохронику, то ли еще как-то обнаружил, но точно не искал специально.

Мы вообще предполагали снять постановочное видео, вкладывали деньги. А потом мне попался на глаза советский фильм, который я смотрел когда-то в юности. Это документальный срез про Олимпиаду, про то, что происходило в Москве: не только открытие и закрытие Олимпиады, но и кадры из города, приезд спортсменов. Но апогей – конечно, церемония прощания.

И я понял: вот оно, надо только чуть-чуть доработать специально для песни. К счастью, конкуренции идей не было. Если есть конкуренция, то есть и сомнения, а это придает неуверенности в себе. Хорошо, что мы не нашли ничего другого, так или иначе подходящего к этой песне.

– Вы указаны режиссером клипа – монтировали самостоятельно?

– Скорее, принимал активное участие при помощи обученных людей. Это не первый мой опыт, я вообще увлекаюсь домашними видеозарисовками и монтажом.

– В комментариях к ролику на ютубе популярна версия, что клип символизирует вашу тоску по СССР. Хотя бы отчасти это так?

– Что угодно, но только не это. Для меня паззл видео и песни – в трогательности, в эмоциональности происходящего. Мой любимый эпизод: когда женщина роняет слезу, прощаясь с мишкой – как в песне, так и в клипе сильно ощущение потери, чего-то абсолютно невозвратимого.

Если честно, я не смотрел «Весну» сто лет, но когда вспоминаю про нее, то первое что возникает перед глазами – почему-то человек в трусах, бегущий с факелом.

– Ребенок, уснувший на плече у матери на трибуне, – это какой-то важный символ? На нем сделан фокус почти на полминуты.

– Просто красивый кадр, здесь нет никакого подтекста. На мой взгляд, в этом и интересность происходящего в художественных произведениях: когда все хорошо складывается, произведения начинают играть. И, казалось бы, простые вещи сразу обретают смыслы – хотя изначально их, может, и не было. Люди, интерпретируя произведения, сами оживляют эти смыслы.

Вы обратили внимание на ребенка, что-то можно прочитать в рецензиях на клип – все это интерпретации и догадки. Я недавно смотрел фильм про художников на канале «Культура» – критики рассказывали, объясняли, почему у Моне картина написана именно таким образом. Они нашли тысячу смыслов, почему все так и сяк. Хотя, думаю, когда Моне писал картину – вообще об этом не задумывался. И так везде – в музыке, литературе, живописи.

– Более-менее любой клип из 2004-го сейчас выглядит устаревшим – снят не современно, по-другому. Кадрам «Весны» вообще 40 лет, но почему-то нет ощущения старины.

– Это магия хорошего документального кино: заслуга не моя, а человека, который снимал. Он оказался в нужное время в нужном месте, сделал достойные кадры, в которых точно запечатлено время. Эти кадры не могут стать лучше, хуже или устареть – в каком-то смысле они вечные.

– Как вы получили права на использование этого видео?

– В то время у меня был контракт с Universal – они сделали запрос в Госфильмфонд, и мы просто выкупили все нужные для клипа кадры.

– На момент Олимпиады вам было почти 9 лет – помните что-то из Москвы-80?

– Мы с мамой остались в Москве и даже сходили на соревнования – кажется, на спортивную гимнастику, и меня это так поразило…

Уличная обыденность была настолько серой, абсолютно никчемной по сравнению с этим спортивным праздником. Внутри очень много света, яркие цвета спортивного покрытия, которые я раньше не встречал, сами гимнасты… Я вышел из спорткомплекса с ощущением большого праздника – и снова оказался в советской действительности.

Странные ощущения: я ребенок, толком не осознаю, что вообще происходит, но мне не по себе от контраста. Я просто не представлял, что может быть вот так – как только что увидел на соревнованиях.

– Было понимание, что страна принимает нечто грандиозное – не просто соревнования?

– Я этого не осознавал, даже не пытался. Конечно, я знал, что такое Олимпиада, что приедут спортсмены из разных стран, но не проникся этой историей. Запомнилась именно красочность на соревнованиях – это одно из сильнейших впечатлений моего детства.

40-летие Олимпиады в Москве на Sports.ru:

«Распад СССР – эйфория: люди дождались независимости». Интервью звезды Олимпиады-80, гимнастки Нелли Ким (в ее честь назвали Нелли Фуртадо)

Не все в США поддерживали бойкот Олимпиады-80: спортсмены рвались в Москву – и президент Картер извинялся, вручая альтернативные медали

«Зачем нам этот скипидар с лимонадом?!» Кока-кола пришла в СССР с Олимпиадой-80, а вот «Макдак» сорвался – в бургерах видели растление

Культ Олимпиады-80 в СССР: одеколон-мишка, светильники из бракованных факелов и жвачка с символикой (сейчас ее можно купить за 4500 рублей)

Фото: личный архив Дельфина