7 мин.

С каждым движением в такт меняем жизнь, или не отрекаются любя

Всем хорошего и доброго начала новой наступающей недели!

Хотелось бы поговорить сегодня о таком термине в фигурном катании, как пресловутая «музыкальность», которым очень любят оперировать обычные болельщики для того, чтобы использовать «последний аргумент» в защиту своих любимых фигуристов, либо принизить мастерство тех, с кем по технике их "любимкам" бороться было бы очень сложно. Возьмем, к примеру, расхожий миф о том, что Александра Трусова, наша «русская ракета» и, фактически, на данный момент единственная в мире мультиквадистка, «ничего, кроме прыжков, не умеет», «совершенно не слышит музыку» и «не умеет ее выражать». Подать такое мнение под видом авторитетного – проще простого, ибо музыку, на самом деле, «не слышат» подавляющее большинство зрителей фигурного катания, в темпах/ритмах/акцентах мало что понимают, и доказать наличие или отсутствие музыкальности у того или иного фигуриста, используя факты, крайне тяжело. Так что, если с прыжками Саши поспорить очень трудно, отличное скольжение тоже видят все, кто хотя бы более или менее разбирается в фигурном катании, то абстрактные «музыкальность» и «выразительность» – как раз единственные соломинки, за которые пытаются ухватиться противники Александры и, что самое печальное, некоторые представители ФК-бомонда, аргументируя этим заниженные на фоне других фигуристок оценки за компоненты.

Попробуем сегодня исправить эту ситуацию и, используя все возможные в данном случае объективные аргументы, опровергнуть эту чудовищную ложь о «немузыкальности» Саши Трусовой.

Для начала, давайте разберемся в том, что же такое эта «музыкальность» и каковы ее критерии в фигурном катании.

Берем определение: музыкальность – это способность воспринимать музыку и воспроизводить различия в аспектах музыки. Двумя важнейшими задатками в развитии музыкальности являются музыкальный слух и чувство ритма, причем для танцоров и фигуристов именно чувство ритма имеет решающее значение.

На простейшем (первом) уровне наличие чувства ритма выражается в способности спортсмена производить определенные движения строго в удары заданного, четкого, неизменного ритма. В этом «попадании в удары» очень большую роль играет не только умение спортсмена слышать эти удары (музыкальные акценты), но и наличие у него соответствующей физической и технической подготовки для того, чтобы тело успевало «отвечать» на заданный ритм. К примеру, если мы берем ФК, спортсмен должен обладать хорошей прыжковой техникой для того, чтобы успеть подготовить прыжок и прыгнуть именно в акцент или выехать в нужный акцент из прыжка, хорошим легким скольжением, чтобы успевать к нужному моменту в нужное место своей хореографии, хорошей техникой вращений, чтобы успевать в акценты менять позиции во вращениях или додерживать их до нужного момента в музыке и т.д. и т.п. То есть, высокий технический уровень необходим для высокого уровня музыкальности. Не бывает такого, что фигурист тяжело катит, медленно вращается или неуверенно заходит на прыжки, но «зато он хорошо слышит музыку». То есть, слышать-то он может и хорошо, но вот выразить ее на льду у него средств не хватает.

На следующем (втором) уровне развития спортсмен должен хорошо слышать и выражать именно акценты в музыке, большинство которых приходится на сильные доли такта. В этом случае хореография считается наиболее музыкальной: если большинство акцентов в ней разложены по сильным долям (это самый первый удар в такте) и «условно сильным» (3-й удар в такте при четырехдольном размере 1-2-3-4). 2 и 4 в четырехдольном размере считаются слабыми долями, и на них редко делают акцент. Но вот это построение акцентов зависит целиком и полностью от хореографа – как он разложит схему по музыке, - а не от музыкальности самого фигуриста или танцора. Никто из фигуристов не катает на соревнованиях импровизацию, все катают отработанную до автоматизма хореографию, разложенную строго по музыке, и уже от слуха и от технических/физических возможностей спортсмена зависит, насколько удачно у него это получается. Исключением являются те случаи, когда спортсмен вдруг сильно выбивается из строгой схемы (например, падает, тратит много времени на то, чтобы встать), и вот тогда уже требуется весь его музыкальный талант, чтобы вернуться обратно в расставленные акценты, либо перестроить свою схему по новым акцентам.

Как человек, который много лет преподавал детям танцы и музыку, прежде всего могу сказать, что эти первые два уровня чувства ритма прекрасно развиваются у детей при должном подходе, и практически все топовые танцоры/фигуристы с ними проблем не имеют. Проблемы могут быть либо в недостаточных физических (реже – технических, ибо речь идет про топов) кондициях, либо в неудачных постановках самой хореографии.

Третий уровень – наиболее виртуозный и доступен действительно не всем. Это – умение подстраиваться под постоянно меняющийся темп и ритм музыки, и умение выражать в своем танце сложные ритмические явления, такие как ускорения, замедления, паузы, ферматы («ненормированные зависания» на одной ноте), рубато (свободное в ритмическом отношении муз. исполнение, ради эмоциональной выразительности отклоняющееся от равномерного темпа).

Короткая программа Александры с наложенным метрономом:

И вот, чтобы доказать, что Саша в виртуозной степени владеет навыками музыкального исполнения своей хореографии, мы взяли одну из самых сложных в ритмическом плане композиций из ее программ, да и не только её – Apassionata (Secret Garden) из короткой программы этого сезона - и наложили на нее метроном с ударами (там выражена и сильная доля в каждом такте) для того, чтобы всем, кто не очень хорошо слышит такую сложную музыку, было очевидно, что все Сашины движения и акценты четко совпадают с ее внутренним пульсом. При этом, надо сказать, что «услышать» этот «пульс» в данной композиции – действительно крайне тяжело! Мало того, что там меняется размер с трехдольного (1-2-3) на четырехдольный (1-2-3-4), практически в каждом втором-третьем такте меняется сам темп (разброс темпа BPM от 48 до 84!), огромное количество бесконечных замедлений, ускорений, затяжек, фермат, вся средняя часть – фактически один сплошной «свободный ритм», ради «музыкальной выразительности». Давно известно, что тяжелее всего кататься именно под вокал, либо скрипку, потому что и вокалисты, и скрипачи грешат часто отсутствием четкого ритма и постоянными выпадениями из него. Более того, в этой композиции есть некоторые откровенные огрехи склейки, когда один такт обрублен наполовину (на 1:07 и 1:47), либо добавлена одна лишняя доля в конце такта (на 2:32). Все эти изменения спокойно можно услышать по прерывистому ритму метронома в некоторых местах, который приходилось долго и мучительно выставлять чуть ли не вручную к каждому такту. А Саша все эти ритмические кульбиты прекрасно слышит, держит и выражает каждым своим движением, что тоже без труда заметно по совпадению всех ее движений с ударами. Это очень сложно! Более того, если большинство фигуристов показывают свою «музыкальность» только махами руками или ногами на определенные акценты в музыке, то Саша на сильные доли даже ребра меняет во время скольжения, меняет направления, дуги, даже разгоняется часто и заходит на прыжки, меняя ноги в такт; отыгрывает акценты корпусом: скрутками на удар, волнами, прогибами («деревянная» и «непластичная» Саша – еще один любимый миф Сашиных противников). Все это было бы невозможно без прекрасного владения своим телом и легкого уверенного скольжения, не говоря уже о ее музыкальном слухе. Замечу, что на отработку этой программы не потрачено несколько сезонов. Про прыжки отдельно можно сказать следующее – они все сделаны идеально в удары: на 3 – «условно сильную долю» - либо отрыв, либо отработка задней ногой на выезде; причем даже тройной аксель сделан на «акцент в паузе» там, где должен был быть счет 3. Если вам кажется, что это так легко, советую посмотреть других топовых фигуристок и посчитать, сколько прыжков в удар (тем более, на сильную долю) будет у них.

Короткая программа Александры с наложенным метрономом, но уже без музыки, для более наглядного понимания того, как движения фигуристки совпадают с темпоритмом музыки:

Если же брать более легкие по ритму Сашины юниорские программы, то там вообще спокойно можно просчитать, насколько музыкально было их исполнение, хотя как раз тогда, пока Саша была в ТШТ, этот факт как-то ни у кого особо сомнений не вызывал.

Таким образом, в очередной раз убеждаюсь в том, что Саша Трусова – идеально сбалансированная и очень гармоничная фигуристка, сила которой только подтверждается количеством тех мифов, которые сочиняют про нее без зазрения совести и без всяких оснований.

P.S. Прошу в возможных комментариях быть сдержанными и доброжелательными, аргументируя любую свою позицию.