14 мин.

Сергей Семак: «У тех, кому сейчас по 23 года, налицо провал в тренерской школе»

Накануне матча «Зенита» и «Баварии» полузащитник сине-бело-голубых Сергей Семак побывал в гостях у радио «Зенит». Во время эфира футболист рассказывал о вентиляционных дырках в гипсе, воинских званиях, проблемах медленных марадон, борьбе с демографическим кризисом и болельщиках, которых знает в лицо. Текстовая версия эфира – в блоге «Выигранный воздух».

- Беседу хочется начать с вопроса о здоровье. Когда мы увидим вас на поле?

– Сейчас я делаю в общей группе только некоторые упражнения — те, которые разрешают доктора. До двусторонок дело пока не дошло, хотя положительная динамика заметна. Мне хочется как можно быстрее начать играть, но большое количество травмированных игроков не позволяет нашим врачам рисковать и выпускать на поле не полностью здорового футболиста. Думаю, сейчас медицинский штаб предпочитает перестраховаться. Ходить, ездить не больно. Не могу только выполнять прыжковую работу, во время которой слишком велика нагрузка на травмированный голеностоп. В остальном выполняю ту же работу, что и все.

 - Это первая ваша травма в «Зените». Как проходило восстановление, как срезали гипс, чесались ли вы спицей?

 - Честно говоря, ожидал гораздо худшего. Боялся, что несколько дней не буду спать, что придется делать вентиляционные дырки в гипсе – к счастью, обошлось. Буквально четыре недели походил в гипсе, две недели на костылях, а потом потихоньку начал работать, хотя небольшой дискомфорт присутствовал.

1 мая в Германии мне сделали специальные стельки, которые будут поддерживать плюсневую кость. Заодно проконсультировался с доктором, которой специализируется на таких травмах и делал операцию Роббену. Немецкий врач дал неутешительное заключение: четыре недели даже бегать было нельзя, только акваджоггинг. Полностью, конечно, рекомендацию не выполняю, потому что во время некоторых упражнений не испытываю никакого дискомфорта. Сейчас как раз заканчивается третья неделя, на следующей буду делать снимок, который покажет, можно ли мне выйти на поле. Возможно, буду готовиться даже к игре со «Спартаком», но, наверное, все же окончательно восстановлюсь к матчу с «Динамо».

- Пару недель назад видел на базе очень интересное упражнение, которое вам предложил тренер по физподготовке Альберто Бартали. Вы, чеканя мяч, бегали вокруг таких «противотанковых ежей».

 - За последние пару месяцев я узнал много интересных упражнений, нужно было постоянно выдумывать что-то новое. Наши тренеры, в том числе, Альберто старались разнообразить процесс восстановления. Мне нужны были небольшие развороты голеностопа, чтобы маленькие кости, сухожилия разрабатывались, чтобы уходили болевые ощущения, чтобы кровь быстрее доносила кислород до ноги. Чеканка, резкие развороты, рывки — все это способствует скорейшему выздоровлению.

 - Сергей Федоров во время интервью доставал из мешочка какую-то индийскую травку и ел ее. Он говорил, что это делает его сухожилия молодыми несмотря на возраст. Есть ли у вас в связи с травмой специфические распорядки дня, диеты?

– Ничего особенного. Став взрослым, выработал определенные принципы питания, которых я придерживаюсь на сборах: перед игрой это овощи, фрукты, зелень, никаких гарниров, а если с гарниром, то исключаю все остальное. Вот такое раздельное питание.

 - Знаете ли вы в лицо кого-нибудь из болельщиков «Москвы», ЦСКА, «Рубина», «Зенита»?

 - По «Москве» сложно что-то сказать.

- В вашем голосе чувствуется ирония. Наверное, только Максима Мотина можно назвать?

 - Кстати, я знаю, пожалуй, около 15 человек, которых можно было бы сравнить с Максимом по уровню отношения к клубу, к работе. Что касается ЦСКА, конечно же, знаю болельщиков, с некоторыми дружу. Наверное, прошло время, когда они фанатично ездили за командой на все выездные матчи, сейчас большая часть моих товарищей – состоявшиеся рассудительные люди. В «Рубине» таких людей немного, их брали в поездки с собой. Если говорить о «Зените», то тут ситуацию можно сравнить с ЦСКА: болельщики ездят с нами на выезды, мы встречались с лидерами фанатского движения. Людей, которые организовывают болельщиков, я знаю в лицо. Не могу похвастаться дружбой с ними, но к людям, посвятившим большую часть своей жизни болению за «Зенит», отношусь с уважением. Они делают все, чтобы игрокам было комфортно, чтобы атмосфера, в которой проходят матчи «Зенита», соответствовала лучшим мировым стандартам.

 - Сообщения в стиле «Сережа, ты лучший» с незнакомых номеров после игры получаете?

 - Нет, только с вашего пару раз.

 - Приходилось слышать из уст недалеких журналистов и излишне эмоциональных болельщиков, что медицинский штаб «Зенита» ничего не делает – мол, посмотрите, сколько травм. Мне казалось, что это как раз тот редкий случай уникального стечения обстоятельств.

 - Думаю, к каждому случаю нужно подходить отдельно. В последние три года работа медицинского штаба устраивала специалистов и болельщиков, не могли же они вдруг потерять квалификацию и стать виновниками всех травм. В «Зените» работают профессионалы, опытные люди, к их мнению нужно прислушиваться. Действительно, всему виной стечение обстоятельств. Большинство травм случается из-за усталости. Возможно, сказался даже прошлый сезон, потому что эмоциональная составляющая играет огромную роль в восстановлении и реабилитации. Надеюсь, мы переживем этот период, и к осенним матчам лазарет «Зенита» опустеет.

 - Нынешний «Зенит» не выглядит эффектно в плане физической формы.

 - Доля правды в этом есть, но не сказал бы, что команда ходит пешком по полю или совсем плохо двигается. Думаю, специалисты и болельщики бросаются в крайности. В последнее время я смотрю футбол со стороны и в последнем матче с «Рубином» заметил, что стоит «Зениту» забить и повести в счете, как трибунам игра начинает нравиться, хотя мы и не показываем потрясающий футбол. Как только счет становится равным, все тут же начинают кричать, что команда ходит пешком. Многое происходит на эмоциональном уровне. Да, сейчас команда стала больше пропускать, наверное, какие-то проблемы в обороне есть. В начале прошлого сезона, когда «Зенит» сделал огромный шаг к чемпионству, счет 1:0 практически гарантировал победу. Увы, концовка прошлого года и начало этого показали, что команда действительно много пропускает, несмотря на огромный атакующий потенциал. Не секрет, что наш чемпионат на 99 процентов выигрывает та команда, которая мало пропускает.

 - Тренерский штаб по поводу пропущенных мячей призывает не расстраиваться?

– С точки зрения зрелищности команда стала играть по-другому. Много забивали и в чемпионате, и в Лиге Европы. Конечно, это тут же отразилось на оборонительных действиях. Взять того же Бердыева: выиграл два чемпионата и постарался сместить вектор игры. Каждому тренеру хочется не только побеждать, но и побеждать красиво. Того же хотят и болельщиики. В «Зените» была аналогичная ситуация. Команда побеждала, но болельщики ждали атакующий футбол. Когда я пришел в команду, было очень много упражнений на контроль мяча, выход из обороны, хотя со стороны в первом круге казалось, что акцент сделан на быстрые контратаки, исходя из наличия быстрых техничных футболистов. Взять хотя бы первый матч в Самаре – и таких игр было очень много, в том числе, и в Кубке России с не самыми сильными соперниками. Сейчас против «Зенита» все делают ставку на оборону, и играть очень сложно. Скажем, в Краснодаре при таком медленном поле создавать что-то было практически невозможно.  

 - Согласитесь, если болельщики на «Петровском» знают, что будут делать игроки «Зенита», то тренеры соперника, как тот же Слуцкий, знают это и подавно.

 - Согласен полностью. Многие изучили тактику «Зенита». Команды настраиваются на нас как на чемпиона. Не будем вспоминать плохое, но когда «Зенит» занимал третье, пятое места, настрой был совсем другим. Выиграть у чемпиона хотят все тренеры и футболисты. Есть принципиальные соперники, несколько дерби, а вот чемпион – принципиальный соперник абсолютно для всех. «Рубин», думаю, целую неделю готовился к матчу против нас, игроки прошли не одну теорию. Но и тот же Спаллетти пробует, меняет. Мы уже поиграли с разным количеством нападающих, с одним или двумя опорными. В том же матче против «Рубина» он сменил крайних полузащитников, и игра поменялась. Нужно отдать должное Спаллетти – он еще ни разу не пожаловался на то, что не может выставить оптимальный состав в отличие от многих тренеров других клубов. Понимаете, сейчас вся ответственность за результат игры лежит на 12–13 игроках — соответственно, не особо разгуляешься и со схемами. Но Лучано считает, что этого вполне достаточно для того, чтобы решать задачи. Когда вернутся те же Широков и Быстров, команда заиграет по-другому. 

 - Где тяжелее тренировки — в «Зените» или в «Рубине»?

– Естественно, в «Зените». Итальянская школа всегда славилась серьезными физическими нагрузками. Есть три тяжелых дня тренировок и два полегче. Ну, а что касается предсезонной подготовки, то там 90 процентов команд работают примерно по одним конспектам.

 - У многих игроков, отдавших приличное время ЦСКА, чувствуется дух доблести, чести. Достаточно вспомнить вас и Игнашевича. В чем секрет? Хочется сразу спросить, в каком вы звании.

 - Я без звания, в запасе — в прямом и переносном смыслах. Вопрос интересный, даже не знаю, что ответить. Думаю, все зависит от футбольного везения, не каждый будет много лет востребован в одной и той же команде. Меняются тренеры, у них разные взгляды, не всегда от футболиста зависит, в каком из клубов играть. Думаю, процесс перестройки, когда ЦСКА вышел из низов турнирной таблицы, закалил команду. К тому же тот костяк, который сформировался в начале 2000-х, существует и сейчас.

 - Есть ли у вас рекорд по чеканке мяча?

 - Таким занимался еще в школе. Это не совсем футбольное упражнение, чеканить мяч до бесконечности просто неинтересно, надоедает после тысячи.

 - На телевидении есть программа, где ведущий вместе с футболистами разучивает финты. Я попал на эфир с новичком «Спартака» Эмином Махмудовым. Было жутко за него неудобно, потому что максимум, что он смог из себя выдавить, – банальная чеканка. Вам не кажется, что у нынешних молодых футболистов чудовищный провал в технике?

 - Категорично говорить не буду, но тенденция такая наблюдается. По поводу программы могу сказать, что это своего рода шоу. Если ведущий такой техничный, почему он не играет в «Реале» или «Барселоне»? Увы, он работает на телевидении. У тех, кому сейчас по 23 года, налицо провал в тренерской школе — то время, когда закладывался фундамент, для них прошло мимо. Сейчас же многое строится на скоростях. Многие тренеры, просматривая юных футболистов, больше внимания обращают на ловкость и быстроту, чем на технику. Если мальчишка с мячом выглядит,  как Марадона, а скоростью не блещет, его не возьмут, даже смотреть никто не будет. Считается, что технике можно научить, а скорость, ловкость — это врожденное. Время, конечно, упущено. Вспомните европейские турниры начала девяностых. До того, как Олег Долматов в 98-м году перестроил оборону и стал играть в линию по зонному принципу, все наши команды в еврокубках терпели фиаско только из-за того, что играли с либеро, хотя все уже действовали иначе. Одна устаревшая схема стала причиной многолетнего провала. Так же и у нас: погнались за скоростью и забыли про  технику. Сейчас, слава богу, все изменилось. Я, допустим, вижу, как мой сын ходит в обычную футбольную школу и сколько времени уделяется технике и работе с мячом. Думаю, следующее поколение будет гораздо техничнее.

 - Что важнее: тактика или настрой?

– Думаю, второе. За счет самоотдачи можно компенсировать ошибки тактического характера.

 - Если бы вам сейчас поступило выгодное предложение от «Спартака», вы бы его приняли?

 - Нет.

 - Планируете ли вы стать тренером?

 - Пока нет.

 - Где можно увидеть Семака обычному болельщику, кроме стадиона?

– Да практически везде — в метро, в аэропорту, на вокзале, на улице с коляской, в магазине с пакетами, в химчистке с вещами.

 - Как вы относитесь к судьям?

 - Хорошо. Особенно когда вижу, что отсутствует какая-то симпатия к той или иной команде. Даже когда арбитр ошибается, он должен быть последователен в своих решениях.

 - «Рубину» в условиях жесточайшей конкуренции удалось то, к чему сейчас стремится «Зенит», – стать чемпионом два раза подряд. В чем секрет?

– Секретов в футболе, как известно, нет. В первый год «Рубину», думаю, во многом повезло, а на второй мы действительно полностью заслужили победу, показывали хороший футбол. Возможно, команде помогло то, что в нее мало кто верил. В этом плане «Зениту» сложнее — от него всегда ждут чемпионства.

  - «Кубань» и «Анжи» наверху турнирной таблицы — явление временное?

– На мой взгляд, и тем, и другим можно ставить цель попасть в пятерку. Говорить о том, что эти клубы будут бороться за чемпионство, я бы не стал. У нас есть команды посильнее.

 - «Локомотив» лидирует. Ожидали, что у Красножана получится в Москве?

 - Я всегда относился с симпатией к работе Красножана, уже по первым турам было видно, что ему удалось самое главное — сплотить команду. У «Локомотива» чувствуется отличный эмоциональный заряд, который помогает им выигрывать, хотя игровых проблем у них хватает. Есть коллектив, более-менее стабилизировалась ситуация с руководством. Надеюсь, кстати, что мой друг Алексей Смертин тоже внес вклад в решение всех этих проблем.

 - Отставка Протасова, на ваш взгляд, логична?

 - Не скажу, что она напрашивалась. Протасов — неплохой тренер. В прошлом году команда выступила удачно и многим лидерам попортила нервы. Проблема в том, что большинство клубов с периферии внутренне не готовы к тому, чтобы бороться в премьер-лиге за самые высокие места. Хорошие игры чередуются с откровенно провальными. Иногда складывается ощущение, что им проще играть с сильными соперниками, чем со слабыми. В этом году команда, мне кажется, будет бороться за место в восьмерке.

 -  Насколько ситуация в «Спартаке» поддается логическому объяснению?

– Да, здесь, пожалуй, есть повод улыбнуться. Ситуация необычная: Карпин то увольняет сам себя, то решает оставить. Но понять его можно: игрокам нравится работать с ним, ему нравится тренировать, Федуна он, по-видимому, устраивает. Но я все-таки вырезал себе турнирную таблицу после того тура, когда «Спартак» был на последнем месте. Знаю, что аналогично поступили многие мои друзья.

 - После матча с «Рубином» видел вас выезжающим со стадиона за рулем переполненной машины. Поехали казанским футболистам показывать Эрмитаж?

 - Ну, если считать Жевнова и Бородина игроками «Рубина», то можно и такое предположить. А вот перед игрой виделся с Шароновым и Рязанцевым — заезжал в гостиницу, где они останавливались. Рома Шаронов — крестный моей дочери. Поздоровался с руководством и тренерским штабом команды, но после матча ни с кем из игроков пересечься не удалось.

 - Сейчас много говорят о смене игровой философии «Рубина». Насколько сильно изменилась команда в этом году?

 - В первых турах «Рубин» действительно делал ставку на контроль мяча и активную игру впереди, но в последних двух играх Курбан Бекиевич взял передышку, вернувшись к проверенной тактике. С «Зенитом» и «Краснодаром» казанцы играли от обороны. Мне кажется, на сегодняшний день «Рубину» не хватает исполнителей для регулярной игры первым номером. Карлос Эдуардо, который должен был бы стать мозговым центром команды, никак не наберет форму. Есть, как мне кажется, некий дисбаланс между желанием действовать через тотальный контроль мяча и средствами, которые есть у клуба на данный момент. Впрочем, летом «Рубин», скорее всего, укрепится.

 - Вопрос перед матчем с «Баварией». Вам не раз приходилось играть против Тимощука. Хотелось бы узнать, есть ли, на ваш взгляд, у Анатолия слабые стороны?

– У любого универсального футболиста отсутствуют слабые места, но и сильных тоже не так много. Если человек обладает каким-то супердриблингом или ударом, то наверняка у него есть и отрицательные качества. Тимощук проделывает огромный объем работы, хорош в отборе, у него отличный удар. Наверное, это его отличает от других. Плюс опыт, который позволяет ему играть на любой позиции и здорово читать игру. Я считаю, что откровенно слабых мест у него нет, но, возможно, наш тренерский штаб думает иначе и подыщет что-то специально для Тимощука.

 - Следите за играми сборной Украины и вообще за украинским футболом?

 - Не успеваю смотреть телевизор, да и каналов у меня всего пять. Перед финалом Лиги чемпионов каждый раз хочу поставить себе спутниковую тарелку, но потом снова забываю. С другой стороны, я прекрасно понимаю, что времени на просмотр все равно нет.

 - За кого будете болеть в финале Лиги чемпионов?

 - Этот как раз тот финал, в котором встречаются две мои любимые команды. С детства любил «Манчестер» и восхищался «Барселоной». Больше шансов у «Барселоны», поэтому я буду болеть за «Манчестер».

 - Правда ли, что в команде сейчас напряженная обстановка?

 - Нет. Опять-таки чем отличается иностранный тренерский штаб от русского? Мы гораздо серьезнее воспринимаем любые очковые потери. При русском тренере после поражения на базу лучше приезжать перед самым началом тренировки, а уезжать так, чтобы тебя никто не видел. А тут мы разобрали ошибки и пошли дальше. Тренер хочет, чтобы мы приезжали на базу с улыбкой, потому что если нет желания тренироваться, КПД занятий гораздо ниже. Конечно, футбол — это мужская игра, здесь есть свои шероховатости, столкновения интересов, различные мнения, но это нормально. Ничто не мешает рабочей обстановке.

 - Многие уверены, что Сергей Семак один справляется с демографическим кризисом в стране.

 - Я и сам шучу, что с каждым новым ребенком я ем на один раз реже и сплю на час меньше. Зато избыточный вес мне не грозит! Иногда бывает тяжеловато, самое неприятное — когда дети болеют, недавно мне даже пришлось вместе с дочкой лечь в больницу. В остальном дети — это счастье. Не подумайте ничего плохого: за участками, которые предоставляет государство многодетным семьям, мы не гонимся. Думаю, заработаем сами.

 - Перейдем к «Томи». Команда оправданно идет внизу, Непомнящему с командой мальчишек тяжеловато в премьер-лиге?

 - Полностью согласен. Такая уж «Томь» команда – подбирает все, что плохо лежит. В Томск едут или в аренду или при отсутствии игровой практики. Финансовое положение не позволяет команде покупать игроков, строить задачи, поэтому каждый год возникают одни и те же проблемы. Я думаю, Непомнящий великолепно справляется. Даже в неудачных матчах команда смотрится неплохо, пытается играть в футбол. Чего стоит тот же Голышев, который наступает на пятки Лазовичу в споре бомбардиров. Когда я играл в «Москве», он подавал надежды, потом не получил шансов в «Спартаке», а в Томске раскрылся. Дзюба после переезда в «Томь» тоже почувствовал уверенность и перешел на новый уровень. Думаю, молодые футболисты совершенно правильно едут не просто в «Томь», а к определенному специалисту, который поможет им расти.

 - Видно ли вам, что Максим Канунников играет все лучше от тура к туру?

 - Пока лидерские качества берут на себя другие игроки «Томи», но это, я уверен, лишь вопрос времени. Думаю, командировка в Томск пойдет Максиму на пользу и он вернется к нам, чтобы усилить команду.