13 мин.

Непревзойденная

По прошествии двух лет прокаты Алины продолжают являться недосягаемым ориентиром.

Основную мысль этого поста набросал ещё в ноябре, но на полноценный текст она как-то не тянула, и я добавил её в один из сборных постов, который тоже не вышел. Но всё, что ни делается, к лучшему, ведь сейчас, когда, казалось бы, её актуальность должна быть нулевой, она напротив заиграла ещё более яркими красками. И в конце концов на её основе-таки выстроился целый пост. Возможно, где-то буду дублировать уже ранее озвученные в блоге вещи, и несмотря на это, мне все равно кажется важным вновь их упомянуть.

Периодически я включаю программы Алины разных сезонов, в том числе, конечно же, и олимпийские, просматривая которые, даже сейчас испытываю особенные впечатления. Они по-прежнему цепляют, несмотря на то, что за эти годы фигурное катание стало (якобы) ещё сложнее. Просто, как уже все не раз отмечали, программы Алины – это не только просто спорт.

Её программы словно машина времени. Как бывает с повторным прослушиванием гениальной музыки или пересмотром фильма, они, помимо неизменного пробуждения тех или иных бурных эмоций, делают кое-что ещё. Они будто переносят тебя на годы назад, даря ровно те же чувства, что и в первый раз, сколько бы лет ни прошло.

Не удивлюсь, если лет через 10 в доме у кого-нибудь из загифанов, когда он в очередной раз будет садиться за просмотр программы Алинки, разыграется всем известная сценка из одного популярного фильма:

- Через столько лет?

-Всегда…

Если дать максимально краткое описание, какой мне представилась Алина в момент, когда я впервые увидел её на льду, то им будет - мощнейший энергетический сгусток жизненного заряда, моментально заряжающий тебя самого. Вот уж чьей энергией и энергетикой можно было заряжать воду у экрана. Собственно, из-за этого впечатления и начал следить за ней. Я ощутил это ещё до ОИ, а при просмотре самих игры, у меня в её отношении было лишь одно потребительское желание: это не золото, а всего-навсего: «Пожалуйста, подари ещё раз такой же фейерверк эмоций». И только. Алина исполнила желание на все 1000%, да к тому же ещё и стала чемпионкой – подарив даже больше радости, чем ожидал.

Возможно, уже рассказывал, что слово «болельщик» долгое время было чем-то далеким от меня и непонятным. Мне нужно лично знать человека, для того, чтобы было какое-то дело до его успехов. В том же фигурном меня могут зацепить и погрузить в свои программы некоторые фигуристы, и я могу желать им удачи, но такого, чтоб прям с нетерпением ждал чьего-то проката, а уж тем более болел в полном смысле этого слова – просто не бывает.

В случае же с Алиной произошел некий парадокс, она не просто заставляла, не отрываясь следить за своим представлением, не упуская ни один жест. Но и целиком обволакивала своей на тот момент энергетикой (а позже добавившейся чувственностью и много чем ещё), из-за чего с каждым разом все больше хотелось ей симпатизировать, шаг за шагом и вовсе становясь болельщиком. Но сегодняшняя история не про это.

На днях исполнилось ровно 2 года с тех пор, как Алина стала чемпионкой мира. Героические преодоления длинной в несколько лет – это все, конечно, достойно и заслуживает уважения. Но я бы сказал, что и сезон 18/19 годов для Алины был не просто одним годом, а чисто по моим ощущениям – словно как, ну пусть не 6, но 4 (будто олимпийский цикл) года. Это кстати, ответ тем, кто любит упрекать, дескать, другие годами шли (при том что и она тоже даже в буквальном смысле шла годами – с детства), а тут пришла и с наскока выиграла.

И такое ощущение возникает неспроста: ведь помимо некоторых объективных физических проблем, искусственно создавались и другие. Все вместе это выливалось в колоссальные эмоциональные затраты. В тот сезон Алина испытала такое давление, какое не все фигуристки испытывают за всю свою карьеру. Самое страшное ведь, когда давят свои, а я не припомню, чтоб кого-либо из спортсменов в недавнем времени так же «мочили» в своих же высших фигурных кругах.

При этом, несмотря ни на что, ещё до ЧМ было ясно, что сезон Алина проводит вполне успешно: была в медалях на всех международных стартах, однако это никого не останавливало.

Помню, как сегодня, как на протяжении всего сезона в адрес Алины набрасывали со всех сторон. Помню, как недели за 3 до чемпионата вдруг на какой-то момент совсем перестали появляться новости про неё. И на контрасте с хлеставшим до того потоком словно образовалась звенящая пустота, добавляя и без того некоторой тревоги в преддверии ЧМ. Но болельщики справились, и самое главное, справилась сама Алина, несмотря ни на что, докрутив, докатав программу на волевых, не особо проявив визуально следы борьбы с самой собой. Повторю ещё раз: при всех сложностях в тех программах Алины не проступило ни одной ощутимой визуальной шероховатости.

И после такого выступления, увидели ли мы в официальной прессе и услышали ли из официальных ртов что-либо о героизме?

Далее, «Большой шлем» – уникальное, действительно великое достижение. Редкое - как прилет на Землю метеорита. Но что мы слышим вместо слов о величии? Что другие все равно лучше, а Загитова – это прошлое, и не выучив, как минимум, квад и триксель, ей даже и думать не стоит о катании.

В тот раз меня это дико бесило, потому что было очевидно, что Алина находится в размышлениях и вот такие уничижительные высказывания так называемых коллег явно помогают склониться не той чаше вниз. Когда тебе изо дня в день повторяют одно и то же – это типичное психологическое программирование с целью получить желаемый для себя итог. Так что теперь уже можно не сдерживаться и всех, кто говорил подобное, наконец назвать напрямую – уродами.

Данное право у меня появилось после сопоставления оценок участниц ЧМ-19 и ЧМ-21. Взглянув на них, мы можем увидеть, что результаты, полученные Алиной и в сумме, и за каждую программу в отдельности не покорились ни одной из участниц нынешнего чемпионата (при всех надбавках). Иными словами, даже спустя два года, она в очередной раз осталась никем не превзойдённой.

На фоне такой картины слова всяких экспертов, ранее яростно провожавших Алину «на пенсию» и говорящих, что в новую эпоху ей ничего не светит – ныне выглядят особенно цинично. И посему, отныне можно не стесняться, а напрямую говорить, кто они такие на самом деле. Правда, от этого не легче.

А в то время, пока одни сидят в теплой студии, вылизвая друг другу, своим друзьям, «Первому каналу» (наверное, за то, что его руководство в последний момент вышвыривает трансляции из эфира) и федерации, настоящие профессионалы работают и творят историю. И на контрасте с этим всем не лишним будет вспомнить их мнение по данной ситуации.

Раф Арутюнян: «Что касается Загитовой, так она ничем не хуже Юдзуру, успешного долгожителя в нашем нелегком виде спорта. Она талантливая, красивая, на нее просто приятно смотреть.  Я слышал такие слова: «Загитовой надо было закончить». Как так можно говорить? Она ведь только начала кататься красиво, на нее приятно смотреть. Какой «закончить»?

«Я как зритель и как тренер не хочу, чтобы она заканчивала. Я не знаю, что нужно сделать для этого. Единственное знаю, что не надо приводить 11-ти или 12-летнюю девочку, которая прыгнет два или три четверных и уберет красавицу Алину Загитову. Или можно говорить, что уже убрала? Пускай и не 11-летняя. Почему мне печально? Потому что у Загитовой совершенно другая подача фигурного катания. А делать комментарии о том, что кому-то пора заканчивать, к примеру, той же Загитовой, по моему убеждению, просто неэтично. Я, напротив, желаю ей долголетия в спорте».

Как говорится, почувствуй разницу.

Отойдём от голых, пусть и говорящих (или точнее кричащих) цифр, ведь даже если бы они были побиты – это бы не изменило суть поста, так как он в общем-то и не об этом. Поэтому будем потихонечку возвращаться к заданной в начале его теме.

Всю часть про ЧМ я тоже взял из одного из своих не выложенных постов, отсюда нужно немного прояснить контекст. В нём день, когда Алина стала чемпионкой мира, у меня был озаглавлен как «День Победы». Не только потому что этот день тоже был от нас далек (особенно в непростых декабре-январе 18-19-го), но и из-за ощущения полной и безоговорочной победы Алины, настоящего, яркого, масштабного триумфа.

Вообще отличительная особенность чемпионских прокатов Алины в том, что после них никогда не оставалось сомнений, кто здесь чемпионка, все было ясно, даже если ты совершенно не в курсе, за что выставляются оценки в ФК.

Добиваться именно таких побед, чистых не только в плане судейства, но и в плане катания, подачи образа, прыжков - редкий дар и большое искусство. Именно они и только они привлекают новых болельщиков к тому или иному виду, и именно они навсегда остаются в истории.

Не зря ведь её программы, как и других топов прошлого, помнят даже без пересмотров, да и пересматривают также вполне себе часто. Но что там победные прокаты, если у неё даже, казалось бы, рабочие (т.е. не на результат, а в шоу) прокаты становятся произведением искусства.

Не всегда успеваю посмотреть соревнования целиком, но в прошлом ноябре удалось зацепить “от и до» этап кубка России по ФК (речь конкретно о женском, хотя смотрел все виды). А практически одновременно с ним происходил первый за долгое время прокат Алины, пусть и на шоу. И из-за такого вот наложения одного на другое я ощутил значительный контраст.

Что касается кубка, под завершение оного уже успел заскучать. Сложилось впечатление, что все (не конкретно прям все, а общая масса) тупо исполняет один и тот же набор элемент без намеков на какую-то программу. То есть выключи звук/музыку – все станут плюс-минус на одно лицо: одинаковый набор элементов в одинаковом порядке, с одинаковыми эмоциями и т.д. Это про общую однообразность программ, что касается презентации – с ней и того хуже.

Отличие же Алины ото всех в том, что помимо элементов, она ещё и рассказывает историю на льду, понимание которой передается чисто жестами, движениями, мимикой, т.е. даже без участия музыки. Музыка ей лишь аккомпанирует, подстраивается под неё, а не делает за неё всю программу. Где-то читал фразу типа: «Загитова катает Эсмеральду всего в 3-й раз, а ощущение- словно уже многие годы». И это правда, а ведь такой эффект и достигается за счет проживания на льду полноценной жизни. Да что говорить, если даже на любой тренировке можно увидеть выражение лица, говорящее – она целиком погружена в то, о чем катает.

При том что касается Эсмеральды, программа явно не доработана в плане концепции, если конкретно, допустим, есть явные вопросы к платью, но проникновенность катания и полная самоотдача перекрывает некоторые подобные недоработки остальной части команды. Но это тоже отдельная тема, а пока снова о прогрессе.

Много в последнее время говорится слов о том, как спрогрессировало фигурное катание за эти годы, и как мы уже разобрались выше – это не совсем так. Более того, можно наблюдать тенденцию, что оно напротив движется в обратную от прогресса сторону. Если мы в погоне за ультра-си готовы наплевать на целостность образа и программы, то тогда из названия вида спорта стоит попросту выбросить к черту, слово «фигурное».

А вот как только у нас появится женская копия Нэйтана Чена, способная без ущерба хореографии исполнять немыслимое количество немыслимых же прыжков, вот тогда это и будет настоящий прогресс. Однако в силу объективных причин, в женском катании такое вряд ли когда произойдет. Хотя почему нет? Ведьтакая девушка у нас уже появлялась, её именем потом ещё одно правило назвали, настолько все перепугались. Забавно да, как в 18-м, девушку, которой сложнейшие каскады и обилие прыжков абсолютно не мешало качественно презентовать программу, пренебрежительно называли «попрыгушкой». А нынешнее поколение, у которого из-за перегруженности контентом по швам трещит вся постановка, именуют уникальным.

И всё-таки, думаю, само время сыграет свою роль, с каждым годом, с каждым турниром все ярче проявляя величие и гениальность того наследия, которое уже оставила после себя (пока что конкретно на данный момент) Загитова, и ориентиром будет именно оно, а не прыжки в отрыве от программы. Рано или поздно, но все вновь вернется на круги своя. Мы ведь все помним, как, например, Эшли Вагнер, спустя год после ОИ, извинились перед Алиной, что ранее не оценила её по достоинству. И таких «прозревших» со временем будет все больше и больше.

Да, Алина, порой тоже каталась не идеально, но даже в самых неудавшихся программах она никогда не забывала про образ, показывая начатое до конца. А после ещё и просила прощения: за то, что не все получилось». Что в эпоху охамевших по отношению к болельщикам спортсменам поначалу приводило меня в легкое удивление.

В одном из совместных интервью с Алиной Ягудин отметил: «Раньше ФК был сочинением на вольную тематику, а ныне – изложение готового текста». Получается, что у нынешних фигуристов гораздо меньше возможностей для выражения себя, и по-настоящему крут тот, кому в таких несколько стесненных рамках это удается. Так вот, Алина одна из немногих, кто к готовому тексту, умеет добавить даже не каплю, а океан, внутренних чувств.

За это и любят/ценят, а отнюдь не за баллы (хотя повторюсь, даже они до сих пор не превзойдены). И когда в сезоне 19-го года я, как и многие другие, говорил (и говорил это ещё раньше): «Катание Алины ценно само по себе, и награда уже то, что она делится своим талантом с нами», - имел ввиду именно это.

Как писал один японский поэт: "Видели все на свете Мои глаза — и вернулись К вам, белые хризантемы".

В общем-то, на этом, наверное, и всё. В завершении вспомню лишь ещё один момент. После победы его же ученицы, Сони Самодуровой, на ЧЕ-2019 профессор Мишин сказал: «Она выиграла, но не превзошла Загитову». Вот и этот пост называется «непревзойденная», хотя само слово в контексте поста и не совсем точно. Ведь лично для меня под словом «непревзойденная», подразумевается «пока что», но правда в том, что Алину уже невозможно превзойти В ПРИНЦИПЕ. Можно лишь встать с ней в один ряд, как она сама встала в один ряд с другими великими. Но сделать это не так просто, для этого нужно обладать ДНК неземного вида, содержащим в себе особое послание этому миру. Или проще говоря, иметь набор особо уникальных качеств: врожденных, а также приобретенных в процессе прохождения своего жизненного пути. И такие исключительные в своей уникальности алмазы, уж точно не создаются на конвейере.