7 мин.

Первый пошел

Координаторы всяческих местных расписаний почему-то решили, что журналисты, живущие в нашей гостинице, захотят позавтракать в 6 утра, а в 7 часов уехать на стадион при начале утренней программы в 9. Когда вчера я в 2 часа ночи закончила писать материалы по итогам первого дня, стало ясно что это – не вариант. Но варианты на утро все равно оставались – ходьба или квалификации на стадионе. Второй вариант был заманчив – сегодня начинали свои выступления Елена Исинбаева, Светлана Феофанова, Екатерина Мартынова, а также целый ряд зарубежных звезд – Джетер, Кэмпбелл-Браун, Меррит. Но я все же выбрала ходьбу – этот вид легкой атлетики я «живьём» не видела ни разу, да и хотелось посмотреть, как Россия завоюет первую медаль.

Старт у ходоков располагался там же, где и у марафонцев – у парка Гукче-босан (сам парк можно увидеть на кадрах церемонии награждения).  А вот трасса не такая живописная: она представляет собой двухкилометровый круг. Вернее даже не круг, а отрезок прямой дороги в режиме «туда-обратно», который нужно преодолеть 10 раз. Знающие люди говорят, что резкие повороты очень сильно «забивают» ноги и особенно это чувствуется на дистанции 50 км. Зато для зрителей такой формат намного удобнее, потому что не нужно долго ждать появления спортсменов на горизонте. Зрителей, как мне показалось, было поменьше, чем на марафоне, хотя среди ходоков даже был один кореец. А самый большой барабан сегодня был у китайцев. Причем, это были не болельщики, а представители делегации. Их барабан был так велик, что на нем можно было сидеть.

Самое интересное место для просмотра ходьбы – у пункта питания. Там можно немножко подслушать, что тренеры подсказывают своим подопечным. Так что мы разместились за ограждением за спиной тренеров нашей команды Виктора Чегина и Сергея Никитина. Пункт питания – это столик с национальным флагом, на котором стоят бутылочки с водой или спортивными напитками. Или спортивным питанием, хотя на ходьбе на 20 км этим мало кто пользуется, а вот марафонка Барруш из Португалии вчера полдороги бежала, заткнув пакетик с гелем-энергетиком за резинку плавок. За столиком стоят тренеры и, когда спортсмены проходят мимо, подают им нужные бутылочки и сообщают нужную информацию. А может спортсмену кепочка понадобится или очки – это тоже можно получить у тренера.

Попив, спортсмен выбрасывает бутылочку и отправляется дальше. Некоторые сборные пользуются специальными спортивными напитками, приготовленными индивидуально, наливают их в именные бутылочки, подписывают по километрам. Так что тренер, разыскивающий вдоль трассы выброшенную индивидуальную бутылочку – обычная картина. Наши ребята пили обычную воду. В принципе, воду и мокрую губку можно взять чуть дальше по трассе, на пункте освежения, но у тренеров вода гарантированно холодная: бутылочки стоят в ведрах со льдом.

Когда итальянец с японцем ушли вперед чуть ли не на втором кругу, мы не слишком забеспокоились, вспомнив, как не любят судьи технику итальянца. Но время шло, а отрыв только возрастал. Тренеры сохраняли внешнее спокойствие, но когда россияне проходили мимо них казалось, что все-таки такой отрыв в планах не стоял. Чегин все время призывали ребят активнее догонять лидеров. Тем временем, посыпались судейские замечания. На трассе есть специальные судьи по стилю, которые могут показывать спортсменам желтые карточки с галочкой (согнутое колено) или волной (фаза полета). Каждое такое замечание судья вносит в специальный бланк («записку») и отдает судье на велосипеде, который доставляет их главному судье. Три записки – красная карточка.

На наших глазах, прямо неподалеку от пункта питания Борчин за пару кругов увидел перед собой три желтые карточки. Мы не были уверены, что все они предназначаются ему, а не идущему рядом китайцу, но забеспокоились. Оказалось, что это были просто предупреждения, записки Борчин не набрал ни одной. А вот Рубино получил две записки, сбавил ход, отстал от японца, но не помогло – третья желтая карточка его вновь настигла. Справедливости ради, стоит заметить, что при желании фазу полета можно найти у каждого спортсмена, на огромном количестве профессиональных фото с ходьбы бег демонстрируют больше половины спортсменов. Но некоторые периодически теряют над собой контроль. А иногда бегут специально, когда никто не видит. Говорят, если соревнования по ходьбе проходят с финишем на стадионе, то в темном коридоре, проходящем под трибунами, судей никогда нет, и там бегут все.

Но оставим вопросы техники на откуп профессионалам в этом деле. На трассе наша небольшая компания российских журналистов и представителей федерации выполняла важную роль: мы выступали от имени всех российских болельщиков:громко кричали «Рос-си-я», «Ва-ле-ра» и «Во-ло-дя». Ну и Стасу с Сергеем тоже кричали, но у них не такие удобные имена. Канайкин после финиша признался, что отлично нас слышал. Да и на трассе он, казалось, наших криков немного пугался и опасливо косился в нашу сторону, проходя мимо.

Как сложился финиш, вы уже знаете, счастью ребят и тренеров не было предела. Конечно, если бы, например, Стас Емельянов «зашел» в медали, было бы ещё радостнее, но Стасу сегодняшние соревнования дались тяжело. После финиша он упал, а Борчин с Канайкиным бросились его поднимать и приводить в чувства. Ну а потом было много всяких приятностей – награждение, пресс-конференция, где ребята не уставали засыпать благодарностями тренеров, журналистов, болельщиков. А колумбиец Луис Лопес или так сильно устал, или был недоволен бронзой, но говорил он как-то тихо и печально, пряча глаза под козырьком кепки. На самом деле Луис – национальный герой, он завоевал первую в историю медаль чемпионата мира для Колумбии. Но он заявил, что ехал и в Берлин в 2009 году, и в Тэгу за чемпионством, и оба раза ему пришлось признавать, что Борчин сильнейший в мире.

Каждый день перед вечерней программой в пресс-центре проходит брифинг «Story of the day», где Стив Крэм с приглашенным экспертом обсуждают возможный исход главного финала дня. Сегодня этим финалом, безусловно, была мужская стометровка. Приглашенным экспертом выступал Морис Грин. После забегов он изменил свое мнение, признав, что фаворитом является Болт. «После первого круга я поговорил с Усэйном. Он сказал, что в течение нескольких недель с последнего старта он чувствует себя школьником. Он пересматривал свои рекордные забеги в Берлине и Пекине и понял, что сейчас делает что-то не так. И упорно работал, чтобы это исправить. Это пошло на пользу». Грин предсказал следующую тройку: Болт, Блэйк, томпсон. А время победителя – 9.70-9.75. Также Морис дал Усэйну заочный совет: стать посерьёзнее, получше поработать над питанием, учиться лучше концентрироваться. На вопрос из зала о том, сильно ли поможет диетолог росту результатов спринтера, немного пополневший в последнее время Грин рассказал, что в тот год, когда он начал работать с личным специалистом по питанию, он установил мировой рекорд.

Прогнозам Грина сбыться было не суждено, Болт сделал фальстарт. Такого массового шока этот стадион ещё не видел. Болт, конечно, отказался от всех пресс-конференций и интервью, даже не стал общаться с менеджером. В интернете уже пылает дискуссия о том, насколько глупо правило одного фальстарта, от которого сегодня пострадал также Дуэйн Чемберс и ирландская бегунья на 400 м. Ато Болдон даже предсказал новое обсуждение власть имущими этого правила ещё до конца чемпионата (и, кстати, был прав). Глупо – не глупо, но такой опытный спортсмен как Болт не должен был допускать настолько явной ошибки. Объяснить её несложно. Вот так это, например, сделал Ким Коллинс: «Он просто очень хотел победить. Он знает, что старт может его подвести, поэтому он пытался сделать его как можно лучше. Давление общественности взяло свое над нервами». Йохана Блейка можно не только поздравить, но и пожалеть. Все будут говорить, что он выиграл только потому, что не было Болта. Добрая половина вопросов, заданных журналистами в микст-зоне, была именно про этот фальстарт. Ответ был один: «Я сейчас очень счастлив. Я стал чемпионом мира. И я просто хочу насладиться моментом. На Болта и фальстарт внимание не обращал, концентрировался только на своем беге». Грин вчера был прав, этот парень никого не боится.

Для России вечерняя программа увенчалась успехом – серебром Ольги Кучеренко. Дарья Клишина на пьедестал не попала и скрылась из микст-зоны почти незамеченной – перелезла длинный зигзагообразный забор, вдоль которого должны проходить все спортсмены по пути в колл-рум. Не нам её судить, но хочу отметить, что ни Фанми Джимо, которая сделала три заступа и рыдала на стадионе, ни расстроенная Дарья Пищальникова, ни разочарованная третьим место в забеге Саня Ричардс с глазами на мокром месте, ни дисквалифицированная за фальстарт ирландка, не стали избегать общения с прессой. Антонина Кривошапка, также не прошедшая в финал напрямую, даже успела пошутить, что забавно будет, если они с Ричардс обе, призеры прошлого чемпионата мира, останутся без финала. Но все сложилось удачно, и уже завтра мы увидим их в финале. Пожалуй, это будет один из самых захватывающих финалов дня.

А утром нас ждет Бланка Власич и Дик Фосбери. Правда, не на стадионе, а в пресс-центре adidas. Посмотрим, какой прогноз они сделают на прыжки в высоту!