6 мин.

Призер чемпионата Европы в марафоне Дмитрий Сафронов: «100 км пробежать смог бы, почему нет?»

В опросе Фан-Зоны RusAthletics «Главный сюрприз чемпионата Европы» после мужской эстафетной команды 4х400 м второе место уверенно занимает Дмитрий Сафронов. Мы действительно не ожидали индивидуальной медали в мужском марафоне. Может быть, дело в том, что мы просто упускаем эту дисциплину из виду? Действительно, на страницах нашего сайта намного чаще можно увидеть информацию о дисциплинах, проводящихся на стадионе, и о спортсменах, их представляющих. Ну что ж, будем исправляться! Сразу после чемпионата Европы мы пригласили Дмитрия в гости и узнали у него, как тренируются и достигают успеха настоящие марафонцы, и, конечно поговорили о завоеванной им в Барселоне медали. Завершили нашу беседу мы, по традиции, дискуссией на тему популяризации легкой атлетики в России.

- В большинстве остальных дисциплин легкой атлетики сезон достаточно четко делится: зимний и летний соревновательный сезоны со своими подготовительными периодами и 1-2 крупных официальных стартов в год. В марафоне есть нечто подобное?

В марафоне все примерно так же. Единственная разница в том, что в других дисциплинах, которые проходят на стадионе, у тебя какой-то старт может не получиться в силу каких-то причин. И есть возможность буквально через несколько дней на следующем старте реабилитироваться. А в марафоне, к сожалению, так не сделаешь. Если марафон не задался или спортсмен сошел, то не удастся принять участие в старте через неделю, следующий шанс может представиться чуть ли не через полгода. В этом сложность, поскольку подготовка, в целом, занимает очень длительный период, требует немало сил, да и финансовых ресурсов.

- Кстати, в финансовом плане, как ты считаешь, марафон сопоставим, например, со спринтом или, может быть, даже выгоднее?

Все зависит от того, какой у спортсмена уровень, иначе сложно сравнивать. Если взять спортсменов самого высокого уровня в марафоне и спринте, то, я думаю, что марафон – самый высокооплачиваемый вид легкой атлетики. Конечно, заработанные суммы сильно зависят от того, кто твой менеджер. В любом случае, на крупных марафонах за приезд полагаются солидные суммы, насколько я знаю. Условия участия заранее оговариваются, и спортсмен уже знает, что при худшем варианте получит одну сумму, при лучшем – другую.

- Как выглядит твой тренировочный режим в подготовительный период, когда ещё не слишком близко соревнования: сколько тренировок в день, в неделю?

В подготовительный период тренируюсь, в основном, два раза в день, иногда бывают дни отдыха, иногда одна тренировка в день. В среднем получается порядка 12 тренировок в неделю.

- А сколько получается километров в неделю?

Где-то от 180 до 200 и больше.

- Когда на соревнованиях бежишь марафон – это больше двух часов. О чем думаешь в это время? За два часа столько мыслей можно успеть передумать!

Сначала ни о чем не думаешь, а на второй половине дистанции мысли уже непосредственно про бег, прикидываешь в голове, на каком месте можешь быть, смотришь, кто из соперников рядом.

- А на тренировках?

На тренировках думаю об абсолютно разных вещах. Иногда просто какая-нибудь музыка в голове крутится.

- С плеером не бегаешь?

Нет, с плеером не бегаю. Потому что когда бегу с плеером, не чувствую скорости, могу бежать как медленнее, так и быстрее запланированного. Считаю, что это не совсем правильно.

- Как ты считаешь, каковы моральные и физические характеристики идеального марафонца?

Я не видел среди хороших марафонцев нервных людей, как правило, все достаточно спокойные люди. А по поводу физических данных – есть абсолютно разные марафонцы. Есть примерно такие, как я, высокие и худые, а есть, наоборот, более низкие и крепкие ребята.

- Ты действительно на фоне остальных марафонцев смотришься высоким. Не мешает тебе твой рост?

Вообще, да, считается, что не должен марафонец обладать таким ростом, но я же ничего не могу с этим поделать.

- Ты начинал с более коротких дистанций?

Да, и не могу сказать, что больше их не бегаю: 5000 м, 10000 м. Например, 10000 м на стадионе – очень интересная дистанция. Хочу пробежать её из 28 минут.

- Во сколько лет ты начал заниматься спортом?

Очень рано. У меня родители бегали, так что потихоньку я начал бегать лет с 6. А более-менее серьёзно стал тренироваться, когда закончил школу, лет в 18.

- Сразу выбрал длинные дистанции, по примеру своего папы? (Отец Дмитрия, Олег Сафронов, также бегал 1000 м и марафон – прим. Фан-Зоны)

Да, у меня и скорости особой не было, так что не стоял вопрос о выборе специализации.

- А почему все-таки марафон, а не та же «десятка»? Как ты на это решился?

Я с детства хотел его бежать. Марафон – достаточно специфичный вид, и тренироваться интересно, и после удачного старта очень приятно на душе. Да и финансовом плане – этот вид все-таки оплачивается.

- Насчет более длинных дистанций не думал? Твой тренер (Дмитрия вместе с отцом, Олегом Сафроновым, тренирует экс-рекордсмен России в марафоне Леонид Швецов – прим. Фан-Зоны) несколько раз принимал участие в супермарафоне, не хотел бы пойти по его стопам?

Он выступал только на Comrades, и, как он сказал, мог бы и 100 км бежать, может быть даже и рекорд мира установить на этой дистанции. Но эти пробеги очень тяжелые, требуют огромных энергозатрат, но, при этом, не слишком хорошо оплачиваются. У меня, честно говоря, и в мыслях нет участвовать в супермарафонах в ближайшее время. Может быть, когда-нибудь поучаствую в Comrades, как Леонид. Но это, опять же, скорее финансовый вопрос, чем спортивный.

Фото: http://www.marathon.se

- Но чисто физически ты смог бы пробежать 100 км?

Да, смог бы, почему нет.

- И в России, и во всем мире, марафоном и бегом на длинные дистанции занимается намного больше людей, чем спринтом, не на профессиональном уровне, а на любительском. А внимания стайерам уделяется намного меньше. Не обидно?

Да нет. Я, честно говоря, вообще не люблю, когда слишком много внимания к моей персоне.

- А если говорить в целом, мы же занимается популяризацией легкой атлетики. У нас немало тех, кто занимается в клубах любителей бега, бегает трусцой в парке. Что можно сделать, чтобы популяризировать легкую атлетику как вид спорта?

Мне кажется, это тяжело сделать. У нас же футбол – «спорт номер один». Он уже с детства засел в умах людей, если спорт – то это футбол. Может быть, нужно сделать, как в Америке. Там очень много сильных атлетов, которые заметны уже со школы, показывают высокие результаты, знают, что после школы поступят в сильные университеты. Но их родители уже не будут платить бешеные деньги за учебу (год обучения в приличном университете стоит порядка 40 тыс. долларов), ведь спортсмены получают стипендии и могут не зависеть от родителей. У нас такого нет и, наверное, не будет. Нужно работать над менталитетом наших соотечественников. Если спросить у детей, кто такой Юрий Борзаковский, наверняка окажется, что мало кто знает, что у нас есть звезда такого масштаба, но зато любого футболиста назовут. Нужно чтобы спортивные газеты чаще писали о других видах спорта, а не о футболе, даже не обязательно о легкой атлетике, транслировать разнообразные соревнования, больше внимания уделять спортсменам. Чтобы дети видели, что если они займутся спортом, то смогут определенных вещей добиться в жизни.

Беседовала Елена Дьячкова

Полную версию интервью, в котором мы также обсудили восстановление после соревнований, питание марафонцев во время тренировок, перед соревнованиями и во время марафона, особенности подготовки бегунов на длинные дистанции в российских условиях и, конечно, чемпионат Европы в Барселоне, читайте на Фан-Зоне RusAthletics