20 мин.

Как футбол Сербии живет – в деталях. И как сохраняет связи с Россией

Репортаж Ярослава Сусова из Белграда. 

Для сборной России матч с Сербией – особенный. 

В последние 2,5 года поиск любого соперника – мука. Сложно уговорить даже Кению и Камерун.

Сербия для этого исторического времени – удивительно мощное имя (32 место в рейтинге ФИФА, почти вышла из группы на чемпионате мира, много звезд в топ-лигах). Да, это не сильнейшая команда, с которой мы играли (Иран например, выше в рейтинге ФИФА), но явно лучшая из возможных – и первый соперник из Европы с 2021 года.

Но почему сербы согласились? Почему сборная, которая вот-вот сыграет на Евро-2024, выбирает не Германию или Францию, а Россию? Все из-за связи между Сербией и Россией? И если да, то насколько она вообще сильная?

Мы поехали в Сербию, чтобы разобраться, как живет местный футбол и как здесь сейчас относятся к России.

Белград – самый похожий на Москву город Европы

Кажется, сейчас Сербия – самая комфортная для россиян страна в Европе. И дело даже не в связях с «Газпромом» и политике, а в следах русского и базовом удобстве.

Сербия – единственная страна в Европе, в которую летают прямые рейсы из России (не только Москва, но и Санкт-Петербург или Сочи). Правда, самый дешевый билет – 50 тысяч рублей в одну сторону. Для сравнения, на Кубу, Мальдивы и даже в ЕС с пересадкой слетать дешевле. 

Зато если попал в Сербию, чувствуешь себя почти по-домашнему. 

В Белграде много русской речи. Этот город – одна из столиц эмиграции после 2022 года. По-русски говорят и на улицах, и в общественном транспорте. В трамвае едет российская семья: папа – в джерси «Салавата Юлаева», обсуждают список покупок в магазине по дороге из центра.

Местные нечасто говорят на русском, но не требуют учить их язык и не делают вид, что не понимают по-английски. Как правило, сербы кроме родного языка говорят еще на английском или русском. Так что объясниться не проблема. И понять сербский тоже можно. В русском и сербском много похожих слов, так что примерно улавливаешь, о чем говорят сербы, даже не зная языка. Правда, понять конкретную претензию или ответить – почти невозможно.

Самый популярный сувенир в Белграде – чашки, магнитики и статуэтки с Путиным и Тито (Джоковича почти нет), на футболках надписи про братство «Црвены Звезды» и «Спартака» и «Партизана» с ЦСКА, по телевизору в утренних новостях обсуждают конфликт России и Украины.

В Белграде чуть дороже, чем в Москве. Зато жизнь очень похожа на московскую до санкций: от кока-колы, и «Макдональдса» до прямого авиасообщения с Европой. И при этом особые узнаваемые детали будней: «Яндекс.Такси» с оплатой картой «Мир», сметана, высокие люди, активная ночная жизнь и девушки, гуляющие по брусчатке на шпильках.

Так что атмосфера в субботу – как внутри Садового кольца. Здесь даже есть свои Патрики: гуляя по центру, я наткнулся на такую кафешку в старом городе. Тут все специально для айтишников, которые заскучали по родине: внутри говорят только по-русски, играют в мафию, едят оливье, бефстроганов и борщ с коктейлями: «Малая Бронная», «Релокант», «Визаран», «Муж айтишницы» и «Жена айтишника».

Последние я попробовал. «Муж айтишницы» немного горьковат, а вот «жена айтишника» – более сладкая, мягкая, с ягодным вкусом.

В Сербии есть и футболисты из России. Приезжают перезагрузиться

Российским футболистам и тренерам тут тоже комфортно. Правда, в Сербии их совсем немного. Уровень футбола и зарплат в России выше, клубов с российскими владельцами тут нет.

В Сербии оказываются те, кто хочет изменить жизнь, перезагрузиться и уехать хоть куда-нибудь в приличную лигу. Так сделал, например, полузащитник Александр Зуев из «Крыльев». Он перешел в «ИМТ» – новичок сербской лиги.

«Посмотрел строчку чемпионата в рейтинге УЕФА и решил ехать, досконально остальное не изучал, – рассказывал Зуев «Матч ТВ». – Язык похож на русский, погода хорошая. Всегда солнце, тепло, настроение сразу меняется, улыбка во все лицо. В «ИМТ» очень тепло встретили, дали 10-й номер, организовали фотосессию. 

Это новый опыт, который дал мне много знаний: житейских, футбольных. Я много переосмыслил за время в Сербии. Увидел, как некоторые здесь работают над собой. Все сконцентрированы на футболе, люди пытаются из имеющегося на базе выжимать максимум. В России очень крутые условия, но ими не пользуются в полном объеме.

Когда рассказывают со стороны о сложностях переезда в другую среду, думаешь: да ладно, чего он там жалуется, наверняка не все так тяжело. А когда сам это все проживаешь, пропускаешь через себя, то понимаешь, что говорили не зря. Я осознал ряд жизненных вещей, многое переосмыслил».

Так же переосмысляет себя в Сербии Иван Игнатьев. Бывший нападающий «Краснодара», «Рубина», «Локомотива» и «Сочи» зимой перешел в «Железничар» из Панчево (это пригород Белграда) до конца сезона-2023/24. В Сербии Игнатьев учится готовить (плескавицу и другие местные блюда не ест – слишком жирные), читает, бегает в парке и занимается собой.

Иван хочет показать себя в Сербии, обратить внимание скаутов крупных клубов и вернуться в топ-футбол, поэтому в Белграде – никаких клубов и тусовок. В городе большое русское комьюнити, но это в основном айтишники, с которыми футболист так и не нашел общий язык.

Так что Игнатьев отшельничает и выкладывается на тренировках с 8 до 15 часов.

Александр Кержакова не взяли в молодежку «Зенита», потом он уехал из России в сентября 2022 года, потому что стало страшно и заодно появился вариант работы на Кипре. После скандального ухода из «Кармиотиссы» он дальше искал работу в Европе. 

Кержаков отправлял резюме 30 клубам: от Серии С Италии до первых лиг Греции, Португалии и Швейцарии. Но так ничего и не нашел. А потом его позвали в Сербию.

«Я был без работы. Мне позвонил Йован Танасиевич, с которым мы играли в «Динамо», – говорил Кержаков «СЭ». – Сказал, что есть предметный интерес из Сербии: со мной хочет переговорить президент «Спартака» из Суботицы. Если бы предложения от «Спартака» не возникло, – рассылал бы снова [письма клубам по почте]. А что делать?» 

Кержаков проработал в Сербии всего полгода – и держал команду в топ-7 чемпионата. Без него «Спартак» идет на девятом месте. 

Во время работы Кержаков четко объяснил, как строится в Сербии футбольный бизнес:

«Сейчас продали футболиста Срджана Хрстича в шведский «Хекен» за 1,6 миллиона и благодаря этой сделке финансовый вопрос на сезон закрыт. По бюджету наш клуб где-то во второй половине таблицы. Политика «Спартака» до моего прихода заключалась в выгодной продаже футболистов. Для них было важно в первую очередь показать себя»

Футбол в Сербии: молодые игроки пытаются сбежать как можно раньше, бюджеты аутсайдеров – 1 миллион евро, посещаемость чемпионата – как у ФНЛ

В чемпионате Сербии мало легионеров, а все местные яркие игроки пытаются уехать как можно скорее (только в этом сезоне в другие европейские и азиатские лиги больше 95 сербов). Для маленьких команд это единственный серьезный источник доходов. Поэтому вся сборная Сербии играет вне родного чемпионата.

Каждый серб мечтает о топ-5. Если получится, то хотя бы уехать в Австрию, Венгрию, Чехию или Словакию. Россия – тоже очень хороший вариант. 

Раньше чемпионат Сербии был на 16-25 месте в таблице коэффициентов рядом с Шотландией, Болгарией, Чехией, Швецией и Кипром.

С образования Сербии в группу еврокубков не попадал никто кроме «Црвены Звезды» и «Партизана». После их успехов в Лиге Европы и Лиге конференций Сербия поднялась на 11 место в Европе (выше России и Турции, сразу за Австрией и Шотландией). 

Так что в этом сезоне «Црвена Звезда» попала в группу ЛЧ, «ТСЦ Бачка Топола» – ЛЕ, а «Чукарички» – ЛК. И все жутко провалились: у трех команд 2 очка в 18 матчах. Теперь Сербия откатится обратно на 19 место. 

В Сербии два суперклуба – «Црвена Звезда» и «Партизан». Примерно все болеют за кого-то из них. Причем за «Звезду» (в Сербии ее называют «ЗвЕзда». «Црвена» – просто прилагательное, так никто не сокращает) – гораздо больше.

Все остальные команды – маленькие и частные. Вне зависимости от города и статуса у них совсем небольшие бюджеты и мало болельщиков.

Средняя посещаемость чемпионата Сербии в этом сезоне – 2100 человек. На «Црвену Звезду» в среднем приходит по 12 тысяч, на остальные – меньше пяти тысяч. «Звезда» – однозначный фаворит любого чемпионата и гегемон, не проигрывает чемпионат с сезона-2017/18.

«С «Црвеной Звездой» и «Партизаном» очень тяжело бороться. Они почти не дают создать моменты, поэтому надо использовать каждый», – рассказывает Sports.ru Радослав Батак. В нулевых Батак играл в обороне «Динамо» при Гржебике и Романцеве и выходил за сборную Черногории. Сейчас он известный в Сербии тренер: возглавлял «Войводину», «Нови Пазар» и «Раднички» Ниш.

«Пока догнать их невозможно. В сезоне-2022/23 «ТСЦ Бачка Топола» очень старался, но сил, денег и поддержки болельщиков не хватило.

Иногда из-за этого скучно. При Югославии в каждом регионе – и в Сербии, и в Хорватии, и в Боснии – были сильные команды. Каждые 2-3 года менялись чемпионы», – уверен Батак.

Бюджет «Црвены Звезды» – около 30 миллионов евро на сезон. У аутсайдеров – около миллиона евро. Так что за пределами топ-клубов важен каждый динар.

«Руководители клубов в Сербии – непростые, считают, что хорошо разбираются в футболе и понимают в нем, – рассказывал про Сербию Андрей Чернышов. – Нужно быть готовым, что со временем тренеру начнут советовать состав и тактику на матчи. Причем все – начиная от администратора команды и заканчивая ее владельцем». 

Это подтверждает и Батак. В сезоне-2022/23 он поднял «Раднички» из Ниша с 11-го на пятое место – и вывел в отбор Лиги конференций. Но ушел сразу после успешного сезона.

«В «Радничках» не захотели усилять команду, – объясняет Батак. – . Но владельцу было жалко денег. И я не продлил контракт. В итоге «Раднички» играли против «Гзиры» из Мальты – и вылетели. Просто безобразно, неожиданно и плохо для всего сербского футбола».

Похожая история получилась и в «Войводине». Батак взял команду посреди сезона, добрался до отборов Лиги конференций, а после сезона владелец продал 13 игроков на 4 миллиона евро – и уволил Радослава после второго тура.

«В «Войводине» лучше финансово, но в клубе не было взаимопонимания, – продолжает Батак. – Мы сыграли 15 матчей без поражений – и вышли на пятое место. Но попали в Лиге конференций на сильный АПОЭЛ. Владелец пообещал, что купит игроков, но, наоборот, продал 13 человек. 

С начала сезона мы проиграли АПОЭЛу, а потом в первых двух турах «Партизану» и «Црвене Звезде» – и меня уволили». 

Другая проблема – детский футбол. Тут как в России: маленькие зарплаты и привязка к результатам.

«Детские тренеры берут команды до 12 лет и пытаются добиваться результата, а не развивать игроков, – добавляет Батак. – Если ты выигрываешь с детьми и молодежкой, то можешь попасть в основу – и начать зарабатывать. С детьми никто не хочет работать: для этого нужно понимать психологию, понимать, как развивать детей. А зарплаты маленькие – 400-500 евро (до 1000 в юношеской команде U17) в месяц в Белграде». 

Вообще, футбол в небольших сербских клубах живет в какой-то другой реальности. Здесь не только мало денег и зрителей, но и  непривычно-расслабленная атмосфера. Как будто это не регламентированный чемпионат Сербии, а просто игра во дворе.

Мы с Батаком и другими российскими коллегами незапланированно попали на матч чемпионата Сербии «ИМТ» – «Раднички» Ниш – и поразились.

Матч чемпионата Сербии проходит на крыше торгового центра. Арена «ИМТ» не подходит для матчей такого уровня, поэтому новичок арендует там поле у «Вождоваца». Это стадиончик на высоте 25 метров от земли. «Вождовац» умирал из-за финансовых проблем, пока к нему не пришли девелоперы и не предложили построить на его территории торговый центр. Теперь под полем 4 этажа торговых площадей, а на крыше – 5 тысяч мест.

На наш матч пришли всего 300 человек. И в семейной атмосфере, покуривая и щелкая семечки, кричали футболистам, что они делают правильно, а что – не так.

Мы приехали без билетов, аккредитаций и приглашений. Просто наудачу. И сразу зашли вместе с Батаком в ВИП-ложу. Никто даже не спросил, кто мы такие и что тут делаем. Оказалось, что бывшего тренера «Войводины» тут знают и везде пропускают.

Коллеги воспользовались доступностью – и попросили поснимать игру прямо с бровки (во время матча чемпионата Сербии без разрешений и документов!). Кажется, в России на такой запрос просто покрутили бы пальцем у виска. Но сербский сотрудник позвонил старшим по рации и стал уточнять. После нескольких минут переговоров он все-таки запретил: но только потому что делегату матча такое не понравится. Зато пообещал, что выйти на поле после матча – вообще не проблема.

После игры мы спустились к полю без Батака, но получили жесткое сопротивление. Ни полиция, ни стюарды, ни сотрудники стадиона нас уже никуда не пускали. И удивлялись, как мы вообще попали на арену без билетов и документов.

Но все изменилось, когда только Батак подошел. Перед ним вся охрана расступилась – и пропустила вместе с делегацией из России. Вот так решаются вопросы. 

«Црвена Звезда» и «Партизан» –  не стесняются дружбы с Россией, поют «Катюшу» и вывешивают баннеры в честь русских воинов

Совсем другое дело – «Црвена Звезда» и «Партизан». Тут на трибунах – огонь от файеров и дым от сигарет.

Болельщики «Партизана» – «гробари» или могильщики. Так что вся арена внушает страх. Все в черепах, граффити в память об убитых болельщиках черно-белой команды. Даже стена ЦСКА (да, у «Партизана» целая стена граффити в поддержку братского клуба из России) выглядит специально устрашающе:

Черепа, Веселый Роджер и надписи вроде «ЦСКА или умри»

На «Райко Митиче» тоже очень брутально.

Напротив арены стоит советский танк Т-55 конца 50-х-начала 60-х, обклеенный опознавательными знаками фанатов «Звезды».

Рядом граффити с автоматом М4 и надписью UEFA supports terrorism и рекламный баннер топлива G-Drive.

Вообще, у «Звезды» очень много связи с Россией. Например, спонсор – «Газпром» (уже 14 лет). И он тут везде. На футболках – латиницей, на трибунах – кириллицей, на табло и рекламных щитах – G-Drive и G-Energy. Кстати, на обратной стороне этих щитов – флаги Сербии и России с надписью «Заjeдно» (вместе) и лого «Газпрома».

 Еще в фаншопе продаются футболки orthodox brothers, на фанатской трибуне граффити «Фратрии», а на стадион приходят болельщики «Спартака».

Например, Дмитрий. Он пришел на футбол с дочкой в кепке, футболке и с флагом «Спартака».

«Мы приехали в Сербию покататься на лыжах и решили зайти на футбол. Я уже третий раз на «Црвене Звезде». Был в Белграде лет 10 назад, потом на открытии стадиона «Спартака».

Поддерживаю «Звезду», потому что они поддерживают «Спартак». Ребята из Сербии же приезжают на гостевые матчи «Спартака» в Европе. Местные всегда встречают с одобрением, иногда подходят и говорят добрые слова.

Здесь атмосфера повеселее. У нас же ввели Fan ID. Раньше тоже было файер-шоу…»

На трибунах «Райко Митича» действительно жарко. На игру с «Чукаричками», четвертой командой лиги, пришли всего 14 тысяч человек (на 55-тысячной арене это смотрелось немного грустно). Но огни и активная поддержка компенсировали пустые места. 

В «Црвене Звезде» работают россияне, переехавшие в Европу после 2022 года. Сотрудники клуба предостерегали, что идти на фанатскую трибуну и снимать болельщиков не стоит: достанешь камеру – останешься без телефона

Делиje (так называют фанатов «Звезды») постоянно что-то жгли, пели и заряжали. А один из красно-белых флагов фанатки был посвящен «Спартаку».

Пока я снимал атмосферу стадиона, ко мне подошел семилетний мальчик. Из-за камеры он понял, что я не местный, и спросил: Spartak Moscow Ultras? Я ответил: «Да». 

И вручил мне наклейку: Fuck. Drink. Fight Spartak Ultras

Драк на фанатской трибуне «Звезды» в тот день я не заметил, остальное – не могу гарантировать. Потому что пронести файеры или что-то другое на трибуну вообще не проблема. Нет ни рамок, ни металлоискателей. Стюард просто спрашивает: ты несешь что-то колюще-режущее? Все работает на доверии.

Буфет с напитками (их продают сразу в пластиковых стаканах) увешан наклейками, вся трибуна – в граффити. В перерыве фанаты ходят с синими мусорными пакетами и собирают деньги на операцию соратнику, который получил травму, упав с высоты. 

А еще на трибуне можно поставить свечку за упокой. Тут православные иконы и надпись: «Тем, кто отдал жизнь в отечественных войнах 91-99 годов, и всем жившим ради наших побед» 

На 30-й минуте фанаты «Звезды» неожиданно убрали все флаги, достали баннер «Русские воины крещены огнем и делом» и запели «Катюшу». 

А потом зарядили: «Руси и срби – браћа заувек» («Русские и сербы – братья навек») – и добавили на английском: Fuck, Fuck NATO pact. 

Болельщики на стадионе не стеснялись выражать любовь к России. Они не часто соглашаются говорить с журналистами, но если общаются, то максимально откровенно.

 Вот 21-летний Драган Симич с более радикальными политическими взглядами. 

– Я болею за «Звезду» с рождения. Мой папа болеет и дедушка болеет. Это семейная традиция. Нечасто приезжаю на «Црвену Звезду», потому что живу в Республике Сербской. 

– Это же в Боснии?

– Ну, можете так сказать. 

– Что вы думаете о российском футболе и России?

– Только лучшее. Русские люди – наши братья. Вспомните историю. Россия всегда нас поддерживала. Во Второй мировой войне, во время гражданской войны в Боснии. Мы всегда чувствовали и чувствуем любовь из России.

– Что для вас значит матч Россия – Сербия?

– Не знаю, есть ли какой-то тут политический аспект. Но могу сказать, что приехать в Россию – большая честь для сербских фанатов. Весь мир против России, Сербии и Республики Сербской. Нам нужно держаться вместе. Потому что мы православные христиане, это наша база и основа. Мы поддерживали друг друга тысячу лет назад, почему должны бросать сейчас?

В детстве, в 17 лет, у меня [в комнате] висели плакаты с Путиным и Ратко Младичем. 

Такая поддержка России – норма в сербской фанатской среде. И не только из-за «Газпрома» или дружбы со «Спартаком» и ЦСКА. Болельщики «Црвены Звезды» действительно придерживаются пророссийских взглядов.

В матче с «Чукаричками», на который я попал, висят баннеры в честь российских воинов, на других играх – в честь Дарьи Дугиной, Божидара Делича (участника балканских войн, который приезжал с визитом в Донецк и заявлял о поддержке ДНР).

«Црвена Звезда» несколько раз приезжала в Россию на товарищеские матчи против «Зенита» в Санкт-Петербурге или Сочи. И там тоже политические баннеры: от буквы Z до надписи USA – The biggest enemy of Europe! («США – главный враг Европы!»).

Руководители и тренеры клуба тоже активно поддерживают Россию в публичном поле. 

Тренер «Звезды» Милош Милоевич говорил, что сербы любят российские команды и сборную и тоже прошли через отстранения от международных турниров в 90-е. Руководитель клуба Звездан Терзич называл Россию братской страной и даже старшим братом Сербии. 

 

Возможно, на плотность связей влияют отношения «Црвены Звезды» и Сербии с «Газпромом», но вряд ли они имеют решающее значение. Многие сербы действительно хорошо относятся к России бескорыстно. И это нужно ценить.

Sports благодарит РФС за организацию поездки в Белград для этого текста

Матч Россия – Сербия можно посмотреть на Кинопоиске в эфире «Матч ТВ»

Телеграм-канал Ярослава Сусова

Фото: Ярослав Сусов; IMAGO/Global Look Press; Instagram/aleksandr_zuev10a.kerzhakov11radoslavbatak