7 мин.

«Меня знают, потому что я творил дичь». Герой финала Олимпиады, отнявший у России золото

Эрвин Нгапет хочет сделать волейбол популярнее.

«Если мы не возьмем медали на Олимпиаде, останемся в забытье», – говорил Эрвин Нгапет в интервью Liberation прямо перед Токио-2020.

Эрвин – лучший игрок сборной Франции и дважды MVP Мировой лиги. В финале Олимпиады он набрал 26 очков (17 из них в первых двух сетах)

Но даже во Франции его знают совсем не из-за волейбола.

Нгапет чуть не стал футболистом или рэпером. Но выбрал волейбол из-за большого таланта

Эрвин – сын камерунского волейболиста Эрика Нгапета. Папа дал мальчику имя в честь любимого баскетболиста Эрвина (более известного как  Мэджик) Джонсона.

Нгапет начинал с футбола. Он играл в одной команде с будущим защитником «ПСЖ» Левеном Курзава, но родители переехали в другой регион.

Чтобы пацаны – Эрвин и брат Суон – не шлялись по улицам в свободное время, мама отправила их в мультиспортивную секцию. На одном из волейбольных уроков к Нгапету подошел скаут – и даже позвал играть в соседний город Сен-Бенуа. Хотя Эрвин долго не расставался с мечтой стать футболистом, параллельно занимаясь в двух секциях. 

Вскоре родители парня разошлись. Эрвин и Суон остались у мамы и сильно проказничали.

«Мы с Суоном учились в одном классе, хотя он на 10 месяцев младше меня. И вместе занимались всякой фигней, – говорил он Liberation. – Мама очень сильно намучилась с нами, но благодаря ей я стал таким. Я понял ее, только когда вырос. Когда ты становишься отцом и боишься за своих детей, гораздо лучше понимаешь родителей».

Уже в 12 лет в жизни Нгапета появился рэп. Друзья прозвали его Klima в честь слова «климат», потому что Эрвин был неспокойным и переменчивым.

«Мы с парнями брали музыку в интернете или просили ее у битмейкеров и писали на нее рэп, – рассказывал он. – В регионе Пуатье, в котором я жил, есть афроамериканская культура. Помню небольшой зал Carré bleu, там проходили концерты. Каждый мог выйти к микрофону и спеть что-то из своего».

Рэп захватывал Нгапета гораздо сильнее волейбола. Его главные друзья – из музыкальной тусовки, да и Эрвин записал два полноценных альбома: Klimatizason (2010) и L’histoire se répète (2013).

Теперь француз творил дичь уже не с братом, а с друзьями-музыкантами. 

Дичь Эрвина Нгапета: сбил троих на машине (отсидел год условно), избил кондуктора, потому что тот не остановил поезд ради друга, шлепнул незнакомку по ягодице в Бразилии

Нгапета выгоняли из центра волейбольной подготовки. Потому что плохо учился.

В 19 лет его выгнали из сборной Франции, потому что устроил скандал и орал на тренеров. Обиделся, что мало играет.

В 22 сбежал из «Кузбасса», который тренировал его папа. 

«Эрвин, что происходит?! – говорил отец. – Ни я, ни команда, ни журналисты в России не поймут твоего решения. Ты подвел меня, своих партнеров, спонсоров клуба. Перед отъездом во Францию можно было хотя бы предупредить о том, что ты не собираешься возвращаться, объяснить, что тебя не устраивает. Хотя бы своему отцу, которому сейчас стыдно и больно…»

В 24 Эрвин избил кондуктора поезда Париж – Бордо. Потому что его друг опаздывал на поезд, а задержать отправление было никак нельзя.

«Я не контролировал ситуацию. Тогда был с пацанами, которые вообще никак не связаны с волейболом, – говорил Нгапет. – В какой-то момент я осознал, что меня узнают из-за глупостей. А мама прочитает в газете, что я необразованный или какой-то подонок. Хотя сейчас с теми же друзьями мы держим друг друга под контролем. И все всегда в порядке».

Через пару месяцев он сбил троих на машине в Италии (и получил год условно). Своеобразная жизнь у парня, который поиграл во Франции, Италии и России, стал MVP Мировой лиги и только выиграл чемпионат Европы.

«Моя жизнь изменилась! – говорил он L’Equipe в 2017-м. – Мои дети Лоранна и Матис – источник равновесия в жизни. Не могу представить жизнь без них. Я вижу, как растет мой сын. Живу жизнью отца. И мне это нравится. Я продлил контракт с «Моденой» до 2020 года, потому что здесь хорошо. Отличное место для семьи и детей, а еще мама может постоянно приезжать».

«Модена» даже подписала его брата Суона Нгапета, чтобы Эрвину было комфортнее. Но контракт он не доработал. Через год после интервью L’Equipe Нгапет ушел в казанский «Зенит» (брат тоже переехал в другую команду).

Веселая жизнь на самом деле не закончилась. В 2019-м Нгапета задержали в Бразилии, куда он приехал со сборной Франции, за домогательства. Он шлепнул по ягодице незнакомую девушку в ночном клубе, перепутав ее с подругой.

Девушка тут же вызвала полицию, Нгапета задержали и оставили в участке – выпустили под залог в 12 тысяч долларов.

«Об этом слишком много писали в СМИ, – говорил он L’Equipe. – Я никогда не говорил, что во Франции можно класть руки девушкам на ягодицы. Это чушь. А потом читал заголовки: «Нгапет занимался сексуальными домогательствами». Да, тогда в клубе я поступил не очень красиво. Даже неуместно. Меня воспитывали по-другому. Но тогда меня арестовали, я провел ночь под стражей в тюрьме. Думаю, я понес достаточное наказание».

Теперь Нгапет уже не переживает о репутации. Он просто хочет сделать волейбол чуть лучше и популярнее

Эрвин уже давно смирился с репутацией плохого парня и с тем, что его знают по скандалам, но он хочет изменить ситуацию. Улучшать собирается не свой имидж, а узнаваемость волейбола.

«Я известен только потому, что творил всякую дичь. – говорил он Le Figaro. – Мое имя приходит в голову людям не из-за волейбола, а из-за глупостей, которые я творил. Грустно, но в этом и моя вина. Люди не говорят о том, как я играю на площадке. О сборной Франции вспоминают только летом на крупных турнирах. А с октября по июнь мы просто пропадаем с радаров.

Если хочу посмотреть волейбольный матч, я должен искать канал L’Equipe в интернете. Потому что по телевизору во Франции нас не показывают. И это очень грустно.

Общественность не знает о нас ничего. Молодые французские волейболисты уезжают за границу, потому что тут их никто не защищает. Антуан Бризар был третьим на своей позиции в Париже, но стал звездой в Польше. Тревор Клевено сидел в запасе в Тулузе, теперь он лидер в Милане. И таких примеров очень много».

Поэтому Нгапет так сильно хотел взять медали в Токио. Чтобы остаться в истории и сделать волейбол во Франции хоть чуточку популярнее.

Телеграм-канал Ярослава Сусова о спортивном бизнесе и маркетинге

Как же досадно за волейбол! Мы точно не слабее Франции, но в финале Олимпиады сломалось слишком многое

«После поражения я не хотел быть один». Мы увидели, как волейболисты переживают крах в олимпийском финале

Фото: East News/JUNG Yeon-je/AFP; kuzbass-volley.ru; globallookpress.com/imago sportfotodienst; РИА Новости/Максим Богодвид; REUTERS/Carlos Garcia Rawlins