12 мин.

«У российского баскетбола нет будущего. Все плохо». Антон Понкрашов делится эмоциями

От редакции: вы читаете блог «Радио Зенит», здесь публикуются интервью с заметными деятелями питерского спорта. 

Антон Понкрашов – бывший разыгрывающий сборной России. Этим летом он вернулся в родной город, чтобы играть за «Зенит» в Евролиге.

В этом интервью:

• он объясняет, что не так с российским баскетболом;

• рассказывает историю про джинсы Понитки;

• и делится эмоциями от возвращения в Санкт-Петербург.

- Баскетбольный «Зенит» впервые победил ЦСКА в гостях. Вы с Евгением Вороновым выглядели как Бэтмен и Робин!

– В таком случае я готов взять на себя роль Робина. Очень уважаю и люблю Женю, мы давно друг друга знаем. Наши отношения давно перешли из приятельских в дружеские. Я всегда его поддерживаю, помогаю. Всегда были на связи, даже когда играли за разные команды. Очень рад, что наконец-то удалось попасть в один клуб. Готов помогать ему всегда, поэтому роль Бэтмена отдадим ему. Хотя он скромный, возможно красиво и аккуратно откажется от этого.

- Вы раньше выступали за ЦСКА. Что лично для вас значит победа над бывшей командой?

- Есть предыстория. До этого мы обидно проиграли «Альбе». Это была дебютная встреча в Евролиге. Хотелось, а главное, могли сыграть лучше, но проиграли. Сезон длинный, число игр гигантское, поэтому нет времени расстраиваться и переживать из-за поражения. Но внутри, хотелось быстрее реабилитироваться. У нас же крутая команда. Если бы перед игрой кто-то спросил у нас: «Можем ли мы обыграть ЦСКА?», ответить было бы сложно. Но мы вышли с запредельным настроем. У нас три ключевых игрока травмированы. Вышли без них и провели один из своих лучших матчей. Это крутое событие. Принципиальность ушла на второй план, просто хотелось взять верх. Так и получилось, это историческая победа над многократным чемпионом Евролиги.

- Как удаётся справляться с поражениями?

– Всё приходит с опытом. В начале своей карьеры, я болезненно переживал поражения или свои неудачные матчи.  Сейчас я понимаю, что это сильно отвлекает. Если сыграл плохо, проиграл, и ты начинаешь об этом думать, то становится только хуже. Эти мысли мешают тебе подготовиться к следующей встрече. Великий Дэнис Родман говорил: «Игра была, игра прошла». Не нужно зацикливаться, потому что матчей много. Если ты будешь думать о том, что было с тобой сегодня на игре, то послезавтра всё будет также или ещё хуже. После матчей стараюсь делать анализ. Где я мог сыграть лучше? Как я мог сыграть лучше? Что я не сделал? Что сделал? Дальше уже просто настраиваюсь на следующую игру, потому что понимаю, что было, то прошло, а сейчас нужно двигаться дальше. Это большой плюс для нас. Команда среагировала и не стала расстраиваться после поражения от Альбы, а настроилась на ЦСКА.

- Можно ли говорить после двух поражений ЦСКА в начале сезона, что борьба в Единой Лиге ВТБ станет интереснее?

– Уже в прошлом году была навязана борьба. Не было доминирования ЦСКА в регулярном сезоне. Они довольно много проигрывали. В этом году ситуация тоже сложная. Потому что никто не ожидал, что они проиграют в Красноярске. Это сюрприз. Тем интереснее чемпионат, это лучше для болельщиков. Любая команда может обыграть любую. Ты не знаешь, кто будет чемпионом даже в регулярном сезоне. Когда есть накал, и к концу матча нельзя сказать определённо кто победит, это очень круто для болельщиков. Мне после игры с ЦСКА писали комментарии, поэтому понимаю, что люди с интересом смотрели встречу и искренне переживали. Когда всё утихло, я открыл телефон, а там было сообщений 50, в одном только WhatsApp! Они выдавали свои искренние эмоции. Это круто не только для «Зенита», но и для всего баскетбола, для его популяризации. Есть шанс, что после таких матчей, больше детей захотят пойти в баскетбольную секцию и начать заниматься. Это вообще идеальный расклад. В этом и состоит главный смысл спорта – привлекать детей, чтобы у них зарождался интерес к игре.

- Вы родились в Петербурге, играли за «Спартак» и вот, спустя 8 долгих лет вернулись в родной город. Какие эмоции испытываете?

– Ощущения не передать словами, если честно. Последние 5 лет играл в Казани, и даже не было возможности вернуться в Петербург, хотя желание было гигантское. Я вырос здесь, мои родители и друзья живут тут. Даже не знаю, кого благодарить за возможность подписать контракт с «Зенитом». Я безумно счастлив. Когда меня спрашивали о ходе предсезонки, я отвечал, что впервые не думаю о том, чтобы она поскорее кончилась. Потому что предсезонная подготовка всегда тяжёлая, много тренировок. Но в этом году я смакую каждый момент. Никогда у меня не было такого. Получаю большое удовольствие от работы с Жоаном Плазой и от работы в клубе «Зенит». Это не передать словами, я очень счастлив.

- Когда получили предложение, на что обращали внимание? На партнёров по команде или на перспективы коллектива?

– На самом деле, есть несколько критериев, по которым я принимаю решение. Для меня очень важна беседа с тренером. Я был в разных ситуациях: был основным игроком, запасным, со мной общались, иногда не общались. С Плазой я контактировал ещё во время плей-офф прошлого сезона. Он меня заинтересовал. Мне понравилось, как он видит баскетбол – он в нём очень хорошо разбирается. Была чётко понятна моя роль. Изначально мы планировали пообщаться 5 минут, но беседа длилась полчаса. Мы пришли к взаимопониманию. Я понял, чего он от меня хочет, потому что он знает мои сильные и слабые стороны. Дальше оставались только формальности. Главное – это контакт с тренером. Если он не видит тебя в системе, то это плохо для игрока. 

- Вы здесь чувствуете себя на своём месте? И в команде, и в городе?

– Да, безусловно. У нас обалденный коллектив. Классный игроки и весь тренерский штаб. Родной город. Что ещё нужно? Только выкладывайся. Я сконцентрирован на работе и стараюсь готовиться к каждому матчу и приносить максимальную пользу команде.

- Ваши бывшие одноклубники говорили, что в раздевалке вы тот человек, который всегда поможет, поддержит. В раздевалке «Зенита» как построено общение?

– Можно зайти в мой инстаграм и посмотреть, что я там выкладываю. Зрителю, наверное, удаётся увидеть очень немногое из внутренней жизни команды. Но у нас всегда весело, мы стараемся шутить, всё время хихикаем. Но при этом, всё очень дисциплинировано, когда нужно работать. Я был в разных коллективах. Нужно понимать, что система команды – это разные национальности. Не только русские и американцы. Ещё есть поляки, испанцы, боснийцы. Из всего этого коллектива нужно сделать машину, которая будет убивать. Очень крутые игроки, много русских, которых я знаю больше 10 лет. Мы стараемся весело проводить время. Это классно, когда ты можешь работать и веселиться.

- Что за история с джинсами Матеуша Понитки?

- В заявку на Лигу ВТБ можно ставить только 6 иностранцев. В нашей команде их 8, но Густаво Айон был травмирован, ему сломали нос в игре с «Альбой». Когда мы приехали на матч с ЦСКА, никто не знал, кто из иностранцев не будет играть. В раздевалку заходит администратор и говорит: «Матеуш, ты не переодеваешься». Он сидел в спортивных штанах, открывает сумку и достаёт оттуда джинсы. И говорит: «Ребят, я должен быть в джинсах, должен выглядеть красиво». После победы он зашёл, и снова надел спортивные штаны. В этот момент Женя Воронов давал интервью, я схватил эти джинсы, ну а дальше нужно смотреть. Мы окрестили эти джинсы фартовыми.

- А свои суеверия у вас есть? Может, бороду специально не бреете?

– Суеверия есть, но нет смысла о них говорить. Борода – это исключительно моя лень. Когда есть время, её брею. Никогда её не ровняю. Либо отращиваю, и она становится совсем-совсем длинной, либо я её убираю, когда мне не лень. Есть мини-ритуал – всегда перед выходом на площадку читаю молитву.

- Без чего вы не можете представить свой обычный день?

– Без жены. Если её нет дома, то мне очень тяжело. Если она дома, значит, я спокоен. Уверен, что всегда будет еда. Но когда Милы нет дома, у меня начинается паника, не чувствую себя полноценным. Поэтому редко отпускаю её из дома (прим смеётся). Одиночество дома – это  самое страшное для меня. Я семейный человек. Жена меня дополняет и делает лучше во всём.

- Генеральный директор команды, Александр Витальевич Церковный, отмечал вашу универсальность. А ваше личное ощущение – универсальность помогает?

– Раньше говорили, что если ты высокий, то можешь играть на разных позициях, но никогда не акцентировали на этом внимание, потому что игра была другой. Сейчас всё немного поменялось. Баскетбол стал более атлетичным. Команде нужны игроки, которые могут играть на нескольких позициях. Когда в клубе много универсалов, это даёт дополнительные опции для тренера. Он может импровизировать. Когда такой тяжёлый сезон, как у нас, не получится избежать травм. Они могут случиться на ровном месте, как с Андреем Зубковым. Поэтому круто, когда в коллективе есть несколько человек, которые могут друг друга заменить. Сейчас баскетбол двигается в этом направлении – универсальность приветствуется. Мне проще, я всегда неплохо понимал баскетбол, не нуждаюсь в дополнительных объяснениях каких-то схем. Потому что, в принципе, я их знаю со всех позиций.

- Этот сезон особенный для «Зенита» – клуб впервые будет выступать в Евролиге. Сильно ли это давит на коллектив?

– Слово «давит» не совсем подходит. Это крутое событие, уровень которого не все понимают. Всё, что видишь в телевизоре или на мониторе, абсолютно не передаёт того, что ощущаешь в реальности, на площадке. Атмосфера в Германии повергла меня в шок. Потому что было 8 тысяч людей, которые 40 минут безостановочно стучали и свистели. Такого нет в Лиге ВТБ или в Еврокубке. А это только Германия! Когда приедешь в Турцию или в Сербию, там будет 10 тысяч зрителей и сумасшедшая атмосфера! Поэтому мы в серьёзном ожидании. Я играл в Сербии, где собиралось 15 тысяч. При такой поддержке нельзя проигрывать. В Петербурге отличная арена, прекрасная команда, да и сам город крутой, поэтому надо показать класс.

- В Петербурге высокая конкуренция за болельщиков. Тут и хоккейная команда, и футбольная, и волейбольная. Что нужно делать, чтобы привлекать фанатов?

– Самый простой ответ – нужно побеждать. Когда ты выигрываешь, количество болельщиков увеличивается в разы. Правда, истинный фанат всегда с командой, вне зависимости от результата. Невозможно побеждать каждый раз. Как говорит наш тренер: «Такое может произойти только в Диснейлэнде. У вас такого произойти не может». Важна работа клуба, чтобы он понимал, как нужно работать с болельщиками, как делать игру интереснее. Сейчас, баскетбол – это уже не баскетбол. Это шоу. В первую очередь, ты должен привлечь зрителя. Это можно сделать, устроив шоу, розыгрыш призов или проведя работу с детьми. Всё что угодно. И только потом, на десерт – игра. Баскетбол воспринимается в купе со всеми активностями. Это доказано примером НБА. Там это вообще не игра. Я был на финале в 2012 году и просто сидел с открытым ртом! Думал: «Ё-моё, куда я попал?». Потом  увидел фан-магазин, в котором кроссовки и ещё миллион каких-то штук, каждую из которых хочется купить. Нам надо стремиться к этому – делать крутое шоу и продукт, который будет интересен. Потому что это круто, когда можешь пойти с семьёй на баскет, а потом слышать от них: «Было круто! Когда идём в следующий раз?». Мне кажется, у «Зенита» с этим проблем не будет. Самое главное – петербургские болельщики очень верные, и наша армия увеличивается.

- Как вы будете соблюдать баланс между играми в Евролиге и Лиге ВТБ?

- Тренер  понимал, что ожидает наш коллектив. Такой сложный сезон нельзя пройти, если в команде всего 8 игроков. Просто физически невозможно справиться с таким числом игр и перелётов. У нас много людей, которые могут выйти и классно сыграть. Ещё раз скажу, что участие в Евролиге – это невероятно. Но не все понимают, что происходит за пределами паркета. Куча перелётов, усталость, отсутствие семьи рядом. Это тяжело. Важно восстанавливаться – это, наверное, даже важнее тренировочного процесса. Потому что на каждую встречу нужно выходить свежим.

- Какие лично у вас задачи на сезон?

­­- Для меня очень важно провести все матчи и быть здоровым. Я не строю иллюзий, что всегда буду хорошо играть. Знаю, что в каждом матче буду максимально выкладываться. Будет это хорошо или плохо – я предугадать не могу, но точно отдам все силы. Про здоровье тоже думаю. Моя задача восстанавливаться и пройти весь турнир без травм.

- За какими видами спорта следите в свободное от баскетбола время?

– Если честно, свободного времени очень мало, поэтому стараюсь его проводить с родными. Я им нужен, потому что большую часть года провожу на выездах или тренировках. Могу выделить несколько часов, когда показывают баскетбол, но другие виды спорта смотреть не получается. У нас есть в команде француз – Альбиси. Он уже спросил, когда я отведу его на футбол. Сам ещё ни разу не был на зенитовском стадионе. У меня есть товарищ, который может посадить на неплохие места, поэтому я в ожидании. Брат говорил, что это очень круто. Когда он мне позвонил со стадиона, я почувствовал, как много эмоций он испытывает. Сильно заинтересовал меня, поэтому надеюсь, что появится возможность сходить самому. Есть же неплохая традиция, когда футболисты приходят поддерживать коллег-спортсменов на баскетбольный матч, а мы – наоборот. Это круто, когда есть связь между представителями разных видов спорта, выступающих в одном городе.

- Какое у вас любимое место в Петербурге?

– Это мой дом. Мы с женой стараемся создать уютное гнёздышко, в которое всегда хочется вернуться. Мы называем его местом силы.

- Есть ли будущее у российского баскетбола?

– Нет. Потому что всё плохо. Система выстроена неправильно. Для молодых российских игроков нет возможности прогрессировать, не вижу, как они могут закрепиться в составе. У тебя в команде 6 легионеров. Плюс, должно быть 6 русских, которые, как правило, старше 26 лет. У тебя уже 12 человек в заявке. Чтобы молодой игрок при такой системе попал в заявку и регулярно играл, должно произойти что-то невероятное. Иногда молодёжь даже не может принимать участие в тренировочном процессе, такое было в Казани. Как ему прогрессировать? Для него нет места, а оно ведь не появится просто так. Потому что каждый тренер ставит перед собой задачу побеждать. Его спрашивают: «Что тебе для этого нужно?». Будь я тренером, ответил бы так же, как отвечают все специалисты: «Мне нужно 8 иностранцев». Потому что от результатов зависит, буду ли я дальше работать, будет ли моя семья кушать. Можно говорить, что в составе сборной было два игрока из Суперлиги. Но этого недостаточно для нашей многомиллионной страны, где баскетбол всегда находится в топе по популярности.

Фото: instagram.com/antonponkrashov