Немного о снукере.
Снукер в нашей стране не является популярным. Популярность снукера в России в условном и взятом из головы рейтинге занимает место между черно-белыми фильмами Микеланджело Антониони и струнным квартетами Арнольда Шёнберга. Тем не менее, эта разновидность бильярда наиболее интересна и по сложности уступит разве что своему французскому двоюродному кузену под названием карамболь. В последнем даже лузы не используются. Снукер наводит на один очень важный вопрос: о соотношении кинестетики с визуальным восприятием, видением стола и положения шаров, если говорить ближе к этому виду спорта. Такими вопросами я задался около года назад, когда лицезрел игру Джона Хиггинса, правда не помню с кем (что-то подсказывает, будто оппонентом был Нил Робертсон), можно узнать по дате, но и дату я по-халатному запамятовал. Потом вернулся к размышлениям на эту тематику после майского противостояния Марка Селби с Ронни О'Салливаном. Поскольку никто из моих знакомых никто снукер не котирует, пришлось смотреть игру с котом моей сестры, которого мне оставили на пару дней. Надеюсь, ему понравилось мое общество, ровно как и победа Селби в финале Чемпионата Мира.
![ф](http://fbcdn-sphotos-d-a.akamaihd.net/hphotos-ak-ash3/t1/1522117_10202080530029232_1740262702_n.jpg?f=webp&ks=1&q=90&w=730)
Вернемся к вопросу. Современной науке известно, что восприятие пространства имеет свои корни в кинестетике (заумное обозначение осязательного восприятия). Впервые эта мысль была озвучена Сеченовым. Также Павлов напоминает: выработка навыка как условного рефлекса суть результат ассоциативного обучения (в любом случае, это выводимо из его работ по физиологии). Эти два суждения я намерен использовать как основополагающие предпосылки. Эти принципы можно использовать где угодно, в любом виде спорта, так как они слишком общие, но снукер стратегически один из самых наиболее замысловатых видов игры с шарообразным объектом в центре внимания.
![Магуайр](http://www.cdhangxuan.com/UpFile/201310/2013102340500737.jpg?f=webp&ks=1&q=90&w=730)
В качестве примера хочется взять максимальный брейк Марка Селби, который он совершил в игре с Рикки Уолденом в декабре прошлого года. Брейк - серия заработанных очков, если что. И этот брейк уроженца Лестера в течение почти всего фрейма заставил Рикки Уолдена немного скучать. Несколько слов непосредственно о самом брейке.Заранее скажу, что этот брейк (да и сам снукер как вид спорта) интересен корреляцией между расчетом, основанным на механике Ньютона (если второй закон F=ma записать через импульс, то есть F=p/t) и двухмерной геометрии, и своим положением относительно стола, то есть адаптация персональной антропометрии под ту реальность, что происходит на зеленой ткани.
Сие действо происходило 7 декабря в Йорке во время полуфинала Чемпионата Великобритании, Селби тогда победил с итогом 9:5, а его максимальный брейк в 147 очков приходился на текущий счет 4:2. То был предпоследний фрейм первой сессии. К несчастью для Уолдена, шанс открыть счет обернулся для него ничем, красный шар предательски поболтался у краев лузы и отскочил в сторону, тем более намного вероятнее мог оказаться в лузе биток. Но Селби первым, вполне простым ударом, показал, что привязан к кию, как капитан фон Трапп из мюзикла "Звуки музыки" был привязан к Марии. Повторюсь, все закончилось 147 очками и удрученностью Рикки Уолдена.
Самой главной вещью здесь, по моему мнению, является адаптация. Адаптация антропометрическая и сиюсекундная ориентация важны в равной степени. По одной простой причине. Любая игра характерна заведомо неизвестным результатом (если это не Серия А, где можно стать чемпионом и вылететь в Серию Б). Можно сколько угодно говорить о тактике, но львиная доля стратегических решений импровизационны. В данном брейке можно вспомнить результативный удар по черному шару, который принес 48 очков. Ведь сложная и для расчета, и для оптимального расположения своего тела около стола тупоугольная директория (мой глазомер насчитал примерно 130 градусов) не что иное как итог отскоков шаров разных мастей по плоскости игровой площадки.
![п](http://cs618822.vk.me/v618822759/11787/nC1roqHaxdg.jpg?f=webp&ks=1&q=90&w=730)
Английский нейробиолог и психолог Крис Фрит, автор известной книги "Making up the Mind", с опорой на исследования своих японских коллег, пришел к одному выводу: орудие в руке на кинестетическом (осязательном) уровне есть продолжение этой руки, то есть работой чувствительных нейронов Марк Селби, сжимая кий в своих ладонях, манипулирует положением шаров, осознавая положение своих предплечий и кистей, но не принимая во внимание тот факт, что кий, не являясь частью его пальцев, выполняет те функции, которые рука не способна совершить самостоятельно. Такое взаимоотношение с любыми видами орудия имеет далекие эволюционные корни. Таким образом, осознается положение своей руки, но нет прямого осознания действия конечности, потому что внимание сконцентрировано на анализе пространственной реальности.
![фрит](http://download.e-bookshelf.de/download/0003/8291/57/L-X-0003829157-0002230496.XHTML/images/cover.jpg?f=webp&ks=1&q=90&w=730)
Здесь подтверждается идея Ивана Михайловича Сеченова о корнях пространственного восприятия в осязании. Правда в "Рефлексах головного мозга", его главной книге, это скорее звучит как гипотеза (ибо исследования 1866 года уступают по уровню лабораторным опытам нашего времени). Теоретическое отступление: мысль Сеченова заключается в том, что корни понятий вроде "длина", "ширина" и "объём" (отсюда трехмерная геометрия) не мыслимы без первичного опыта в осязании материальных объектов. В случае со снукером это выглядит следующим образом: из выше сказанного следует, Марк Селби может не осознавать то, как он возьмет кий, но расположит его правильно, и биток по закону сохранения импульса сделает свое дело. Само восприятие не обдумывается, но в сознании образует целостную картину, которая анализируется и на основании которой происходит адаптация и принимаются контекстуальные решения. Удар, принесший 48 очков по идее должен подтверждать эти рассуждения, хотя на абсолютную истинность я не претендую.
![Марк](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/2/23/403/23403046_5ed1942fc0c6.jpg?f=webp&ks=1&q=90&w=730)
Я в начале упоминал Павлова, в частности навыки как результат ассоциативного обучения, основанного на выработке условных рефлексов, опытно выработанного автоматического "нервного явления". Собака, звонок, мясо, слюна - классика. Довольно трудно соотнести фундаментальную идею Ивана Петровича с игрой, где требуется регулярная концентрация внимания, но любое действие любого разумного существа основано на деятельности высшей нервной системы, а здесь без условных рефлексов обойтись трудно. Оставим Марка Селби в покое и обратимся к Нилу Робертсону. Довольно интересен удар австралийца по траектории, близкой по своему углу к перпендикуляру. Удар относится к игре между Нилом Робертсоном и Марком Алленом в турнире The Masters 2013 на стадии четверть-финала. Очное соперничество в этом зимнем лондонском турнире закончилось тогда с общим счетом 6:5 в пользу Робертсона.
Удар здесь можно рассмотреть в том случае, если красный шар, находившийся тогда вблизи нижнего правого угла, принять за раздражитель. Стимул - это шар в лузе как результат. Удар и способствующие этому удару мышечные сокращения - это реакция. Мы собрали необходимую триаду. Кинестетитку и видение пространства мы уже рассмотрели на примере брейка Марка Селби и полюбившегося мне 47-очкового удара.
![Нил](http://cs618822.vk.me/v618822759/11790/DaQf8CAXXsU.jpg?f=webp&ks=1&q=90&w=730)
В завершая, скажу об ассоциациях. Само применение термина относит к деятельности Джона Локка и Дэвида Юма. А более четкая физиологическая разработка - тоже заслуга Павлова, им была показана связь между условным рефлексом и самой ассоциации как кратковременной нервной связи между сигналами. Здесь вступает память. Ассоциация и навык как результат выходят за пределы Чемпионата Великобритании в Йоркшире, но имеет сопряжение с той мыслью, которую Крис Фрит озвучил в "Making up the Mind". Достижение стимула, имеющий предустановку работы с раздражителем, не имеет прямой связи с осязанием, потому что оно не осознаваемо и откладывается в памяти бессознательно, но имеет важный итог - потрясающая мелкая моторика. Так отрабатывается навык в математически не проводимом расчете необходимой силы удара кием по битку. О сиюминутной адаптации уже было сказано: почти что интуитивно (буквально засчет схватывания) игрок меняет игру, кинестетикой и видением пространства.
На мой взгляд, именно благодаря этому мы имеем Марка Селби, Ронни О'Салливана, Нила Робертсона, Джона Хиггинса, Стивена Магуайра и многих других. Снова скажу, что на истинность не претендую.
кто ты? зачем ты здесь? давай дружить)
Ну давай дружить)
Решил вот дурака повалять.)
Все нормально.